a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Автор: Чебуренко Оксана Николаевна Опубликовано: 2024-01-09 11:17:05

Документы для скачивания

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста( методические рекомендации) Автор: Чебуренко Оксана Николаевна Актуальность и социальная значимость темы: развитие речи в дошкольном детстве является важным процессом, который органически связан с умственным развитием дошкольника. Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит развитие всех сторон языка. Данная работа доказывает, насколько возможно использовать пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста и стимуляции речевой активности в целом. «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли! » В. А. Сухомлинский В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом. Развивать малыша с пеленок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Согласитесь, это самое благодарное времяпрепровождение. При выборе темы методических рекомендаций возникло желание осветить и проанализировать не «сухие» страницы теории, а остановиться на какой- нибудь «детали», которая в ходе работы с детьми дошкольного возраста имела далеко не «детальное» значение. И тут выбор пал на «пальчиковые» игры. Весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением- то назвать сложно! Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. « Рука – это своего рода внешний мозг », писал Кант. Жан- Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…». Как приятно родителю, когда у его ребенка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно. Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук Что такое «Игры с пальчиками? » Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки пальцы и кисти. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно- сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку- белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. Почему пальцы помогают говорить Анализ психолого – педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В. В. Цвынтарный, О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А. А. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов( внимание, память, мышление, восприятие, речь) . Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений. А в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Для определения уровня развития речи логопедами давно разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. А это значит, что необходимо как можно больше заниматься с детьми пальчиковыми играми. Упражнения для кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующие развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения. Когда начинать заниматься В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека. Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку. В возрасте 6- 7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2- 3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки. Начиная с полутора лет, активно используйте более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте крупные пазлы. Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их, без помощи другой руки. С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого, практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывайте узоры из круп. В три года ребенок должен уже показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким. С шести до восьми лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых предметов. Устраивайте «театр пальчиков» и «кукольный театр»- в этих домашних приобретают хорошую подвижность, гибкость и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию. У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6- 8 минут. Он включает в себя 6- 8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук до развития коры головного мозга, происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач: - стимуляция развития речи у детей раннего возраста; - помощь детям с задержкой в развитии речи; - подготовка руки к письму у старших дошкольников; - тренировка внимания, пространственного мышления; - воспитание эмоциональной выразительности. Педагогические условия проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей Принцип подбора игр Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики( плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т. д. ) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы: сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные движения каждого из них. Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих( лучше второй и третьей) , однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными. На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры: на расслабление; в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы; на разнотипные движения рук( пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое) . Таким образом, приведём перечень некоторых игр( для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение) . Сорока- ворона кашу варила… В гости к пальчику большому приходили прямо к дому… Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая… Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка… Мальчик- пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил… Мы капусту рубим- рубим, мы капусту трём- трём… Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл… Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей! . . Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться… «Мама, мама! »- «Что, что, что? »- «Гости едут! »- «Ну и что? . . » Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»… У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат… «Тук- тук! »- «Кто там? »- «Два солдата пришли переночевать! . . » У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей… Я по лавочке иду, перстенёчек хороню в матушкин теремок… Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок! . . » Маша- хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала… Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке… «Чья копна на моей копне? »- «Моя! »- «Скинь долой, поезжай домой! . . » «В баньку впустишь? »- «Водички нет! . . » Сунь- ка пальчик – выскочит зайчик! ( Она же- «Колодчик». ) «Моя пашет! »- «И моя пашет! »- «Моя сеет! »- «И моя сеет! . . » На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? . . Мы делили апельсин. Много нас, а он один… Две сороконожки бежали по дорожке… Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника. Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы. Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь. Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника. Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага, разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги. Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое. Как играть в пальчиковые игры На сегодняшний день, мы в своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр. Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично( особенно начало и окончание фраз) . Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей. Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу( к примеру: показывать движения и произносить текст) . Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их( например, изменив задание) или поменяйте игру. Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм. Возраст Содержание Технология До 2- х лет Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения( похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину) , с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой Потешку или стихотворение читают до игры 3- 4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая её вопросами: «Как зайка шевелит ушами? », «Как курочка открывает рот? ». При необходимости ребёнку помогают выполнить движение С 2 до 3 лет Энергичные движения кистями рук( месим тесто, забиваем гвоздик) . Знакомим с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней( колечко, ковшик) ; простые фигуры из пальчиков оной руки( зайчик, коза) ; согласованные действия двумя руками( домик, ворота) С ребёнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даёт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребёнку, побуждает к звукоподражанию С 3 до 4 лет Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно правой и левой рукой С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении С 4 до 5 лет Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерёдно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук С 5 до 7 лет Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно( 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5) . Затем другой рукой обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов( шарик, платочек, карандаш и т. д. ) Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет Помогать ли пальчикам? Это непременно нужно делать, если вы занимаетесь с малышом до двух лет, который сам пока с трудом делает произвольное движение пальцами. Хотя игры для этого возраста очень просты – это разгибание и загибание отдельных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов разной формы и фактуры. Как правило, игры для этого возраста рассчитаны на взаимодействие взрослого с рукой ребенка: поглаживание, пощипывание, сгибание пальчиков и т. д. Для более старшего возраста, примерно с двух с половиной – трех лет игры усложняются и подразумевают самостоятельные движения маленькими ручками скопировать трудно, поэтому ваше участие просто необходимо. Вы должны помочь ребенку сложить руки правильно: сначала покажите на себе, затем придайте нужное положение его кисти и пальчикам. Попросите ребенка попробовать самостоятельно выполнить движение. Если у малыша не получается, то снова сами сложите его руки в правильную позицию. Проделайте это несколько раз, и постепенно малыш научится сам складывать и удерживать пальчики в нужной позиции. Помните, главное – не давить на ребенка, не демонстрировать ему его неспособность. Со временем у него все получится. Ребенку нужно показывать и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим партнером по игре. В простые игры малыш начнет играть, как только освоит движения и ритмику текста. А сложные игры сначала просто запомнит. Потом вы можете заметить, как он пытается самостоятельно сложить пальчики так, как нужно, долго тренируется, и уж только тогда, когда вы этого меньше всего ожидали, складывает пальчики «как положено». Расположение взрослого относительно ребенка, зависит от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, то педагог может сидеть( стоять) сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребенка к себе на колени или расположить на коврике и посадить ребенка между ног, как в гнездышке. ( Дети очень любят так сидеть. ) В некоторых играх, для детей от двух с половиной до трех лет нужно садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить зрительный образ с мелкими движениями. Можно стоять друг напротив друга. Группы пальчиковых игр С нашей точки зрения, пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому мы разделили их на группы и определили назначение. Игры – манипуляции. « Ладушки- ладушки…», «Сорока- белобока… »- указательным пальцем осуществляют круговые движения. « Пальчик- мальчик, где ты был? . . », «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире? . . », «Пальчики пошли гулять…»- ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ. Сюжетные пальчиковые упражнения. «Пальчики здороваются »- подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем( правой, левой руки, двух одновременно) . « Распускается цветок»- из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы. «Грабли»- ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. «Ёлка»- ладони от себя, пальцы в «замок»( ладони под углом друг к другу) . Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б- п, д- т, к- г. Пальчиковые кинезиологические упражнения( «гимнастика мозга») . Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. «Колечко»- поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д. «Кулак – ребро – ладонь»- последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола( сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) . «Ухо – нос»- левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. « Симметричные рисунки»- рисовать в воздухе, обеими руками, зеркально симметричные рисунки( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку) . «Горизонтальная восьмёрка»- нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание( от периферии к центру) . «Помоем руки под горячей струёй воды»- движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки»- большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. «Засолка капусты»- движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак. «Согреем руки»- движения, как при растирании рук. «Молоточек»- фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди. «Гуси щиплют травку»- пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка»- сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения( «трепетание пальцев») . «Сказка»- детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой- либо персонаж. «Осьминожки»- правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы- пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. Заключение Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают( теле – аудио – видео…) они редко делают что- то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно. Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно- действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Список литературы Агаян, Г. Г. Мы топали, мы топали[ Текст] : учеб, пособие для родителей и воспитателей/ Г. Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с. , ил. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ[ Текст] : практич. пособие/ Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004 – 236 с. Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок[ Текст] / Т. В. Александрова/ / Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. –( С. 33- 37. ) Игры для малышей от 2 до 6 лет[ Текст] / Сост. Р. Граббет. – М. : Росмэн, 1999. – 160 с. , ил. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика[ Текст] : Комплекс упражнений/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : ООО «Гном- пресс», 2000. – 18с. , ил. Любина, Г. Как учить стихи… играючи[ Текст] / Г. Любина/ / Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. –( С. 56- 58. ) Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей[ Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина/ / Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60- 64. ) Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков[ Текст] / Г. Соколова/ / Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. –( С. 34- 36. ) Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками[ Текст] / Ю. А. Соколова. – М. : 2004. - 20с. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь[ Текст] / В. В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

Оставить комментарий: