Консультация для воспитателей "Воспитание основ гражданственности у детей"
Документы для скачивания
Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.
Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т. е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания.
Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности
Понятие гражданственность включает в себя: патриотизм, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность.
Патриотизм включает в себя: формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность); приобщение к истокам национальной региональной культуры; формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей старшего дошкольного возраста в рамках правового воспитания (элементарные знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка «Конвенция правах ребенка»)
Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.
Межнациональная толерантность, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Затем он узнает свои права и обязанности.
В воспитании гражданственности у детей огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д.
Важной частью работы по воспитанию гражданственности является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников). Также надо на конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.
Таким образом, воспитание основ гражданственности у детей дошкольного возраста является воспитанием человека-гражданина.