a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер – класс «Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии»

Автор: Назарова Елена Борисовна Опубликовано: 2024-01-17 21:33:00

Документы для скачивания

Мастер – класс «Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии»" Не дай Вам Бог жить во время перемен" - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время- э то время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, " оказаться во времени" ? О сновным приоритетом образования сегодня становится его личностно- ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.          Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса к изучаемому материалу, без внутренней мотивации к освоению знаний, чтобы получить продуктивный результат практически невозможно. Возникает вопрос: как же пробудить у детей желание" напиться" из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у них мотивации к получению этих знаний? К a кие приемы и технологии использовать?          Используя приемы технологии развития критическо го мышлени я, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.          А к ак вы думаете, что же такое «критическое мышление»? ( Выслушать ответы. Подвести итог: это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это взвешенный подход к любым утверждениям. ) Именно таким мышлением должен обладать современный человек. Существуют много Приемов развития критического мышления, которые вы можете увидеть на экране: • Верные и неверные утверждения • Кластер • Толстые и тонкие вопросы • Чтение с остановками • Заучивание по схеме • Корзина идей • Кубик и многое другое. А ТЕПЕРЬ МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ С НЕКОТОРЫМИ ПРИЕМАМИ            О дин из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, называется Кубик Блума.         Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова( либо нарисованы схемы- картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо) . Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. Правила игры с Кубиком довольно просты: Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми. Воспитатель или ребенок бросает Кубик. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы. Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей. Можно смоделировать непрерывную образовательную деятельность на основе приема «Кубик Блума». Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. П редлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Н апример, " Назовите- назовите как называется сказка, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути. - главных героев сказки «Колобок». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно- следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.   Например: Почему колобок так поступил? Для чего это е му надо? Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать. - Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет? Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку. Придумай  - это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай, свою версию концовки сказки. Поделись- вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Как плохо, что( когда) …… », «Мне очень понра вилось сказка, потому что ……… » Варианты использования" Кубика Блума" на занятиях" Кубик Блума" универсален. Возможны два варианта: - Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком. - Вопросы формулируют сами воспита н ники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка. Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей. Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы. Применение «Кубика Блума » на НОД на тему «Квадрат»: Объясни,  что такое квадрат? ( это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов) Почему  квадрат не катиться? Назови  элементы квадрата( 4 стороны, 4 угла) Предложи,  как из квадрата получить ромб? ( перевернуть) Придумай  что может быть квадратным. Поделись  своими наблюдениями, где в жизни т ы встречал квадратные предметы. НАПРИМЕР Применение «Кубика Блума» на НОД по теме звуки- Назови   какие бывают звуки? - Сравни  гласные и согласные звуки- Объясни:  для чего нам нужны красные, синие и зеленные фишки- Предложи  сыграть в игру «Лилипуты и великан»-   Почему  о дни согласные твердые, другие мягкие- Придумай   слова которые бы начинались с согласного звука. Применение «Кубика Блума » на НОД на тему «Треугольник»: Объясни  что такое треугольник?  ( это геометрическая фигура,  состоящая из сторон и углов) Почему  треугольник не катиться? Назови  элемент ы( части)  треугольника( 3 стороны, 3 угла) Предложи  как из квадрата получить треугольники? Придумай  что может быть треугольным. Поделись  своими наблюдениями, где в жизни ты встречал треугольные предметы. Применение «Кубика Блума » на НОД по теме лето Назови  три летних месяца? - что одевают люди летом? - летние природные явления Объясни  что будет если летом надеть теплые вещи. ( Куртку, шапку, валенки) - что будет с зайцем, если он не поменяет цвет шерсти. - что будет, если летом пойдет снег. Предложи  свои предметы летней одежды. - способы применения воды. - свои летние игры. Почему  летом идёт дождь, а не снег. - перелетные птицы возвращаются с юга. Придумай  загадку о лете. - летние слова. - как изменится планета, если всё время будет лето. Поделись  своими впечатлениями о лете и летних праздников.  ( Мне очень понравилось лето, потому что …) Применение «Кубика Блума » на закрепление знаний по" Финансовой грамотности" : Поделись, есть ли у тебя копилка; Объясни,  что такое домашний труд и почему он не оплачивается; Придумай, на что бы ты потратил крупную сумму денег, выигранную в лотерею;  чем можно заменить настоящие деньги в игре «Магазин»? Назови  валюту нашей страны; Почему  говорят: " Копейка рубль бережет? " ; Предложи игру по фингр амоте М астер- класс актуален с позиции Ф ГОС ДО, так как направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Использование приема" Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников.   Стадия Рефлексия Ведущий подводит итог. Рефлексия « мишень » Сегодня на мастер классе я узнал а, что … Больше всего мне понравилось … Новым для меня стало … Реально ли применить это на своих занятиях? Что вам понравилось и что вы возьмете с собой? Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь? Что не понравилось или не понятно? О ценка своей деятельности состоит из 4 секторов: «активно участвовал», «было интересно», «было понятно» и «узнал новое».

Оставить комментарий: