Анализ УМК "ШКОЛА 2100"
Документы для скачивания
Министерство образования науки Российской Федерации НИЖНЕВАРТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ Преподавание в начальных классах АНАЛИЗ УМК «ШКОЛА 2100» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Выполнила: студентка 4 курса группы № 4 20 Н1 Ляскова Светлана Александровна Нижневартовск 202 3 «Школа 2100» для начальной школы — это система учебников( учебно- методический комплект) для 1- 4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебно- методический комплект( УМК) «Школа 2100» выпускает издательство «БАЛАСС». Суть образовательной системы «Школа 2100» Название «2100» выбрано не случайно: 21 означает нынешний век, а два нуля сливаются в знак бесконечности и символизируют прогресс. Эту программу называют «концепцией образовательной системы». У неё не один, а целый коллектив авторов: Ш. А. Амонашвили, А. А. Леонтьев, Л. Г. Петерсон, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева и другие. Все материалы образовательной системы «Школа 2100» составлены вместе с Российской академией образования. Программа используется как в начальной школе, так и старших классах, но больше распространена среди первых. В основе образовательной системы лежит «педагогика здравого смысла» А. А. Леонтьева. Девиз этой гуманистической философии: «Важнейшая ценность в педагогике — это человек». Особенности «Школы 2100» Преемственность на всех этапах обучения: от детского сада до вуза. Это значит, что программа может использоваться с дошкольной ступени до 11 класса и специально рассчитана на это. Системность в использовании знаний. Это значит, что программа выстроена по чёткой структуре. После прохождения у ребёнка в голове формируется ясная и логичная система знаний. На выходе авторы видят ребёнка, который стремится к саморазвитию и ответственно относится к себе и образованию. Непрерывность в последовательности учебных задач. Темы вводятся друг за другом. Не может быть такого, чтобы домаш нее задание внезапно задали по теме, которую ещё не проходили. Сложность обучения. Ученикам, которые привыкли к другим программам, «Школа 2100» может показаться трудной, потому что рассчитана скорее на углублённый уровень обучения. Например, в учебниках по истории много вставок из источников и дополнительных фактов — больше, чем в обычной программе. А в начале глав предлагаются мнения разных сторон, которые нужно критически анализировать. Цели «Школы 2100» Главная цель ОС «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научно- популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами( например, задания, связанные с поиском в тексте главного) . Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники. УМК программы «Школы 2100» В УМК «Школа 2100» входят законченные предметные линии учебников по главным предметам начального образования. Они прошли длительную апробацию в школах России, входят в Федеральный перечень учебников и используются в школах нашей страны с 1992 года. В учебно- методический комплект входят учебники по всем предметам и рабочие тетради к ним. Учебник математики под редакцией Л. Г. Петерсон направлен на развитие интереса к предмету, мышления, творческих способностей детей и предназначен не только для работы в школе, но и для отдельных занятий родителей с детьми. Авторами учебников «Азбука», «Литературное чтение», «Русский язык» являются супруги Бунеевы. Учебник по литературному чтению продолжает «Азбуку». Он призван совершенствовать у детей умение не только читать, но и понимать текст, развивает интерес к чтению и читательскую самостоятельность ребенка. К этим учебникам имеются соответствующие им рабочие тетради. Учебники «Русский язык» этих же авторов помогают повторить, систематизировать и формировать знания, умения и навыки по предмету. Все учебники прошли государственную экспертизу, они соответствуют ФГОС. С 2012 года они входят в Федеральный перечень учебников. Характеристика программы Программа базируется на концепции «педагогики здравого смысла», а также концепциях некоторых предметов. Объединяет личностно- ориентированный, развивающий, гуманистический, вариативный и другие подходы к учебному процессу. Конечный продукт программы – функционально грамотная личность, которая способна к саморазвитию, человек, владеющий картиной мира, умеющий принимать решения и нести за них ответственность, толерантный, уважающий мнение других и умеющий отстаивать свое мнение, способен адаптироваться в любом обществе. Принципы образовательной системы: В основе программы «Школа 2100» лежат следующие принципы: принцип адаптивности( способность ребенка подстраиваться под любые обстоятельства) ; принцип развития( весь окружающий нас мир и мы сами находимся в постоянном и непрерывном развитии) ; принцип психологической комфортности( отсутствие стрессовых ситуаций в процессе обучения) ; принцип смыслового отношения к миру( осознанное отношение к явлениям окружающего мира и действительности) ; принцип обучения деятельности( дети выступают активными участниками образовательного процесса, а не просто наблюдателями) , «щадящая» система домашних заданий( домашние задания должны быть интересными, дозированными, разноуровневыми, оправданными и результативными) . Также д ля всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу, учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания( стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен( под руководством учителя) освоить минимум. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во- первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во- вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить. Концепция образовательной программы «Школа 2100» Школа должна быть «школой для всех», в ней должны найти свое место, «чувствовать себя дома» все учащиеся независимо от их индивидуальных способностей и особенностей. Школа должна быть адаптированной, т. е «стремиться, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с индивидуальными особенностями, а с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения в обществе» она не должна быть ни элитарной ни превращаться во вспомогательную, концептуальную школу. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации». Это: – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, творческого развития; – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Данная программа имеет общественный характер. Она не претендует на выработку и обоснование государственной политики в организационно- управленческой и финансово- экономической сферах системы образования. Программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования, и обеспечение его программно- методическими и учебными материалами, а также на реализацию в учебном процессе изложенных в Законе РФ «Об образовании» и приведённых выше методологических принципов. Вот преимущества и недостатки программы «Школа 2100» Плюсы Программа непрерывна с 1 по 11 класс. Охватывает большой объём материала. Учит детей искать знания. Некоторые учителя отмечают, что выпускники этой образовательной системы знают больше сверстников в средней школе. Минусы Программа больше ориентируется на учащихся среднего и высокого уровня подготовки. Самые сложные предметы в начал ьном звене — математика Козловой С. А. и окружающий мир Вахрушева А. А. Домаш няя работа часто требует помощи родителей. Не все учителя готовы продолжать обучение по программе «Школа 2100» в пятом классе. Программа ограничена в использовании в школах, так как учебные пособия не вошли в федеральный перечень. Таким образом, образовательная система «Школа 2100»- это такая система, которая реализует идеи развивающего образования, очень разнообразна по содержанию. Также, как и «Школа России» имеет разнообразие в формах, методах, средствах, методических пособиях. Система помогает воспитать грамотную личность, которая способна использовать приобретаемые знания, умения и навыки в течение жизни для решения широкого диапазона задач. В УМК «Школа 2100» предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера, а усовершенствованная система «Школа России» отличается направленностью учебного материала, способов его представления и методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Также, о ценка образовательных достижений( учебных успехов) школьников является не только существенной составляющей процесса обучения, но и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. К особенностям системы оценки УМК «Школа России» являются комплексный подход к оценке результатов образования( оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования) ; использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно- деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно- практических и учебно- познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования. При оценке планируемых результатов в УМК «Школа 2100» учитель должен придерживаться ряда принципов: комплексность, содержательность и позитивность, определённость, открытость, объективность, диагностичность. В школах более целесообразно использовать УМК «Школа 2100», т. к. именно эта система развивает мышление, позволяет глубже изучить предметы и имеет более сложный подход к обучению, что позволяет детям самим находить выход из различных ситуаций и мыслить логически.