Реализация краткосрочного проекта по программе социокультурные истоки по теме" Сказочный лес"
Содержание
* Введение.
* Актуальность.
* Цель, Задачи, Ожидаемые результаты.
* Методы и приемы работы.
* Тематическое планирование.
* Календарно - тематическое планирование для детей пятого года жизни.
* Работа с родителями.
* Заключение.
* ПРИЛОЖЕНИЕ No 1 Конспект «Сказочный лес».
* ПРИЛОЖЕНИЕ No2. Фото.
Введение
Пояснительная записка.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время
закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в
детский сад происходит расширение сферы эмоционально - практического взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения
усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на
основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и
«Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Программа разработана для группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет);
В данной программе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ,
Книга;
Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами
деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, музыкальной, изобразительной и трудовой
деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют
эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе
социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и
доказательству и т.д.).
Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей младшего
дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности
Актуальность
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность,
подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении
личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о
доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом
агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто
имеет отношение к детям.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности
будущего гражданина.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни
начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное
развитие и гармоничное формирование личности.
Это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного образования и воспитания
детей!
Самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в
дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе
подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны
сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание детей
Цель и задачи
Цель:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и
гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
* Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть
терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
* Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь,
уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
* Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
* Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
* Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви,
добра, человечности, единения.
* Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и
психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы являются:
* первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и
ценностей;
* развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к
согласию и т.д.).
* развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей,
целенаправленно действовать и достигать результата);
* развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
* развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
Методы и приемы работы.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
* Наглядно-действенный метод:
* показа сказок (педагогами, детьми);
* рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
* наблюдений;
* воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется в процессе:
* чтение и обыгрывание литературных произведений
воспитателем;
* чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем
с последующей драматизацией:
* бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов
воспитателя;
* ответов на вопросы педагога, детей;
* проведения разнообразных игр;
* сообщения дополнительного материала воспитателем;
* загадывания и отгадывания загадок;
* рассматривания наглядного материала;
* рассказов детей о своих впечатлениях;
* разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется, когда необходимо:
* организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия), ручной труд (изготовление
поздравительных открыток.)
* проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»),
подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.
* игровой сеанс.
Тематическое планирование
Темы
разделов
Кол-во
занятий
Планируемая
дата
проведения
Примечания
«Сказочный
лес»
2 Декабрь
Календарно - тематическое планирование для детей пятого года жизни.
Месяц Тема План занятия Задачи
Декабрь «Сказочный
лес»
1. «Снегурушка и лиса». Работа в круге,
рассказывание сказки
2. «Сказочный лес» Работа в паре «Сказочный
лес».
Игра-драматизация по сказке «Снегурушка и
лиса».
1.Дальнейшее наполнение
социокультурной категории «Родные
просторы».
2.Формирование у детей доброго,
заботливого отношения к природе.
3.Развитие способности договариваться,
приходить к единому мнению.
4.Развитие эмоциональной сферы
ребенка.
Работа с родителями
Тема
занятия
Школа для родителей
«Сказочный
лес»
1. Об авторитете. Выступление воспитателя.
2. Чтение родителями статьи А. Макаренко «О родительском
авторитете»
3.. Работа в четверке «Авторитет ложный и истинный»
Заключение
Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни.
Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно
иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно
важным.
Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении
занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других
родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми
знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста
воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.