Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Хлеб — всему голова»
Образовательный маршрут
для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет
«Хлеб — всему голова»
Хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе!
Уважаемые родители!
Возможно, если мы расскажем ребенку насколько трудна работа хлебороба и как долог путь хлеба от зернышка до булочки - он бережнее будет относится к хлебу.
Предлагаем вашему вниманию познавательный маршрут по теме “Хлеб - всему голова”. Путешествуя по этому маршруту, Вы познакомите ребенка с трудом хлеборобов и с тем, как хлеб пришел на стол.
Готовимся к путешествию…
Наш маршрут рассчитан не на один день, а на изучение темы по маленьким “кусочкам”, поэтому для вашего удобства мы разделили его на шаги, которые вы можете “проходить” вместе с ребёнком по вечерам или в любое другое удобное для вас время. Итак, счастливого пути!
Шаг 1. “Разговор о хлебе”.
Предлагаю начать знакомство с хлебом с загадки. Спрячьте кусочек хлеба под салфетку или в мешочек и предложите ребёнку отгадать, что за сюрприз Вы спрятали, и о чем Вы хотите с ним поговорить.
Прочитайте ему загадку:
«Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился,
А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам — …» (хлебом)
Спросите ребенка, как он догадался, что это хлеб? После его ответа скажите удивленно, как будто советуясь с малышом: «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят». Если ребенок согласится, что это овощи (ведь Вы для него – авторитет, то еще раз прочитайте загадку вместе с малышом, разберите ее – о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет! Значит, это что? Хлеб.
Шаг 2. Как растет пшеница и рожь?
Хлеб получается из зернышек. Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи). Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно).
https://yandex.ru/video/preview/16488085844623381520
Из этого короткого занимательного познавательного видеоролика Ваш ребенок узнает:
- где растет пшеница?
- сколько зерен пшеницы надо вырастить, чтобы испечь один батон хлеба,
- как называются люди, которые выращивают хлеб,
- как люди убирают урожай хлеба,
- как раньше люди выращивали хлеб.
После просмотра видео обязательно побеседуйте с малышом о фильме, спросите:
- что его больше всего заинтересовало в фильме,
- чем он хочет поделиться с папой, друзьями,
- что его удивило в этом фильме,
- что новое он узнал.
- Задайте уточняющие вопросы по содержанию видеофильма.
Шаг 3. Как зерно превращается в муку.
С поля урожай на специальных машинах везут на элеватор. На элеваторе зерно высушат, очистят и отправят на мельницы, чтобы смолоть зерно в муку, а затем отвезут на хлебозавод и в пекарни. Пекари пекут хлеб. Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазин. В магазине люди покупают его.
https://yandex.ru/video/preview/12555207077487434887 - Как пекут хлеб?
- кто печет хлеб? чем отличаются профессии повара и кондитера?
- какие бывают виды хлеба?
- как работает цех по производству хлеба?
Шаг 4. инсценировка по литовской сказке “Как волк вздумал хлеб печь”.
Вечером или на следующий день можно предложить ребёнку поиграть в выращивание хлеба – Вам поможет инсценировка по литовской сказке “Как волк вздумал хлеб печь”.
Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у детей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.
Сначала прослушайте с ребенком сказку, а потом предложите в нее поиграть.
https://yandex.ru/video/preview/11243093345306206001
Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»). Ваш ребёнок идет в путешествие в лес и всех зверей угощает кусочком хлеба. Хлеб им нравится, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш ребёнок уже точно ничего не перепутает. А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!
Шаг 5. Бережём хлеб!
Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь? А после этого просмотрите мультфильм о том, как девочка однажды наступила на хлеб, и что из этого вышло…
Мультфильм “История о девочке, которая наступила на хлеб” https://yandex.ru/video/preview/12410286167684176910
Вопросы для обсуждения:
-Почему девочка бросила хлеб в болото?
- Как бы ты поступил (а) на её месте?
- Что дальше случилось с девочкой?
- Как её наказала жаба за проступок?
- С каким условием жаба выпустила девочку на волю?
- Послужило ли для девочки это происшествие уроком?
- Почему хлеб надо беречь?
- Как можно беречь хлеб (не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.
Шаг 6. В заключение нашего путешествия предлагаем вам Мастер-класс «Панно «Хлеб всему голова» в нетрадиционной технике с использованием природного материала
Итак, уважаемые родители, наш образовательный маршрут закончен. Надеюсь, он поможет вашему ребёнку расширить свои представления о таком, казалось бы “простом” продукте - хлебе.