a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению»

Автор: Маеренкова Оксана Владимировна Опубликовано: 2024-01-19 16:09:46

Документы для скачивания

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению» Ху дожественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывал и педагоги- лингвисты Л. С. Выготс кий, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, Д. К. Ушинский. Всё последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Важнейшие источники развития выразительной детской речи – произведения художественной литературы. В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие задачи: - знакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников- читателей( зрителей) , позитивными и негативными стереотипами; - расширять их представления о детской литературе; - учить руководить воспитанием детей как читателей( зрителей) , привлекать их к взаимодействию с ДОУ. Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими( зрительскими) интересами группы, выявлены ми в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы. Затем можно прочитать лекцию «Возрастные особенности дошкольника- читателя( зрителя) », в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, недопустимости замены ими непосредственного общения ребёнка с родителями. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б. Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родар р и», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза? » и другие. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей. Значительную часть работы с родителями нужно посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто- нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она всё больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают своё мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребёнка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Для мотивации родителей к семейному чтению, можно провести в группе «Вечер семейного чтения», где воспитатель, дети и родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого- то принято семейное чтение, организовать обмен опытом. Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям так называемые «взрослые» книги. Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах. - Книги не говорят, да правду сказывают. - С книго й поведёшься – ума наберёшься. - Хорошая книга – лучший друг. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Памятка для родителей. Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, приговорками. Введите обязательный ритуал чтения к ниг перед каждым тихим часом. Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду. Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать. Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день. Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями. Как научить ребёнка беречь книги 1. Не делать в книге пометок, подписей, рисунков. 2. Не читать во время еды. 3. Не загибать листы, пользоваться закладкой. 4. Класть книгу только на читальный стол. 5. Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте. 6. Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим» книгам. Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу 1. Объясните перед чтением или во время его трудные слова 2. Спросите, понравилось ли произведение? Чем? 3. Что нового, интересного узнал? 4. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения. 5. Как описана природа? 6. Какие слова и выражения запомнились? 7. Чему научила книга? 8. Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения. Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что всё, о чём говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни, и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще. Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, не читайте её. Больше доверяйте своей родительской интуиции. Чем старше ребёнок, тем многообразнее становится круг его чтения. Задача родителей – Постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, в книжный магазин идите вместе.

Оставить комментарий: