Игровой досуг "Символика России"
Документы для скачивания
Познавательно- игровой досуг в старшей группе «Символика России» Цель. Закрепление знания детей о символике страны, природе России. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. Материалы и оборудование. Музыкальное сопровождение, песня «У моей России», гимн России; изображение флага и герба России; карта России – пазл( каждая часть используется в качестве подсказки сказочным героем) ; изображение флагов разных государств; сказочные персонажи медведя, лисы, волка, зайца; сказочная избушка на лесной полянке, пенек, скалочка, следы волка; куклы в русских народных костюмах Аленушка и Иванушка; карточки с буквами для слов «Россия», «Родина», «Моя»; шапочка или маска зайца; гостинцы- сувениры детям. Ход мероприятия Педагог. Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем, а с чем будет связано наше путешествие, вы узнаете, отгадав мою загадку. Загадка о России. Педагог. Конечно, наше с вами путешествие будет связано с нашей прекрасной, огромной и, всеми нами любимой страной – РОССИЕЙ. Все вопросы и задания будут о нашей любимой Родине. Но путешествовать мы будем не просто так, в ходе нашего путешествия нас будут ожидать трудности и опасности, если мы их преодолеем, то получим подсказки, и в конце нашего путешествия нас будет ждать сюрприз. Ну, что отправляемся в путешествие? Дети. Да! Под веселую музыку дети строятся паровозиком и отправляются в путь. Педагог. Россия очень богатая страна, и богата она очень многим. И прежде всего, богата Россия своим русским народом, который очень трудолюбивый и талантливый. Он всегда любил что- нибудь придумывать, сочинять, например, русские народные сказки. Вот и на каждой остановке нас сегодня будут встречать герои русских народных сказок. Остановка №1. «ГЕРБ РОССИИ» Педагог. Смотрите, кажется, мы оказались в лесу на лесной полянке, а вот и сказочная избушка. Интересно, кто же в ней живет? Заглянем в окошко, никого нет. Я слышу треск сучьев, вот и пробирается к нам хозяин избушки. Появляется медведь. Медведь ( сердито) . Кто нарушил мои владения? Педагог. Мишенька, не сердись. Мы с ребятами путешествуем и собираем подсказки, чтобы лучше узнать нашу Родину. Медведь. Тогда другое дело. Кажется, у меня для вас что- то есть. Медведь достает картинку, но не показывает ее детям. Медведь. Послушайте мое задание. Россия наша очень древнее государство. И в старые времена нашим предкам приходилось все время воевать. Но как же в бою отличить своего от чужого. Вот и придумали воины специальное обозначение, которое рисовалось на щитах воинов и помогало отличить своего от чужого. Догадались, дети, что же это? Если, нет, тогда еще подскажу вам. Рисунок должен был сообщить противнику, с кем он имеет дело: с воином сильным, как медведь, или хитрым, как лиса, или мудрым, как змея. Ну что, догадались? Ответы детей. Медведь. Конечно, это герб. Гербы появились у стран давным- давно, еще в те времена, когда приходилось много воевать, но сохранились и до наших дней. У каждой страны свой герб. А вы знаете, кто изображен на гербе России? Дети. Двуглавый орел. Медведь. Молодцы! Медведь переворачивает картинку, и дети видят изображение герба России. Медведь задает детям вопросы: Медведь. Почему на гербе России орел? Дети. Орел обозначает «силу», это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое. Медведь. Почему он двуглавый? Дети. У орла две головы, потому что Россия очень большая и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. Медведь. Что обозначает корона? Что держит орел в своих лапах? Дети. Корона обозначает, что в России главный был царь. В лапах у орла скипетр( посох, жезл) - символ царской власти, и держава( шар) , которая обозначает могущество, то есть страна, в которой правит царь – могучая. Медведь. Что в центре герба и почему? Дети. В центре герба России – герб Москвы, потому что Москва – главный город России, ее столица. [ 1] Медведь. Молодцы, ребята! Вы отлично знаете герб России. Держите первую подсказку и счастливого пути! Дети. Спасибо, Мишенька! Педагог. Дети, а вы догадались, из какой русской народной сказки был Мишенька? Дети. Маша и медведь. Педагог. Молодцы! Остановка № 2. «РУССКИЕ ЗАБАВЫ» Педагог. Отправляемся дальше. Что это? Кажется, я слышу, как кто- то плачет. Посмотрите, да, это же зайчик сидит на пенечке. Педагог и дети. Здравствуй, заинька! Почему ты плачешь? Зайка. Здравствуйте, ребята! Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная… Педагог. Заинька, не плачь! Давай мы тебя развеселим. Педагог. Ребята, русский народ любил в старину придумывать не только сказки, но и игры. Вот мы с зайкой сейчас поиграем в русскую народную игру «Заинька». Подвижная игра «Заинька» Зайка. Ребята, а ведь у меня для вас есть подсказка. Держите, надеюсь, она вам поможет найти то, что вы ищете. До свидания, ребята! Дети. Спасибо, заинька! Педагог. Дети, а вы вспомнили, наш зайка был из какой русской народной сказки? Дети. Заюшкина избушка. Педагог. Молодцы! Вдруг зайка притаился и быстро умчался. Остановка № 3. «ФЛАГ РОССИИ» Педагог. Кажется, ребята, наш заинька что- то почувствовал. Смотрите, что это лежит на дорожке? Дети. Скалочка. Педагог. Ребята, давайте посмотрим вокруг, не видно ли где- нибудь хозяйки скалочки- рыжей плутовки- хитрой головки? ! А вот и любимая героиня русских народных сказок – лисичка- сестричка. Ребята, вы заметили, что эта хитрая плутовка встречается во многих сказках? Что же она нам приготовила, кажется, и здесь не обошлось без ее хитрости. Лиса. Здравствуйте, ребята! Дети. Здравствуй, лисичка- сестричка. Лиса. Знаю, дети, что вы путешествуете по России. А хорошо вы знаете свою страну? Сейчас мы это и проверим. У каждой страны есть свой флаг и у России, конечно, тоже. Все флаги отличаются цветами, рисунками. А вот сможете ли вы отыскать среди множества флагов флаг России? Дети. Да! Лиса. Ну, тогда попробуйте! Перед детьми появляется ли ст с фл агами разных государств, дети ищут флаг своей страны. Лиса. Молодцы! Да это флаг России. А знаете ли вы, что же означает каждый цвет нашего флага? Дети. У России трехцветный флаг, три полосы- белая, синяя, красная. Белый цвет – цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою стран¸ защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину. [ 1] Лиса. Молодцы, ребята! Вы все знаете о флаге России. И за это держите мою подсказку. Дети. Спасибо, лисичка- сестричка! Педагог. Дети, а героиней какой русской народной сказки была наша лисичка? Дети. Лисичка со скалочкой. Педагог. Молодцы! Ребята, мы с вами знаем одну красивую песню о цветах российского флага. Давайте ее споем для нашей лисички- сестрички. Песня «У моей России длинные косички» Остановка №4. «ГИМН РОССИИ» Педагог. Ребята, мы зашли в самую чащу леса, смотрите, на тропинке чьи- то следы! Кто это может быть? Давайте пройдем по следам и посмотрим. Дети выходят к речке, у которой сидит волк и напевает песенку: «Ловись, рыбка, большая и маленькая! . . » Дети. Волк! Педагог. И, правда, волк. Волк. Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали ко мне в лесную чащу? Дети. Здравствуй, волчок – серый бочок. Мы путешествуем, собираем подсказки и хотим больше узнать о России. Волк. Это хорошо. О чем же вы уже узнали? Дети. От медведя мы узнали о гербе России, от лисы – о флаге России, с зайкой мы поиграли в русскую народную игру. Волк. У меня для вас тоже есть подсказка. Но сначала отгадайте, о чем я скажу. У каждой страны есть торжественная песня, ее исполняют во время праздников, победы на спортивных соревнованиях и других важных событиях. Его слушают, молча, при исполнении все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. [ 1] Дети. Это гимн. Волк. Молодцы, ребята! Да, это гимн. А вы знаете гимн России? Дети. Да! Педагог. Ребята, давайте еще раз его послушаем. Звучит гимн России. Волк отдает последнюю подсказку и прощается с ребятами. Педагог. Ребята, вы догадались, из какой русской народной сказки был этот волчок? Дети. Лисичка – сестричка и серый волк. Остановка №5. «КАРТА РОССИИ» После того, как последняя подсказка получена, дети прикладывают ее к остальным частям и, наконец, собирают целую карту России. Рассматривают ее, обсуждают, какая великая и огромная наша страна. Педагог. Ребята, вот мы и собрали карту нашей любимой России. Но наше путешествие на этом не заканчивается. Вы заметили, что мы сегодня повстречали сказочных героев из разных русских народных сказок? Давайте вспомним еще раз, с героями каких сказок мы встретились. Дети. «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка- сестричка и серый волк». Педагог. Молодцы! Стук в дверь. Появляются куклы в русских народных костюмах Аленушка и Иванушка. Аленушка и Иванушка. Здравствуйте, ребята! Помогите нам, пожалуйста, за нами гонятся гуси- лебеди, спрячьте нас. Педагог. Ребята, давайте поможем Аленушке и Иванушке. Дети накрывают кукол, в этот время мимо пролетают гуси- лебеди. Педагог. Гуси- лебеди улетели, Аленушка, Иванушка, выходите. Аленушка и Иванушка. Спасибо, ребята! Аленушка и Иванушка обращают внимание на карту России. Аленушка и Иванушка. Ребята, а что вы здесь делали? Дети. Мы путешествовали по России и собрали из подсказок карту России. Аленушка. Какая красивая у нас Россия! Иванушка. Интересно, а почему на карте России так много разных цветов? Ребята, вы знаете, что они обозначают? Дети. Да! Иванушка называет разные цвета и показывает их на карте, а дети отвечают. Зеленым цветом на карте обозначены леса. Желтым цветом на карте обозначены пустыни. Коричневым цветом на карте обозначены горы. В горах добывают полезные ископаемые – это то, что находится в земле и очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, золото, алмазы, нефть. Синим и голубым на карте обозначены озера, реки, моря и океаны. Аленушка и Иванушка. Ребята, вы большие молодцы! Вы хорошо знаете свою Родину. Мы для вас приготовили сюрприз, но вам надо будет выполнить и наше задание. На ковре лежат перевернутые карточки с буквами, из которых дети под музыку составляют слова «РОССИЯ», «МОЯ», «РОДИНА». Педагог помогает детям. Педагог. Ребята, что же у нас получилось? Дети. Россия – моя Родина. Педагог. А что же такое Родина? Ответы детей. Педагог. Давайте послушаем стихотворение З. Александровой, которое так и называется «Родина». Включить музыкальное сопровождение. Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка – скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! Педагог. Ребята, путешествие, посвященное нашей любимой России, подошло к концу. Вам оно понравилось? Ответы детей. Педагог. Наши гости Аленушка и Иванушка приготовили для вас сюрприз. В заключение Аленушка и Иванушка вручают детям гостинцы- сувениры! Литература Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. – М. : УЦ. Перспектива, 2009. – 212 с.