Дидактическое пособие на развитие дыхания
Документы для скачивания
Дидактическое пособие для развития речевого дыхания 929640825500 Авт ор: Рубайло Светлан а Анатольевна Актуальность У детей с РАС наблюдается отсутствие и нарушение речи. Для растормаживания, запуска речи у детей необходимо развивать дыхание. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха. Поэтому, развитие дыхания один из важных этапов коррекционной работы с детьми РАС. Дети не умеют рационально использовать выдох, речь на вдохе, что отрицательно влияет на развитие речи. Дети, имеющие ослабленный вдох и в ыдох, как правило, говорят тихо, именно поэтому необходимо научить правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Воздушная струя выходящая из лёгких через гортань, глотк у, полость рта или носа наружу является источником образования звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Методические рекомендации для формирования речевого дыхания: - упражнения проводят в хорошо проветренном помещении, до еды; - обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох не слишком глубокий и спокойно, через нос; - следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею; - выдох через рот должен быть плавным, длительным, лёгким, без напряжения; - следить за точностью направления воздушной струи; - кратковременность упражнений от 30 секунд до 1, 5 минут; - дозированность количества и темпа упражнений; - выдуваемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля; - следить за тем, чтобы ребенок не надувал щёки. Пособия предназначены для индивидуального занятия. Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений Задачи: - способствовать увеличению объёма дыхания; - развивать умение выполнять плавный длительный целенаправленный выдох; - активизировать работу мышц губ. Описание игр: Упражнение «Зима. Снег кружится, летает, летает» 346138525590500 Цель: развитие сильного плавного выдоха Оборудование: вертикальная основа( подставка для чайных чашек, обмотанная атласной лентой) ; снежинки, вырезанные из фетра, свисающие вниз на ниточках. Инструкция к проведению: «Наступила зима, и с неба посыпался снег. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на снежинки». Повторить 3- 4 р. Упражнение « Осень. Кружатся осенние листочки» right9842500 Оборудование: на вертикальной основе, сделанной из подставки для чайных чашек, обмотанной атласной лентой) ; листочки вырезанные из фетра, свисающие вниз на ниточках. Инструкция: « Осень, п одул осенний ветерок». И. п. : с тоя или сидя, опора располагается на уровне рта ребенка. 1. «Ветер дует тихо ». Ребёнок делает вдох носом- сильный. Задержать дыхание. На выдохе –делает плавный, длительный выдох «у- у- у». 2. «Ветер дует сильно». Ребёнок делает вдох носом- сильный. Задержать дыхание. На выдохе –делает плавный, сильный, длительный выдох «У- У- У ». Повторить 3- 4 р. Упражнение « Чай горячий » right571500 Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Оборудование: из фоамирана вырезать две части чайной чашки, из бумаги нарезать узкие полоски, между частями чашки наклеить их. Инструкция: Смотри, чай горячий, давай его остудим: «Дуй на горячий чай ». Вытянуть губы «трубочкой»- вдох, задержать дыхание. На выдохе, вытянуть губы узкой «воронкой»- подуть на горячий чай «У- у- у». Повторить 3- 4 р. Упражнение Чайник закипел» И. п. : стоя, предложить ребенку пузырек с узким горлышком диаметром 1 – 1, 5 см. По инструкции «у Раи чайник закипел». Ребёнок дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной. Повторить 3- 4 р. Упражнение Игра с дудочкой right571500 Цель: закрепление плавного, длительного и короткого выдоха и умения их различать; развитие слухового внимания, звучащие игрушки. Инструкция: Это дудочка. Она умеет петь( свистеть) . Если я проведу по спине сверху вниз, то ты дуешь долго, а если я коснусь руки, то ты дуешь коротко. Будь внимателен! Ребёнок производит звуки, по длительности, соответствующие их тактильным ощущениям. Повторить 3- 4 р. Упражнение «Футбол» right5524500 Цель: закрепление плавного, длительного и короткого выдоха. Установить на столе игровые ворота. «Давай играть в футбол! Надо забить гол. Дуй на мяч, чтобы он попал в ворота! » Иногда ребёнку нужно будет двигаться вокруг стола. Повторить 3- 4 р. Упражнение «Заведи вертушку» Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Для игры нужна вертушка из бумаги, игрушечный ветрячок или пластиковый диск- вертушка. «Заведи вертушку! Вдохни носом и постепенно выдыхай через собранные трубочкой губы на лопасти». Повторить 3- 4 р. Упражнение «Горошины» right- 63500 Цель: р азвитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Оборудование: д ля игры можно использовать пластиковый стаканчик зелёного цвета или из бумаги склеить цилиндр. В стенке стаканчика или цилиндра вырезать отверстие в виде арки. В виде горошин использовать помпоны разного размера, зелёного цвета. Инструкция: собери горошек в стакан. Расположить стакан необходимо на уровне рта ребёнка, для этого можно использовать книгу в виде платформы. Следим за дыханием: вдох через нос- выдох через рот, не поднимая плеч. Повторить 3- 4 р.