a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Автор: Межова Ирина Николаевна Опубликовано: 2024-02-09 09:57:00

МБДОУ Аннинский д/ с ОРВ «Росток» Консультация для родителей «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель I КК Межова И. Н. Анна 2023 Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша. В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни. Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем( пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя) . Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. Приобщая детей к чтению, родители должны соблюдать несколько правил Читать надо ежедневно. В ребенке постепенно вырабатываются потребность читать( слушать чтение, интерес к произведению, эстетическое наслаждение от услышанного( прочитанного) ; Круг чтения должен быть разнообразным. Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного- двух произведений, жанров; В круг чтения детей должна входить литература классическая, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей( сказки Пушкина, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, Драгунского, стихотворные произведения А. Барто, К. Чуковского и др. ) Не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно; Прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, начиная с трех лет, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать; Не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность. Наставления типа «делай так, как литературный герой», пользы не приносят: малышу чаще хочется сделать то, от чего его так старательно охраняют взрослые, В процессе чтения( слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка; Детская литература для малышей в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете. Аудио- и видеокниги лучше рекомендовать детям школьного возраста. Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников- книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь. Нужно научить малыша пользоваться книгами и беречь их. 2400300153237 7 основных правил чтения вслух Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли. Однако все эти преимущества от чтения вслух имеют место только в том случае, если родители читали ребенку правильно. К сожалению, по оценкам детских психологов, мало кто из родителей умеет читать детям вслух так, как это надо делать. В результате столь полезный метод развития малыша, как чтение ему вслух, превращается в сплошную скуку и тоску. Никакую пользу неверное чтение не несет, а лишь прививает малышу нелюбовь к чтению. Ниже даны подробные рекомендации относительно того, как правильно читать вслух детям дошкольного возраста При чтении вслух ребенку необходимо останавливаться, объясняя малышу непонятные моменты и обращая его внимание на определенные важные детали. Любимые книги ребенка надо перечитывать много раз¸ обязательно обсуждая прочитанное, и подвигая малыша на то, чтобы он пересказывал и комментировал услышанное. Читающий должен произносить слова громко и членораздельно, без всякого детского сюсюканья. Детям следует читать книги только со счастливым концом. Читающий должен стараться произносить текст по ролям, делать правильные актерские ударения. Нельзя продолжать читать ребенку, если он устал и утратил интерес. Детей постарше надо вовлекать в процесс чтения, периодически показывая им, как пишется то или иное слово. Кроме того, можно время от времени просить ребенка самого найти слово в предложении. Однако чтение вслух не должно превращаться в занятие и зубрежку. Это должно все же быть чтение вслух ребенку. Это – основные правила чтения. А теперь ответы на несколько вопросов, которые наиболее часто задают родители детским психологам. С какого возраста надо начинать читать ребенку вслух? Согласно последним научным предположениям, читать вслух малышу надо с возраста 9 месяцев. Как часто надо читать ребенку вслух? Не реже, чем два раза в день, каждый день. Очень хорошо, если второе чтение будет приурочено к отходу ребенка ко сну. Как долго надо читать ребенку вслух? Минимальное время чтение должно составлять от 5 до 10 минут в зависимости от возраста. Максимальное диктуется заинтересованностью ребенка: пока он не устанет. Чтение детям 4- 5 лет 10805162372962 У детей пятого года жизни усложняется читательский опыт. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4- 5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями. В возрасте 4- 5лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться. Чаще говорите о ценности книги; Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи; Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой; Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины; Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание; Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи; Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги; Чаще устраивайте семейные чтения. Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви. Приходит книга в дом любой. Коснись её страниц, Заговорит она с тобой Про жизнь зверей и птиц. Увидишь ты разливы рек, Услышишь конский топот Придут к тебе и Чук, и Гек, Тимур и дядя Стёпа. Ей вьюга злая не страшна И не страшна распутица С тобой беседует она, Как умная попутчица. Ну, а взгрустнется вдруг, Не огорчайся слишком: Как самый лучший верный друг Развеет скуку книжка. ( Аркадий Марков)

МБДОУ Аннинский д/ с ОРВ «Росток» Консультация для родителей «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель I КК Межова И. Н. Анна 2023 Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша. В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни. Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем( пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя) . Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. Приобщая детей к чтению, родители должны соблюдать несколько правил Читать надо ежедневно. В ребенке постепенно вырабатываются потребность читать( слушать чтение, интерес к произведению, эстетическое наслаждение от услышанного( прочитанного) ; Круг чтения должен быть разнообразным. Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного- двух произведений, жанров; В круг чтения детей должна входить литература классическая, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей( сказки Пушкина, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, Драгунского, стихотворные произведения А. Барто, К. Чуковского и др. ) Не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно; Прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, начиная с трех лет, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать; Не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность. Наставления типа «делай так, как литературный герой», пользы не приносят: малышу чаще хочется сделать то, от чего его так старательно охраняют взрослые, В процессе чтения( слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка; Детская литература для малышей в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете. Аудио- и видеокниги лучше рекомендовать детям школьного возраста. Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников- книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь. Нужно научить малыша пользоваться книгами и беречь их. 2400300153237 7 основных правил чтения вслух Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли. Однако все эти преимущества от чтения вслух имеют место только в том случае, если родители читали ребенку правильно. К сожалению, по оценкам детских психологов, мало кто из родителей умеет читать детям вслух так, как это надо делать. В результате столь полезный метод развития малыша, как чтение ему вслух, превращается в сплошную скуку и тоску. Никакую пользу неверное чтение не несет, а лишь прививает малышу нелюбовь к чтению. Ниже даны подробные рекомендации относительно того, как правильно читать вслух детям дошкольного возраста При чтении вслух ребенку необходимо останавливаться, объясняя малышу непонятные моменты и обращая его внимание на определенные важные детали. Любимые книги ребенка надо перечитывать много раз¸ обязательно обсуждая прочитанное, и подвигая малыша на то, чтобы он пересказывал и комментировал услышанное. Читающий должен произносить слова громко и членораздельно, без всякого детского сюсюканья. Детям следует читать книги только со счастливым концом. Читающий должен стараться произносить текст по ролям, делать правильные актерские ударения. Нельзя продолжать читать ребенку, если он устал и утратил интерес. Детей постарше надо вовлекать в процесс чтения, периодически показывая им, как пишется то или иное слово. Кроме того, можно время от времени просить ребенка самого найти слово в предложении. Однако чтение вслух не должно превращаться в занятие и зубрежку. Это должно все же быть чтение вслух ребенку. Это – основные правила чтения. А теперь ответы на несколько вопросов, которые наиболее часто задают родители детским психологам. С какого возраста надо начинать читать ребенку вслух? Согласно последним научным предположениям, читать вслух малышу надо с возраста 9 месяцев. Как часто надо читать ребенку вслух? Не реже, чем два раза в день, каждый день. Очень хорошо, если второе чтение будет приурочено к отходу ребенка ко сну. Как долго надо читать ребенку вслух? Минимальное время чтение должно составлять от 5 до 10 минут в зависимости от возраста. Максимальное диктуется заинтересованностью ребенка: пока он не устанет. Чтение детям 4- 5 лет 10805162372962 У детей пятого года жизни усложняется читательский опыт. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4- 5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями. В возрасте 4- 5лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться. Чаще говорите о ценности книги; Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи; Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой; Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины; Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание; Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи; Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги; Чаще устраивайте семейные чтения. Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви. Приходит книга в дом любой. Коснись её страниц, Заговорит она с тобой Про жизнь зверей и птиц. Увидишь ты разливы рек, Услышишь конский топот Придут к тебе и Чук, и Гек, Тимур и дядя Стёпа. Ей вьюга злая не страшна И не страшна распутица С тобой беседует она, Как умная попутчица. Ну, а взгрустнется вдруг, Не огорчайся слишком: Как самый лучший верный друг Развеет скуку книжка. ( Аркадий Марков)

Оставить комментарий: