a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Круг доверия": от непонимания к сотрудничеству (методическая разработка воспитателя Карсаковой М.Г.)

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

«Круг доверия»: от непонимания к сотрудничеству. Из опыта работы воспитателя Карсаковой Маргариты Гасимовны МДОУ Кизильский детский сад комбинированного вида «Солнышко» с. К изильское, Кизильского района Челябинской области. Цель: решение коррекционно- развивающих задач. «Круг дает возможность ребенку показать себя с разных сторон. Кто- то не очень хорошо говорит, но доброжелателен, кто- то плохо считает, но быстро запоминает движения … В играх задействованы все стороны личности ребе н ка. Благодаря кругу у них исчезает чувство тревоги, они не боятся ошибиться и быть неуспешными». Основные принципы построения круга. Традиционность формы, структуры, времени проведения. Ребенка не заставляют играть вместе со всеми, он участвует добр о вольно, если ему интересно. Игры подбирают с учетом возрастного и разного интеллектуального, эмоционального уровня детей. Взрослый – активный участник игры, поддерживает интерес всех д е тей, помогает каждому ребенку чувствовать себя комфортно. Круг способствует решению коррекционно- развивающих задач. Круг проводится в достаточно большом помещении на ковре: от 15- 20 минут у детей 3- 4 лет, до 40 минут – для детей 6- 7 лет. Структура. Приветствие. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Игры на развитие памяти, внимания, восприятие пространства. Игры на развитие тактильного восприятия, сенсорных ощущений. Фольклорные игры. В завершении – «Всем спасибо! » Круг №1. Участники встают в круг, берутся за руки, приветствуют друг друга: «Всем, всем, всем, Доброе утро! » Игра – знакомство «Мячик». Дети передают друг другу мячик из рук в руки, называя свои имена. Все х о ром повторяют имя назвавшего себя. Пальчиковые игры. «Апельсин» Мы делили апельсин( пальцы сжаты в кулак) Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для улитки, Эта долька для ужа, Эта долька для меня, А для волка кожура( встряхиваем кистью рук) . Волк сердит на нас, беда( соединяем запястья, разводим пальцы рук) Разбегайтесь, кто куда! ( руки разбегаются по полу) . Подвижная игра «Пузырь». Встают в круг, берутся за руки, расширяют круг со словами: Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой И не лопайся. Все надувают щеки, с громким шипением выпускают воздух и бегут в центр круга. Игра «Жили- были два кота»( дети говорят хором) Жили- были два кота, Два оранжевых хвоста, Один кот в сметане, Уши в сметане, ( все хватаются за уши) Нос в сметане и т. д. Подвижная игра( малой подвижности) «Узнай по голосу». Водящий с завязанными глазами становится в центр круга. Дети идут по кр у гу со словами: Мы по кругу идем И лисичку найдем. Глаз она не открывает, Кто зовет ее узнает. Водящий по голосу определяет, кто его назвал. В завершении все участники говорят хором: «Всем, всем, всем, спас и бо! » Круг №2. Приветствие. Игра «Колокольчик». По кругу передают колокольчик со словами: «У меня в руке колокольчик, дам его я( имя ребенка) . Пальчиковая гимнастика. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья. Пальчики здороваются. На счет «1, 2, 3, 4, 5» поочередно соединяются пал ь цы обоих рук – большой с большим, указательный с указательным и т. п. Подвижная игра «Пчелы в ульях сидят…» Хором Пчелы в ульях сидят И в окошечко глядят, Посидели, поглядели И в окошко улетели. Разлетаются в разных направлениях, имитируя полет пчел, сопровождая п о лет жужжанием. ( Полетали, полетали и домой( в круг) вернулись) . Игра «Пчела»( на ориентировку) Большой, указательный и средний пальцы руки соединяются. Это пчела. Ведущий: «Пчела полетела и села на плечо»( голову, за ухо, на спину и т. п. ) . Игра «Волшебный мешочек». Участники на ощупь определяют предметы по форме и величине. Фольклорная игра( используется маска курочки) . «Вышла курочка гулять» чтение текста и имитация движений. Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки Желтые цыплятки. Ко- ко- ко- ко- ко- ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите. Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы – полное копытце. Потешка. - Курочка- рябушка, Куда ты пошла? - На речку! - Курочка- рябушка, Зачем ты пошла? - За водицей! - Крочка- рябушка, Зачем тебе водица? - Цыпляток поить! - Курочка- рябушка, А как цыплятки Просят пить? - Пи- пи- пи. 7. Традиционное прощание. Круг 3. Приветствие. Участники круга поочередно поворачиваются к рядом стоящему и здоров а ются: - Здравствуй, Степа, Степа – здравствуй, Никита и т. д. В Заключении все вместе: «Всем, всем, всем, Доброе утро». Артикуляционная и пальчиковая игры. Села кошка на окошко: - МУР – МУР – МУР. А мышонок, хвостик тонок: - ШУР – ШУР – ШУР. Пес кудлатый возле хаты: - ГАВ – ГАВ – ГАВ. За Данусей ходят гуси: - ГА – ГА – ГА. «Деревья» и «очки». Поднять обе руки, ладонями к себе, широко расставив пальцы. Посмотрим на деревья в наши очки: Образовать два круга из большого и указательного пальцев обеих рук, соед и нить их. Воспитатель: - Я вижу березу, а ты какое дерево? ( дети называют знакомые деревья) . «Я очень хороший» игра. Сначала шепотом произносим – я. Обычным голосом – очень. Громко – хороший. А теперь наоборот – громко – я, - обычно – очень, - тихо – хороший. А теперь кто как хочет – шепотом, обычным голосом, громко. В конце – все хором: Мы очень хорошие( шепотом, громко, обычно) . Д/ игра «Кто кем станет, когда вырастет? » Козленок – Утенок – Теленок – Гусенок – Щенок – Поросенок – Цыпленок – Котенок – Жеребенок – Ягненок – На ориентировку по описанию – детей, играющих в кругу. Задание – у кого косы? – у кого синяя юбка? – у кого черные шорты и т. д. П/ игра «Лягушка»( узнать по голосу) . Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и гов о рит: Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, Закричала – ква- ква- ква. ( Говорит тот, на кого указал водящий. Узнать надо по голосу, кто был л я гушкой) . Традиционное прощание. Круг 4. Традиционное приветствие. Всем, всем, всем, Доброе утро! Игра «Здравствуйте». Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите ваше имя так, как это сделал бы ветер. ( п оказывает воспитатель – нежно и шеп о том произносит свое имя) Молодцы! . Артикуляционная и пальчиковая игры. Игра «Пузырь»- надуваем[ ф] , спускаем[ с] . Русская потешка: Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистит стол, Этот – резал, Этот – ел, Ну, а этот лишь глядел! Игры на развитие коммуникативных умений. Игра «Ты у нас хороший»- дети поворачиваясь по кругу поочередно говорят тихо и нежно теплые слова. Игра на внимание «Муха» по заданию воспитателя. Муха села на голову, колено, ухо, за ухо, на спину, на кончик носа и т. п. П/ игра « Огуречик, огуречик »- согласование слов и действий. Игры на развитие пространственного воображения. Через мост перейти надо нам, ребята. В дальний лес мы пойдем, Там грибы – маслята. Дети идут по ограниченной поверхности, сохраняя равновесие. Традиционное прощание. Всем, всем, всем, спасибо. Круг 5. Традиционное приветствие. «Всем, всем, всем Доброе утро! » Д/ игра «Какая( ой) ты хорошая( ий) ». Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. а) Загудел паровоз И вагончик и повез, Чу – чу – чу – чу – чу, Далеко я укачу, у – у – у – у Чух – чух – чух – чух – чух – чух. б) Потешка: Пальчик- мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. Игра «Не сердись, улыбнись»- дети стоят в кругу, каждый ребенок поворачивает голову к рядом стоящему партнеру, смотрит ему прямо в глаза и говорит ласково, сердечно улыбаясь: «Не сердись, улыбнись! ». Игра зака н чивается после того, как все дети обратятся друг к другу с этой просьбой. Д/ упражнение « Что ты любишь? » Я люблю хлеб с вареньем, а ты? А я люблю хлеб с сыром( повидлом, молоком, чаем) . «Погремушки»- внимание и ориентировка. Все скорей ко мне бегите Погремушки получите. Погремушки дети взяли, С ними быстро зашагали. Надо в круг теперь всем встать, Погремушки показать! Погремушки поднимать, А потом их опускать! Поднимать и опускать! Поднимать и опускать! Стали дети приседать, Погремушками стучать Стук и вправо, ( прямо) Стук и влево( прямо) . Стук – стук – стук. И встали все. А теперь мы все бежим, Погремушками гремим. Тихо, тихо все пойдем, Погремушки уберем. Народная игра «Кто у нас хороший». Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий. Ванечка хороший, Ванечка пригожий. В центре круга находится ребенок, имя которого названо. По оканчанию и г ры воспитатель говорит: «Мы про тебя сейчас такие хорошие слова сказали, что неплохо бы тебе и поклониться нам в ответ»- и показывает, как это сделать. Всем, всем, всем, спасибо! Круг 6. Традиционное приветствие. Всем, всем, всем! Доброе утро! Пальчиковая гимнастика и артикуляционные упражнения. «Пальчики здороваются»- «раз, два, три, четыре, пять»- поочередно с о единяются пальцы обеих рук – большой с большим, указательный с указ а тельным и т. д. Ладошки, кулачок, ребро. – На счет «раз, два, три». Открыли утром кран, чтобы умыться, а вода льется из крана и шумит[ с] . Положила мама масло на сковородку, чтобы яйцо пожарить, а оно шипит[ ш] . Подлетел комар, заглянул в окно и запища л[ з] , его услышала пчела и зажу ж жала[ ж] . Игра «Мячик»- воспитатель, стоя в кругу, поочередно кидает детям мячик, они называют свое имя и бросают мячик назад воспитателю. ( я Саша, я Коля и т. д. ) . Драматизация потешки «Курочка- рябушка ». В центре ребенок выполняет роль курочки- рябушки. Дети вместе: - Курочка – рябушка, Куда ты пошла? - На речку. - Курочка – рябушка, Зачем ты пошла? - За водицей. - Курочка- рябушка, Зачем тебе водица? - Цыплят поить, - А как цыплята просят пить? - Пи – пи – пи – пи. 5. Д/ игра на развитие памяти. «Чего не стало? » Выкладываются ряд предметов, дети рассматривают их затем закрывают гл а за и поворачиваются спиной к центру круга, воспитатель убирает один из предметов, дети определяют, чего не стало. Д/ игра на развитие внимания. «Потерялись». В центре круга на полу в перемешку разложены картинки животных и их д е тенышей. Участники круга помогают «найтись» друг другу родителей и д е тей животных. Фольклорная игра. Ровным кругом, друг за другом Мы идем за кругом круг. Что нам зеркало покажет, То и будем выполнять. «Зеркало»- поочередно ребенок в кругу показывает какую –т о позу и дв и жение все повторяют. Традиционное прощание. Круг 7. Традиционное приветствие. Всем, всем, всем, Доброе утро. Артикуляционная гимнастика. Игра м/ п «Пузырь»- надуваем щеки и произносим[ ф] , спускаем шар[ с] . Потешка. Наши уточки с утра – кря – кря – к ря. Наши гуси у пруда – га – га – га. Наши гуленьки вверху – гру – гру – гру. А индюк среди двора – бал – бал – балды – балда. Наши курочки в окно – ко –к о – ко – ко – ко – ко. А как Петя – петушок, Рано – рано по утру нам поет ку- ка- ре- ку. Пальчиковая гимнастика. Рыбки плавали, ныряли( плавные волнообразные движения кистями рук) В чистой свеженькой воде. То сожмутся, разожмутся, ( в кулак сжать, а затем разжать) То зароются в песке. ( п отерение кистей рук друг об друга) . Игра «Вышла курочка гулять». «Дотронься до…» Все стоят в кругу. Воспитатель выкрикивает: «Дотронься до синего»( зеленого и т. п. ) . Дети быстро отыскивают у учас т ников игры что- то синее и дотрагиваются до него. Цвета постоянно меняю т ся. Фольклорная игра « Воронята». Воспитатель. Воронята крепко спят, Все по гнездышкам сидят, А проснутся на заре Будут каркать во дворе. ( просыпаются, каркают, летают) Полетели, полетели, Воронята полетели. Кар – кар! Вышла тетя на дорожку Воронятам сыплет крошки. ( Сыплет воображаемые крошки. Дети садятся клюют) . Воронята прилетели, Все до крошки поклевали. Тук – тук – тук, тук – тук – тук Клювами стучат. ( Дети клюют, садясь на корточки) Воспитатель. Тузик по двору гулял Вороняток испугал. ( Собачка( игрушка или ребенок) лает, догоняет убегающих детей. Традиционное прощание. Круг 8. Сбор в круг. Громко дудочка поет, Ребятишек в круг зовет Взялись за руки – Всем, всем, всем, Доброе утро! Игра «Колокольчик». У меня в руке колокольчик, дам его я( имя рядом стоящего ребенка) . Сидит белка на тележке, Продает она орешки. Лисичке – сестричке, воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому. ( Дети правой рукой загибают пальцы левой руки по очереди, начиная с большого пальца) . Потешка. Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. За малыми детишками, Глазами хлоп – хлоп, Ножками топ – топ. Кто кашу не ест, Молоко, кто не пьет, Забодает, забодает. Игра «Воздушные шары»( по воображению) . Надуваем[ ф] – у меня( красный и т. п. ) , подбрасываем, ловим, можно друг другу. Спускаем шары[ с] . Игра «Замок». ( к истями и пальцами рук) На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали, покрутили, Потянули и открыли. Потешка и имитация движений. Трух, трух, трух, Ходит по двору петух, Сам с узорами, Сапоги со шпорами, Под окном стоит, На весь двор кричит: Ку – ка – ре – ку! П/ игра «Кот и мыши». Считалка. Раз, два, три, четыре, Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мыши вон. Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише мыши, не шумите, Кота Ваську не будите, Вот проснется Васька кот Разобьет наш хоровод. Игра «Пчелы» Пчелы в ульях сидят И в окошечко глядят. Посидели, поглядели И в окошко улетели. ( Имитация полета пчел с жужжанием) . Игра «Пчела» на ориентировку и внимание. Традиционное прощание. «Всем, всем, всем, спасибо! » Приложение. Целевая направленность предложенных игр. Фольклорные игры, игры – танцы позволяют вовлечь в игровую де я тельность даже самых застенчивых детей, тех, кто с трудом идет на контакт. Развитию сенсорного восприятия помогают телесно – ориентирова н ные и г ры. У детей появляется опыт разных стилей общения друг с другом и со взрослыми. Так, игра «Пирожок»- ласково лепят ребенка. Игра «Ласк о вый поезд»- передают по цепочке ласковые прикосновения. Игры- превращения в цветы, в животных, в природные стихии раскрывают возмо ж ность фантазировать, выразить свое личное представление о воображении предложенного объекта. Игра «В лесу»- провести свою команду через «р е ки», «овраги», «ямы» и т. п. помогают неуверенным в себе детям самоутве р диться, поднять уровень личной самооценки. Игры с правилами формируют у детей умение соблюдать правила в жизни, контролировать себя и свои эмоции( например, игры «Замри», « Один, два, три – стоп») . Игры на развитие мелкой маторики рук, внимания, логики способств у ют формированию речевой и мыслительной деятельности. Комплекс подобранных игр позволяет быть успешными каждому и г рающему члену группы. В старшей и подготовительной группах дети могут уже сами предл а гать п о любившиеся им игры в рамках Круга. Литература. Газета «Детский сад со всех сторон» № 46( 82) , декабрь, 2001 г.

Оставить комментарий: