a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа дополнительно образовательной услуги по сюжетно-ролевым играм «Удивительный мир игры» с детьми младшего дошкольного возраста.

Автор: Кашаева Ирина Николаевна Опубликовано: 2024-02-19 07:29:35

Прогр амма дополнительно образовательной услуги по сюжетно- ролевым играм «Удивительный мир игры» с детьми младшего дошкольного возраста. Разработала воспитатель МБДОУ ДС №7 г. К узнецка. Кашаева И. Н. записка. В настоящее время в воспитании современных детей наметились негативные  тенденции:   сюжетн о– ролевые игры ушли на второй план, их место занял компьютер, экран телевизора, ученными замечено, что каждое десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к  сюжетно  ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами  игры  становятся более примитивными и однообразными,   игры  не всегда отличаться душевностью или нравственной чистотой. В образовании дошкольников большое внимание стали уделять познавательному развитию, подготовке детей к школе, родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег. Покупая красочные игрушки, и не участвуя с детьми в совместной игре, взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. А кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым, кто сформулирует и разовьёт способность сопереживать, выражать свои чувства, и оценивать их? Отличительной особенностью этой  программы  является система и разнообразие  работы с сюжетно- ролевой игрой и является вспомогательной по отношению к основной  программе. В данную  программу входят не только сюжетно- ролевые игры, но и тематические беседы, с рассматриванием иллюстраций, театрализация отрывков, ритмопластика и прослушивание аудио сказки, рисование по  сюжетам  игр и выставки детских  работ. Программа  рассчитана для детей от 3- 4 лет, как форма  кружковой работы, так и для совместной деятельности детей и педагога, детей и родителей.   Работа по программе  организуется 1 раз в неделю, во  вторую половину дня, для детей  второй младшей группы  длительность составляет не более 15 минут. Посредством  программы «Удивительный мир игры»  у детей будет развит интерес к  с южетно- ролевым играм, расширится и активизируется словарь, научаться смотреть на себя со стороны глазами других людей. Предвидеть стратегию ролевого поведения, стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре, доверять друг другу, произойдёт приобщения к  сюжетно- ролевым играм и социализация личности ребенка дошкольного возраста. Дополнительная образовательная услуга «Удивительный мир игры» проводится на бесплатной основе, на баз е   второй младшей группы  в свободное от образовательной деятельности время 1 раз в неделю, в четверг, 4 раза в месяц в 15. 25 – 15. 40 по  подгруппам  количество детей 10 человек. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок получает первые знания о правилах поведения в обществе, учиться соотносить свои интересы с интересами других детей, правилами  игры, обязанностями при выполнении той или иной роли. Условно  игры  можно разделить на две основные  группы:   сюжетно – ролевые  ( творческие)   игры и игры с правилами. Основной задачей педагога при организации творческих игр в о   второй младшей группе  является формирование у детей игровых уме ний, способствующих становлению самостоятельной  сюжетной игры, развитие умений пользоваться предметами – заместителями, обучение детей взаимодействию со сверстниками. Дидактические  игры и игры  с элементами экспериментирования сочетают в себе познавательность, обучение и радующую детей игровую деятельность. Театрализованные  игры  помогают познакомить с миром художественных образов в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения. С первого же занятия важно вызвать эмоционально – положительный отклик в душе ребенка, побудить его к активному восприятию. Подвижные  игры  помогают укреплять здоровье, создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности детей. Программа кружка  рассчитана на один год обучения и направлена на усовершенствование и развитие личности ребенка, на обогащение речи, формирование положительных взаимоотношений, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья. Система  работы, изложенная в данной  программе, поможет педагогу наладить более активное и плодотворное сотрудничество с родителями, и детьми важным и необходимым, потому что игра является ведущей деятельностью дошкольника. Цель  программы: Приобщение детей к совместному игровому процессу, обогащение знаний детей о предметном мире и умению действовать с предметами, укрепление и сохранность здоровья детей. Задачи: • Удовлетворять потребность детей в разнообразном общении с взрослыми и сверстниками; • Вводить детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначения; • Активизировать все виды деятельности через игровые действия; • Развивать предпосылки творчества, эмоциональную сферу; • Укреплять здоровье детей; • Развивать и пополнять предметно – развивающую среду; • Познакомить родителей со значимостью  игры в жизни ребенка. Данная  программа организуется в о второй младшей группе  с октября по май учебного года включительно в форме  кружковой работы, дополняющей обогащающей реализацию образовательной области  «Социально- коммуникативное развитие». Интеграция образовательных областей. Образовательные области. Цели: Социально – коммуникативное развитие. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Познавательное. Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе и об  окружающем мире. Речевое – развитие. Овладение речью, как средством общения и культуры. Художественно – эстетическое развитие. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок. Физическое. Развитие двигательной активности. Роль педагога. Роль педагога в совместной  кружковой работе – роль организатора, участника, партнера по игре, художника. 1)   «Участник – партнер»  - включенный в общую деятельность с детьми, демонстрирует разнообразные игровые действия, решает возникающие в совместной деятельности проблемы. 2)   «Организатор»  ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные действия. 3)   «Художник»  - создает развивающую среду, предметный мир ребенка, но в тоже время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно. Краткая характеристика  программы. Данная  программа  направлена на развитие здоровья, умственного и физического развития детей, на формирование положительных взаимоотношений, обогащение речи, формирование творческих способностей. Взаимодействие с родителями. Консультация для родителей по теме: «Игра в жизни ребенка». Создание атрибутов для сюжетно- ролевых игр. Заключительный этап. Результаты проведенной работы: Обога тили развивающую среду группы; Повысили у детей по знавательный интерес; У родителей расш ирились знания об игре детей; Приготовили фотовыставку « Мы играли целый год» Календарно- тематический план. Месяц Недели Тема Познавательный компонент Практический компонент Приемы руководства Октябрь «Семья» 1 «Утро в семье»  Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Развивать способность принимать на себя роль. Учить играть рядом, не мешая друг другу. Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих. Продолжать учить  связно, передавать в игре несколько последовательных эпизодов. Беседа «Моя семья». Рассматривание семейных фотографий, сюжетных картин «Наша семья». Чтение   А. Барто «Машенька», «Семья», Е. Благинина- «Вот какая мама», З. Александров а- «Купание», Е. Благинина «Посидим в тишине»  Д/ игры: «Вот какая мама», «Оденем Сашу на прогулку», «Накрой стол для гостей», «Обставим Машеньке комнату». Изготовление атрибутов к игре. Обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям. Введение в игру предметов- заместителей. Участие воспитателя в игре. 2 «Большая уборка в доме» 3 «Мама пришла с работы» 4 «Бабушка приехала» Ноябрь «Больница» 1 «Кукла Маша заболела» Выделять для детей игровые роли через цепочку специфических, предметных игровых действий.  Продолжать знакомить  с деятельностью врача. Побуждать к объединению в общий сюжет отдельно играющие подгруппы детей. Вызвать интерес к воспроизведению ролевых действий. Учить объединять игры единым сюжетом. Развивать  элементарные навыки создания игровой обстановки. Экскурсия в медицинский кабинет. Наблюдение за работой медсестры, врача. Беседа о профессии врача, медсестры. Беседа «Что такое процедурный кабинет? »,  «Как я с мамой ходил на прием к врачу». Рассматривание картин из серии «Профессии»: «Доктор», «Медсестра». Чтение «Юля грязнуля », К. Чуковского «Доктор Айболит». Д/ игры: « Что нужно врачу? »( знакомство с атрибутами) . «Кто назовет больше действий? », «На приеме у врача»( обучение диалогу) . Продуктивная деятельность:   « Витаминки для петушка» Создание проблемной ситуации «Доктор увез все инструменты и лекарства. Как же нам лечить кукол? ( поиск- предмета- заместителя) . Включение в игру машины «Скорая помощь» Изготовление маркера «Больница». Показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью. Участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных ролей. Введение в игру предметов- заместителей. Побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений. Обогащение предметн о- игровой среды обобщенным игровым материалом, маркером «Больница». 2 «Вызов врача на дом» 3 «Работа процедурного кабинета» 4 «Поедем в Аптеку за лекарством» Декабрь «Шоферы» 1 «Учимся водить машину»   Нацелить детей на возможность переноса полученных знаний в игру. Стимулировать у детей условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами- заместителями, воображаемыми предметами. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Побуждать к принятию роли, называние своей роли, обращение к партнеру, как носителю роли.  Развивать  элементарные навыки создания игровой обстановки. Закреплять знания о правилах дорожного движения. Наблюдение за транспортом; как водитель ухаживает за машиной. Беседа о труде шофера. Рассматривание иллюстраций «Транспорт», картины  «Едем на автобусе» Д/ игры «Такие разные машины», «Основные части машины»»,  «На чем ездят люди? », «Что кушают машины? », «Светофор- главный помощник шофера». Постройка автобуса из строительного материала. Чтение Л. Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике»,    А. Барто «Игрушки», «Умные звери». Пение песни «Машина» Подвижные игры: «Поезд», «Воробушки и автомобиль». Изготовление с детьми билетиков для игры; маркера  «Машина» и бензоколонки( с участием родителей) Показ способов ролевого поведения. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами.   Побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений. Участие воспитателя в игре. Обогащение предметн о- игровой среды обобщенным игровым материалом, маркером «Машина». 2 «Шофер привез продукты в магазин» 3 «Ремонт и заправка машины» 4 «Мама с дочкой едут за покупками» Январь «Детский сад» 1 «Утро в детском саду»  Способствовать обогащению игрового опыта детей, посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Продолжать формировать ролевое взаимодействие: ориентировать ролевое поведение ребенка на партнера- сверстника. Стимулировать ролевой диалог между детьми. Поощрять стремление самостоятельно подбирать атрибуты. Ежедневные режимные моменты в детском саду Экскурсия по детскому саду. Беседа «Что мы знаем о детском саде? », «Кто заботится о нас в детском саду». Рассказы о профессиях работников детского сада. Продуктивная  деятельность:   «Наш участок» Рассматривание картины «Детский сад». Наблюдение за трудом няни, воспитателя, мед. с естры, повара, музыкального работника, за игрой старших детей. Чтение А. Барто «Игрушки», «Детский сад», Н. Кашнина «Первый день в детском саду», Александрова   «Катя в яслях». Участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний. Выбор детей на главные и второстепенные роли. Участие воспитателя в игре. 2 «Обед в детском саду» 3 «Праздник в детском саду» 4 «В яслях » Февраль «Магазин» 1 «Магазин игрушек» Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты в соответствии со своей ролью, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Расширение сюжета игры с применением дополнительных ролей; расширять знания детей о профессии продавца. Развивать ролевую речь детей, умение вести диалог. Развивать сюжет игры «Продавец заболел нужно вызвать Скорую помощь» Экскурсия в магазин( с родителями) . Беседа «Как я с мамой ходил в магазин», «Для чего нужны магазины,  «Что продают в магазине? », «Какие  продукты можно купить в магазине? ».                    Рассказ воспитателя о профессии продавц а- кто, что делает? . Рассматривание картин «Продавец» из серии «Кем быть».                    Д/ игры «Кукла Катя купила игрушки», «Научим Катю, как вести себя в магазине»; игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку». Изготовление атрибутов к игре: конфеты,  кошельки,  чеки.                                      Лепка «Овощи и фрукты» Показ способов ролевого поведения. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами.   Обогащение предметн о- игровой среды обобщенным игровым материалом, маркером «Магазин». Участие воспитателя в игре. 2 «Магазин посуды» 3 «Магазин одежды» 4 «В магазин привезли Новые товары» Март «Строители» 1 «Построим дом для куклы Маши» Обучать детей реализации  игрового замысла и установлению взаимоотношений в игре. Учить сооружать постройки несложной конструкции. Формировать ролевое взаимодействие. Развивать умение использовать предметы – заместители. Целевая прогулка к строящемуся дому. Беседа о труде строителей. Рассматривание картины «Дети играют в кубики», «Играем с песком». Чтение стихотворения «Строительство плотины», Е. Тихеева «Плотник»,   С. Баруздина «Кто построил дом? ». Д/ игры: «Опиши предмет», «Чудесный  мешочек», «Подумай и ответь». Рисование «Большие и маленькие дома» Конструирование «Мебель для Маши». Обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения договариваться друг с другом. Показ воспитателем разнообразных действий с  предметами в соответствии с  ролью. Участие воспитателя в игре. 2 «Постройка гаража для машин «( автопарк) » 3 «Постройка моста через реку» 4 «У Тани День Рождения » Апрель « Парик- махерская » 1 «Прически для девочек»( Учимся заплетать косы) . В совместных с воспитателем играх, содержащих 2- 3 роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли( парикмахер- клиент) , выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивать умение меняться ролями, вступать в ролевой диалог в соответствии с принятой ролью, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации. Р азвивать ролевую речь детей, умение вести диалог. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре. Просмотр видео презентации «О работе парикмахера». Беседа о профессии парикмахера  «действие парикмахера и клиента», «Как я ходил с мамой в парикмахерскую», «Правила поведения в парикмахерской». Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера, альбома с образцами детских причесок.  Игровые упражнения «Накрути бигуди», «Сделай прическу кукле», «Завяжи бантик», «Укрась прическу», «Чем работает мастер? »; игровое действие «Учусь плести косичку». Участие воспитателя в игре, с целью показа игровых действий с предметами в соответствии с той или иной ролью. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами.   2 «Кукла Катя пришла в парик- махерскую » 3 «Прически для мальчиков» 4 «Едем на автобусе в парикмахер- скую» Май «Пароход» 1 «Моряки готовят пароход к отплытию» Способствовать объединению детей в игре. Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли. Ориентировать детей на сверстника как на партнера. Учить  использовать предметы- заместители. Рассматривание иллюстраций на тему: «Водный транспорт», Просмотр слайдов о   пароходах и работе речного транспорта. Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта.                   Чтение А. Пушкин «Ветер по морю гуляет», А. Барто «Кораблик».                          Д/ игра «На суше, на небе, на воде». Настольная  игра «Транспорт».         Аппликация «Пароход на реке».                   Оформить альбом «Водный транспорт». Изготовление атрибутов бинокля, рупора, цветных флажков для мачты, спасательного круга с привлечением родителей Показ воспитателем разнообразных действий с предметами. Показ ролевого поведения. Участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей. Введение в игру предметов- заместителей;   Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами. 2 «Пассажиры покупают билеты на пароход» 3 «Путешествие по реке» 4 «Моряки ловят рыбу» Методическое обеспечение 1.   Программа.   Программа  воспитания и обучения[ Текст] / под ред. М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010 – 208 с. 2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования[ Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика- Синтез, 2011 – 336 с. 3. Власенко О. П. [ и др. ] Комплексные занятия по  программе   «От рождения до школы»  под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая  младшая группа. [ Текст] /   автор ы- составители О. П. Власенко[ и др. ] . –  Волгоград: Учитель, 2012 – 292 с. 4. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности[ Текст] : пособие/ Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика – Синтез, 2008 – 121 с. 5. Музыка, О. В. Физкультурно – оздоровительная  работа[ Текст]  : пособие/   автор  – составитель Музыка О. В. –  Волгоград: Учитель, 2013 – 127с. 6. Калмыкова, Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр[ Текст] / Л. Н. Калмыкова. - В олгоград: Учитель, 2014. - 247с.

Оставить комментарий: