Буклет для педагогов :"В Триз играют малыши"
Документы для скачивания
внучка маленькая, а бабушка старенькая; Ослик Иа большой, а Винни Пух то л- стый; Лиса хитрая, а Колобок жёлтый; Гулливер высокий, а Дюймовочка м а- ленькая; Заяц серый, а петушок смелый; Винни Пух любит мёд, а Пятачок розо- вый; Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая; У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. п. Литература по ТРИЗ А вот и список учебных пособий, которые я смело могу посоветовать всем, кто заинт е- ресовался ТРИЗ и хочет попробовать приме- нить ее на практике. Одни доступны в пе- чатном виде, другие же проще найти в эле к- тронном. Анатолий Гин « Сказки- изобреталки от кота Потряск и- на». Вместе с пушистым хитрецом ребята научатся находить грамотные выходы из любых затруд- «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентир о- ваться в современном мире, что- бы при минимуме затрат до- стичь максимума эффекта» Г. С. Альтшуллер Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируе т- ся ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия твор- ческого потенциала каждого ребёнка. Адаптирова н- ная к дошкольному возрасту ТРИЗ- технология, поз- волит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём! » Генрих Саулович Альтшуллер Теория решения изобретательских задач( ТРИЗ) появилась на свет в пятид е- сятые годы ХХ столетия благодаря ин- теллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя- фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разра- ботал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок восприн и- мает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют при- роде его «я», то есть педагог должен ра- ботать в согласии с принципом природо- собразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют ра з- ные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста вос- питанников ДЕВИЗ ТРИЗ: «ТВОЧЕСТВО ВО ВСЁМ! » Детский возраст – период бурной речевой де я- тельности. Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать бога т- ство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ- педагогике основное внимание уделяе т- ся именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи. Именно методы ТРИЗ позволили создать м е- тодики по развитию речи дошкольника, кото- рые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. Игра" Дидактический мяч» Активно используется пособие" Дидактический мяч" , с помощью которого детей учим находить слова- антонимы. Мама( папа) предлагает слово- существительное( прилагательное, глагол) , а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть- радость; белый- чёрный; плакать- смеяться. Игра «Дразнилка» На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, м а- ма даёт им шуточные имена- дразнилки. Смотрелки, плакалки, моргалки, подмиг и- валки и др. - … глаза Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка- … лошадка. Забивалка, ударялка, ст учалка- … молоток. Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответству ю- щую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь. Игра «По кругу» Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое- нибудь слов о- сочетание, «шуба пушистая». Картинка пер е- двигается к маме, папе, брату и т. д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший п о- следнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки сле- дующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок. Игра «Шкатулка со сказками» Понадобится коробочка с 8- 10 любыми и г- рушками. Содержание: Мама предлагает вынимать пр о- извольно фигурки из коробки. Надо приду- мать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы ка ж- дый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разны е варианты действий с одним и тем же предметом. Игра «Превращения» Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ру ч- ки( в стакан) , кепка без козырька( в шапку) , кувшин без горлышка и ручки( в вазу) , диван без спинки( в кровать) , стул без спинки( в та- бурет) , кресло без подлокотников( стул) . Игра «Исправь ошибку» Взрослый произносит предложение, в кот о- ром сопоставляются два предмета( объекта) . Ребёнку необходимо исправить ошибку, пре д- ложив два правильны х варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В пе р- вой части сравнения сказано о цвете, а во вто- рой части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая». Примерный речевой материал: