a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар-практикум для педагогов МДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Автор: Беркумбаева Асия Ракимбаевна Опубликовано: 2023-12-19 09:25:00

Документы для скачивания

МДОУ «Кизильский детский сад №3» Семинар- практикум для педагогов М ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Беркумбаева А. Р. Цель: Совершенствовать умения педагогов в организации и проведении сюжетно – ролевых игр. Задачи: 1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно- ролевой игры в развитии дошкольника. 2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при организации и разворачивании сюжетно- ролевой игры и их причины. 3. Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно- ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении. Выступление «О значении сюжетно- ролевой игры» Уважаемые коллеги! Условно выделяют три класса  игр: 1) игры по инициативе ребенка( творческие:   сюжетно- ролевые, режиссерские, и театрализованные ( игры- драматизации, строительно- конструктивные) ; 2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами ( дидактические, подвижные) ; 3) народные игры ( созданные народом) . Сюжетно- ролевая игра  - хозяйка игрового процесса. Более подробно остановимся на сюжетно- ролевой игре как любимо й форме игровой деятельности. " Давай поиграем! " - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву, п росьбе звучащему сегодня из уст ребенка. " Давай поиграем, ну давай! " . Обращаются дети к своим родителям. И что же они слышат в ответ? –( Ответы педагогов) " Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…" - говорим мы часто своему ребёнку. " Идите, играйте" - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы с нами согласиться? И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие- то любовные романы, в бандитов … Т о, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который им «дарят» взрослые. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольников, педагогика имеет в виду преимущественно совместную сюжетно- ролевую игру. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя ». Часто в детских садах, из- за загруженности учебного процесса, дети играют мало, а в других случаях игры эти бедны, малоинтересны, не оказывают достаточного влияния на развитие детей. Имеются определенные трудности и недостатки в руководстве игрой. С одной стороны наблюдаются случаи, когда игра проводится самотеком, и воспитатель считает, что если он выделил для игр определенное время, снабдил ребенка игрушками, то на этом его миссия заканчивается. С другой стороны, можно наблюдать противоположное явление, когда игра перегружается дидактическими задачами, не учитываются индивидуальные и психические особенности развития детей. Действительно, значимость сюжетной игры в дошкольном возрасте велика. Именно в сюжетной игре, где всё условно, как будто, проживая ту или иную ситуацию, ребёнок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по- своему. С южет и содержание игры дети берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Развивающее значение игры разнообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения между сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Уважаемые педагоги, насколько, на ваш взгляд, актуальна данная тема? ( Ответы педагогов) Слайд №1 Тема семинара- практикума Слайд №2 «Основа сюжетно ролевой игры» Основой сюжетно- ролевой игры является воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. В воображаемой ситуации, наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. Сюжет – это та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность и привлекательность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний. С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются( по С. А. Шмакову) : - профессиональные; - военизированные( « стрелялки », «догонялки», по мотивам мультфильмов) ; - созидательные( строительство) ; - поиска и открытия( путешествия, «космос») ; - связанные с искусством( «цирк», «театр») ; - сказочные; - фантастические; - этнографические( «в индейцев») . Роль – это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными( по С. А. Шмакову) : - роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги; - роль- профессия обобщенного типа( учитель, врач) ; - семейная роль( мама, папа, дочка, сын) ; - этнографические роли( индеец) ; - сказочные, карнавальные роли( Дед мороз, Волшебник, Пират, Баба Яга) ; - роль животного. Игровые действия носят условный характер. В игре действительность представлена условно, «понарошку». Основной механизм существования игры – действия замещения( условные игровые действия) . Особый вид замещения – обозначение игрового пространства. Сначала это происходит при помощи предметов- маркеров игрового пространства, а затем в речи. Существенная особенность игры и её содержания – отношения между людьми, которые являются объектом моделирования и экспериментирования в игре. Содержанием игры становятся ситуации. В которых ребенок активно действует наравне со взрослыми( сам ест, одевается) , где он выступает как объект действия взрослого( его лечит врач, стрижет парикмахер) , где ребенок вовлечен в сопереживание в процессе восприятия искусства( игры по содержанию мультфильмов и сказок) . Слайд №3 В детский сад сюжетно- ролевые игры пришли сами собой, так как это естественная форма поведения детей. Игра для малышей – не просто баловство. Практически, большую часть своего времени обычный ребенок проводит в игре.   Сюжетно- ролевые игры в детском саду позволяют воспитателю лучше узнать своих детей, их характер, привычки, организационные способности и творческие возможности, а это, в свою очередь, является основой для того, чтобы найти наиболее правильные пути воздействия на каждого ребенка в отдельности. Руководство сюжетно- ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях: Косвенное руководство( без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей: • наблюдения; • целевые прогулки; • экскурсии • беседы; • чтение художественной литературы; • просмотр кино- , видеофильмов; • занятия( особенно речевые) • рассмотрение иллюстраций; • ознакомление с атрибутами, предметами- заменителями и способами их использования; • организация игрового пространства( подбор, изготовление своими руками) ; • игры( конструктивные, дидактические, подвижные) ; • изобразительная деятельность; • игры- имитации; • мнимые «телефонные разговоры»; • придумывание историй( для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай») ; • «домашние задания», которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации( например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом. ») . Прямое руководство( с вмешательством в игру) . 1. Воспитатель- носитель игровых действий( младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла. Задача- научить играть( воспитатель исполнитель главной роли) : • показ игровых действий; • описание сюжета или персонажа( например, больной куклы) ; • рассуждения воспитателя( например, о причинах болезни куклы) ; • упражнения ребенка в игровых действиях; • упражнения в игровых действиях в новых ситуациях( «Скорая везет в больницу», «Больного несут на носилках») ; • обращение персонажа к детям; • вопросы к ребенку, к персонажу; • проблемные игровые ситуации( «В Мишки температура», «Зайчик сломал ножку») Слайд № 4 Автор книги «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, определяет генетические этапы формирования игры в дошкольном возрасте. Для каждого из этапов разработаны конкретные приемы и методы, объединенные общим принципом формирования игры, который заключается в участии взрослого как партнера в детской деятельности, что позволяет, не нарушая естественного процесса игры, поэтапно передавать детям усложняющиеся игровые способы. Автор выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры: На первом этапе( 1, 5- 3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами- заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом. На втором этапе( 3 года- 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь( ролевой диалог) . На третьем этапе( 5- 7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру- придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой- придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события. Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне. Слайд № 5 «Принципы организации сюжетно ролевой игры» Рассматривая вопрос о принципах организации сюжетно ролевой игры обратимся к позиции Михайленко Н. Я. и Коротковой Н. А. , которые определили следующие принципы: Первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Но в совместной игре с детьми воспитатель должен занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо- плохо, правильно- неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем- то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам- взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте. Слайд № 6 Д ля успешного формирования сюжетно- ролевой игры у детей, воспитателям необходимо: - Создать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке, оборудовать педагогически процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей. Организуя предметно пространственную среду для сюжетно- ролевой игры, игровой материал вносят постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, чтобы игрушки помогали вспомнить те события, с которыми недавно познакомили. После закрепления и уточнения знаний вносят какую- то новую игрушку или самодельные атрибуты, а иногда один настоящий предмет, например кухонную доску( эти предметы должны быть безопасными для детей) . Настоящие предметы помогают лучше войти в роль. - Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня, способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь. - Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие возрастному периоду. - Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность. Слайд № 7 Создание предметно- игровой среды Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения. Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой  сюжетно- ролевой игры. В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы- заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы- заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки( салат, свернуть в трубочку( термометр, нарисовать на нем узор ( скатерть, салфетка, коврик) . Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка- заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой- то типичной свойством, характерной деталью. Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания  сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы- заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности. Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным  играм. Отрицательно сказывается на игровой деятельности неудобное расположение игровых материалов. Если дети не могут ими свободно пользоваться, игровая деятельность резко ограничивается. Практические задания педагогам. Давайте разберем несколько ситуаций и попробуем найти для них оптимальное решение. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя. Вопрос: Какова должна быть реакция педагога? Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба- бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: Что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги. «А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, - ты, Лариса, тогда сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята, это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам нужно», - и положила все предметы перед детьми. Вопросы: Какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает игра на формирование характера? Творческое задание для педагогов. Проигрывание сюжетно- ролевой игры « Рыболовецкое судно ». П одготовить из бросового материала предметы для игры. Задачи: Формировать умение отражать в игре разнообразные  сюжеты  о жизни и труде людей, закреплять знания о профессиях взрослых на корабле. Игровые действия: Пароход строят из кубиков, блоков, кирпичиков, мягких модулей, веревки, стульчиков. Пассажиры отправляются в путешествие по реке. Капитан отдает команды, смотрит в бинокль. Штурвальный ведет пароход, крутит руль. На остановках все выходят на берег, гуляют, ходят на экскурсии. Моряки на пароходе убирают трап, моют палубу, выполняют команды капитана. Повар- кок готовит обед для команды. Рыбаки готовятся к выходу в море. Собирают сети, бинокли, рупор. Выходят в море ловить рыбу. Капитан рыболовецкого судна отдает команды, все помогают друг другу. Рыбаки забрасывают сети в море, ловят рыбу, выгружают в контейнеры, кладут в холодильники. Команда отдыхает, кок приготовил вкусный обед. Капитан по  карте смотрит направление судна. Все возвращаются на берег. Рыбу сгружают на специальные машины, которые везут ее в магазин. Игровой материал: Бескозырки моряков, воротники, бинокли, штурвал, пилотки, якорь на веревке, флажки сигнальные( красные, желтые, компас,   карта, сеть рыбацкая, рупор. Рефлексия. На доск е педагоги, выкладывая смайлики, оценивают своё участие в семинаре

Оставить комментарий: