урок родного (русского) языка "Как можно играть звуками" 1 класс
Документы для скачивания
Родной русский язык 1 класс Тема: Как можно играть звуками Цель: дать представление о звукописи и умении автора художественного текста передавать с вое настроение и чувства героев; показать читателю свое отношение к ней; показать, что читатель, восприняв авторские переживания, может передать их другим; формировать навыки выразительного чтения; прививать интерес к предмету. Планируемые результаты: Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей, формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формировать мотивацию к обучению и познанию. Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире людей. Предметные: познакомить со звукоподражанием как одним из секретов художественной речи. Формируемые УУД: познавательные универсальные учебные действия: самостоятельно формулировать тему и цель занятия, выделять необходимую информацию из текста, оценивать информацию, анализировать и сравнивать объекты и события; коммуникативные универсальные учебные действия: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач, договариваться о распределении функций, формулировать собственное мнение позицию. ХОД УРОКА Организационныи ̆ момент СЛАЙД 01 Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. В стране родного языка Не всё известно нам пока. Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём! Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности- Какой сейчас урок? - Прочитаем вместе выразительно о нашем родном языке. СЛАЙД 02- Зачем нам нужно изучать родной язык? - Продолжите: Слушание, говорение, чтение, письмо- … это наша речь. - Что вы знаете про речь? - Какая бывает речь? Мы с вами много говорили о речи, устной и письменной. Сегодня разговор пойдёт о речи особенной, даже волшебной, с которой мы встречаемся в сказках, стихотворениях, рассказах. Она помогает нам представить всех героев, как настоящих, живых. Будто всё написанное в книге происходит на самом деле. Как умеет это делать Волшебница Речь, мы узнаем сегодня на уроке. - Я знаю, что вы любите играть. Расскажите, во что вы играете? А в школе чаще всего во что( с чем) мы играем? ( в слова) - Давайте вспомним стих- е А. Л. Барто: Скажи погромче слово «Гром»- Грохочет слово словно гром. Скажи потише: «Шесть мышат»- И сразу мыши зашуршат. Скажи: «Кукушка на суку»- Тебе послышится: «Ку- ку». - Какие речевые звуки помогли нам услышать гром/ мышат/ кукушку? - Как вы думаете, с чем мы будем играть на уроке? ( с речевыми звуками) - Кто может назвать тему урока? Прочитаем вместе. СЛАЙД 03- Что вы знаете про звуки? ( речевые и неречевые, гласные и согласные) - Чему вы хотите научиться на уроке? Как будем добиваться цели? Работа по теме урока Беседа- Наш мир полон звуков. Звуки издают живые и неживые предметы. - Покажите, какие звуки издает комар( з- з- з) ; котёнок( мяу) ; тигр( р- р- р) ? - Какие звуки издаются, когда сдувается мяч( ш- ш- ш) , капает вода( кап- кап) , тикают часы( тик- так) ? - Звуки мы слышим, произносим. А еще звуками можно поиграть. Сегодня на уроке мы будем учиться слышать звуки природы в произведениях поэтов и писателеи ̆. Они особенно внимательно умеют слушать всех: птиц, зверей, даже предметы – и передавать все звуки в стихах. Очень интересно читать такие стихи и догадываться, что сумел услышать поэт. Фронтальная работа- Я вам прочту стихотворение, а потом задам 3 вопроса: 2 лёгких и 1 трудный. Договорились? - Стих- е написала поэтесса Рената Муха. Про ужа и про ежа Бывают в жизни чудеса – Ужа ужалила Оса. Она ужалила в живот, Ужу ужасно больно. Вот. А доктор Ёж сказал Ужу: " Я ничего не нахожу, Но всё же, думается мне, Вам лучше ползать На спине, Пока живот не заживёт. Вот" . - Смешно, правда? - Кто написал это стих- е, запомнили? - Теперь второй лёгкий вопрос. Вот в этой строчке « Бывают в жизни чудеса» оса летает или нет? ( нет, не летает) - В этом стихотворении есть один секрет, а их вообще в стихах очень много. Я бы могла просто рассказать вам о нём, но вы ребята сообразительные и сами откроете этот секрет. - Покажите мне, пожалуйста, какой звук издают осы, когда летают. ( ж, з) Погромче. А теперь позлее. Молодцы! - А теперь послушайте: «Бывают в ж изни чудеса…» Летает или не летает? - Как вы догадались? Правильно, услышали жужжание. - Теперь у нас будет проверочная работа – вы все будете осы, молчаливые осы. Поставьте руки вот так – ладошки вниз около самых плечей, поближе к плечам. А локти прижмите – это у вас крылышки. А теперь слушайте внимательно стих- е и как только услышите жужжание осы, показываете «летим» и машете крылышками. Как только жужжание прекратилось, ручки у вас остановились, крылышки замерли. Приготовились! Бывают в ж изни чудеса – У ж а у ж алила Оса. Она у ж алила в ж ивот, У ж у у ж асно больно. Вот. А доктор Ё ж сказал У ж у: " Я ничего не нахо ж у, Но всё ж е, думается мне, Вам лучше пол з ать На спине, Пока ж ивот не за ж ивёт. Вот" . - Отлично получилось, мне очень понравилось! - Я думаю, вы сейчас открыли секрет. Поэт подбирает не просто подходящие слова по смыслу, а такие слова, которые звучат по- особому. Он пишет … звуками. Секрет по- научному называется … звукопись. СЛАЙД 04 Повторите. - Как вы понимаете слово звукопись? ( письмо звуками) Работа по учебнику с. 45 СЛАЙД 05- Посмотрите на экран. Что нужно сделать? - Найдите тему нашего урока. Проверьте, это наша тема? Упр. 1( с. 45) . - Кого вы видите на иллюстрации? - Это герои стих- я Ренаты Мухи. - Прочитайте самост. стих- е «Про ужа и про ежа». - Разделите стих- е на 2 части. Каким словом заканчивается 1- я часть, 2- я часть? - Прочитайте стих- е по частям в паре с другом, выделяя звук[ ж] . ( подготовка, выраз. чтение) - Проведём конкурс чтецов на лучшее выраз. чтение. - Удалось ребятам передать жужжание? - Вы все очень старались, молодцы. СЛАЙД 06 Физкультминутка «Гном» Продолжение работы по теме урока Работа над стих- ем М. Яснова «Я взрослею»- Вчера Злата рассказала мне, что недавно потеряла свой любимый зуб. - Вспомните, удобно вам было говорить, когда у вас выпал молочныи ̆ зуб? Все ли звуки вы правильно выговаривали? - Послушайте, как говорил герой стихотворения Михаила Яснова, у которого тоже выпал зуб. СЛАЙД 07- Вы поняли, что сказал мальчик? Прочитайте его слова правильно. ( Я распрощался с прошлым и стал ужасно взрослым. ) - Зачем автор поменял звуки в словах? ( чтобы мы лучше представили мальчика) - Какой секрет использовал автор? ( звукопись) СЛАЙД 08- Приходилось ли вам оказываться в такой ситуации? - Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое на машине времени. СЛАЙД 09- Сядьте прямо, пристегнитесь, сохраняйте спокойствие. Разотрите ладони, почувствуйте тепло, сделайте глазкам домик, закройте глаза и медленно считайте от 10 до 0. ( раздаю слова) - Откройте глазки, поморгайте. Мы с вами попали в тот самый день, когда ваш молочный зуб вот- вот выпадет. У некоторых ребят на партах оказались молочные зубки от … СЛАЙД 10 Зубной Феи с воспоминаниями о том самом моменте. - Ваша задача – прочитать отрывок, посмотреть на знаки препинания, выбрать интонацию и подготовить выразительное чтение. В прошлом нельзя шуметь, поэтому готовиться вы будете шёпотом. ( подготовка) - А с остальными ребятами мы откроем с. 46, найдём упр. 3 и потренируемся прочитать слова мальчика. - Прочитаем строки медленно, выговаривая каждый звук. Затем грустно/ весело. - Как вы думаете, с каким чувством произносит мальчик эти слова? ( С гордостью. Он взрослеет. ) - Какие слова вам помогли определить чувство мальчика? ( Стал ужасно взрослым. ) - Самост. прочитайте строки стихотворения с гордостью. ( затем заслушивается несколько учеников. ) - А теперь я приглашаю к доске ребят с карточками. У вас всё получилось? Постройтесь по номерам. - Назовём вместе автора и название. СЛАЙД 11- 12 1 Я на слова сегодня скуп. Ночь длится — Не кончается… 2 Ой, у меня молочный зуб Качается, качается! 3 Вокруг шумят: «Он просто груб…» И мама огорчается. 4 А у меня молочный зуб Качается, качается. 5 Любимый мой молочный суп Не съел — не получается. 6 Ведь у меня молочный зуб Качается, качается. 7 Нет, не могу разжать я губ! А что ещё мне выпадет? 8 Молчу. Раскачиваю зуб. Ещё чуть- чуть — и выпадет! 9 Ура! Он выпал наконец! Теперь я больше не юнец! ( хором) Я рашпрощалша ш прошлым И штал ужашно вжрошлым! - Молодцы! У вас замечательно получилось! Подведение итогов урока- Послушайте Важную информацию на с. 46. ( читают 2 ученика) - О чем прочитали? - О каком секрете поэтов и писателей вы узнали? ( звукопись) Рефлексия- Продолжите: Сегодня я узнал, что … СЛАЙД 13- Какие задачи урока мы выполнили? О чём ещё не узнали? - Оцените свою работу на уроке с помощью светофора. СЛАЙД 14- Вы замечательно работали на уроке и я хочу вам подарить мою любимую песенку Ирины Богушевской «Как кричит крокодил». А вы потом скажете, где вы увидели секрет звукописи. СЛАЙД 15- Какой секрет использовала Ирина Богушевская в песенке? ( звукопись) - Где еще применяется звукопись? ( в песенках) - Благодарю за урок! Мне было с вами очень интересно! СЛАЙД 16
- Семинар-практикум для родителей «Игры с песком в коррекционно-развивающей работе логопеда для речевой активности у детей с ОВЗ»
- Консультация для родителей на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»
- Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»
- урок родного (русского) языка "Как можно играть звуками" 1 класс
- Консультация для родителей "Этикет за столом"