Консультации для родителей "Сказкотерапия" . Значение сказкотерапии для детей дошкольного возраста.
Документы для скачивания
Значение сказкотерапии для детей дошкольного возраста. В народе говорят: « Сказка- ложь, а в ней намек, добрым молодцам- урок! » Эта прописная истина каждому человеку с детства. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту. Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку. Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию взаимно отношения между мамой и ребенком, что в будущем помогает избежать многих конфликтных ситуаций. Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку. Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию взаимно отношения между мамой и ребенком, что в будущем помогает избежать многих конфликтных ситуаций. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, воображение, это особая реальность, реальность мира чувств и эмоций. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, делает порой некоторые ситуации реальными. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, именно эта форма доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным. В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников? Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком, зависит от окружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему его будут учить, какие усилия для этого будут прикладывать. Никакие рекламы и боевики, не множество современных мультфильмов, в которых есть монстры, зомби и различные непонятные порой даже взрослому страшилища, существа головоногие, должны оказывать воздействие на чувства, а встречи с прекрасным, чувства, которые он пережил, повстречаясь с этим прекрасным. А прекрасное, конечно же, это- сказка. Встреча и знакомство со сказкой- это всегда праздник для детей. Сказка настраивает ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в добро и зло, и любовь к себе и ко всем окружающим, на добрые, теплые, дружеские взаимоотношения. Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение, творчество ребенка, на его поведение, отношение к окружающей его действительности, на протяжении всего детского возраста, начиная с самого раннего детства с пеленок. Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, потешками, прибаутками, присказками. Чуть позже, после двух лет, начинается настоящее воспитание сказкой. Дети разного возраста по- разному воспринимают сказку. Дошкольный возраст( от 3 до 7) – это период активного становления художественного восприятия ребенка. В младшем дошкольном возрасте ( от 3 до 4 лет) понимание сказки напрямую зависит от личного опыта ребенка, а какой у ребенка опыт, он у него ограничен. При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки, отношение к окружающим. В среднем дошкольном возрасте( от 4 до 5 лет) - расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение и речь. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события, их поступки и действия. Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения. Не секрет, что ребенку в дошкольном возрасте легче запомнить и воспроизвести информацию в игровой форме. Нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не принося абсолютно никакого результата. А вот с помощью сказочных героев можно объяснить и донести им все те же прописные истины, но в игровой форме, сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме. Сказки закаляют характер. В сказках очень ярко и доступно для детского понимания даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость. Дети на основе сказочных героев учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, оценивать поступки отрицательных героев, делать свои детские выводы, и умозаключения, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания. После прочтения сказки, хорошо бы поговорить с ребенком, задать ему вопросы по сказке. - Как ты думаешь, о чем эта сказка? - На кого похожи герои сказки, какими качествами они обладают? - А почему вот этот герой так поступил, а ты бы как поступил, если был бы на его месте? - Что тебе понравилось в сказке, а что нет? - А чтобы было, если бы герой поступил иначе, по- другому? Рекомендация для родителей, как строится работа со сказкой. 1) Чтение или рассказ самой сказки, стихотворения, басни. Ее обсуждение. 2) Попросите нарисовать рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; 3) Проиграйте сказку с ребенком в ролях. Ребенок обязательно выберет для себя" исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Что же дадут такие методы, каков будет результат? Во- первых, ребенок поймет, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне, чтобы не случилось. Во- вторых, он усвоит следующий подход к жизни: " что во чтобы то не стало надо искать силы для разрешения конфликта в себе самом, что ты их обязательно найдешь и победишь трудности" , и преодолеешь все трудности, и он обязательно поймет, что мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим. У ребенка сформируется мнение, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать. Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!