Конспект занятия "Солнце, Земля и другие планеты"
Возрастная группа : подготовительная группа.
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: создание условий для формирования представлений о строении солнечной системы (Солнце – это звезда: огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий, затем идет Венера, потом наша Земля, далее Марс и другие планеты. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг Солнца. У планеты Земля есть свой спутник – это планета Луна, которая вращается вокруг Земли).
Задачи:
- Образовательные: дать детям представление о солнечной системе, познакомить с последовательностью расположения планет солнечнойсистемы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет; закреплять знания дертей о космосе, солнечной системе, об освоении космоса.
- Развивающие: развивать умение поддерживать диалог во время общения, развивать познавательную деятельность, внимание и память.
- Воспитательные: воспитывать интерес к строению солнечнойсистемы и интерес к познанию окружающего мира.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, игра.
Формы организации: групповая.
Материал и оборудование: карта солнечной системы; глобус и лампа для его освещения; иллюстрации с изображением планет солнечной системы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Планеты солнечной системы»; чтение художественно-познавательной литературы о космосе, загадывание загадок про космос, конверт с загадками и изображениями на тему «Планеты».
Ход НОД:
Деятельность педагога
Деятельность детей
Дети стоят полукругом.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Мотивация детей на изучение нового материала.
Ребята, нам с вами сегодня утром почтальон прислал письмо, давайте его откроем и посмотрим, что в нём.
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие ребята!
Я составил для вас интересные загадки.
Уверен, что вы их быстро и легко отгадаете».
Ребята, давайте достанет первую загадку, и вы попробуйте ее отгадать.
Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
Молодцы! Вы угадали!
Ребята! Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие по Солнечной системе!
Предполагаемые ответы детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Дети проходят и садятся на стулья. Беседа сопровождается презентацией.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на картину, и узнаем, что же такое солнечная система.
Солнечная система- это система планет, в центре которой находится Солнце. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца.
Воспитатель: Ребята, а сколько планет движется вокруг Солнца? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
В солнечную систему входит 8 основных планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
Воспитатель: Ребята, в нашем письме есть ещё одна загадка, попробуйте её отгадать.
Воспитатель читает загадку:
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый —
Знаю, то — не круг, а шар,
Сильно раскаленный.
Молодцы! Вы угадали!
Ребята, как вы думаете, что такое Солнце? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. Вы много знаете о Солнце.
Солнце – это единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращается наша планета и все планеты Солнечной системы. Оно в миллион раз больше Земли.
Солнце – это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее.
Всему живому на Земле нужно тепло и свет. Весной мы с вами наблюдаем, как радуются солнечному свету первые весенние цветы, когда лучи солнца попадают на них, у них раскрываются бутоны. Как звонко щебечут птицы.
Ребята, а что чтобы было, если бы пропал солнечный свет? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, конечно без Солнца плохо и растениям, и животным, и человеку.
Давайте с вами посмотрим на карту- это Солнце и его планеты. Каждая планета движется вокруг солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг Солнца. Сейчас с каждой планетой мы познакомимся.
Давайте возьмём письмо почтальона и прочитаем следующую загадку.
Воспитатель читает загадку:
Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, это планета- Меркурий.
Меркурий — это самая маленькая планета в нашей Солнечной системе. Меркурий – самая ближайшая к Солнцу планета. На этой планете очень, очень жарко. Его поверхность покрыта длинными глубокими трещинами. Вокруг Солнца он движется быстрее других планет, а вокруг своей оси очень медленно. Одна сторона Меркурия всегда освещена солнцем, а на другой вечная ночь.
Ребята, а как вы думаете, живут ли люди на этой планете? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Жизни на этой планете нет.
Ребята, давайте с вами теперь отправимся в гости на следующую планету. Давайте достанем из нашего письма ещё одну загадку.
Воспитатель читает загадку:
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара… (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, это планета- Венера.
Beнepa - самая горячая планета в Солнечной системе. Ребята, все планеты Солнечной системы двигаются в одну сторону, а Венера в другую. Венеру часто называли «близнецом Земли» — она, действительно, похожа на нашу планету и размером, и массой, поэтому раньше считалось, что на ней может быть жизнь. Но нет: на Венере слишком жарко. Кроме того, в атмосфере Венеры практически нет кислорода, необходимого для жизни. Люди, конечно же, не смогли бы существовать в таких условиях.
Ребята, теперь давайте отправимся на 3 планету от солнца. Давайте заглянем в письмо и отгадаем следующую загадку.
Воспитатель читает загадку:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, это планета- Земля, на которой мы с вами живём.
Земля – это наш дом. Единственная планета, на которой существует жизнь. Земля, как и другие планеты, шарообразна. Для того чтобы представить себе не только форму, но и поверхность Земли ученые изобрели модель нашей планеты – это глобус.
Давайте с вами внимательно посмотрим на него, какие же цвета преобладают на планете Земля? (ответы детей)
Значит, наша планета из космоса выглядит, как голубой шар.
Ребята, а как вы думаете, почему день сменяется ночью, а потом приходит день? (ответы детей)
Воспитатель: Наша планета находиться в постоянном движении, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, в результате чего на Земле сменяются части суток и времена года.
Ребята, давайте достанем следующую загадку и отгадаем её.
Воспитатель читает загадку:
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, молодцы!
Луна – это естественный спутник Земли, который вертится вокруг своей сестры Земли. Второй по яркости объект после Солнца. Луна по размерам меньше Земли и намного меньше Солнца, но не только меньше, но и значительно легче. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. на Луне нет воздуха, а значит, нет ветра.
Воспитатель: Ребята, а когда можно наблюдать на небе Луну? (ответы детей)
Луна- единственное небесное тело кроме Земли, на котором побывал человек.
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)
Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (ходьба на месте)
Воспитатель: Ребята, давай откроем наше письмо и посмотрим следующую загадку.
Воспитатель читает загадку:
Есть ли жизнь там или нет,
Мы пока не знаем,
Цвета красного она,
Это точно знаем…
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, это планета- Марс.
Марс – четвёртая по удалённости от Солнца. Его называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей ржавчиной.
Ребята, как вы думаете планета Марс больше нашей планеты Земля? (ответы детей)
Воспитатель: По размеру Марс, значительно меньше Земли.
Ребята, как вы считаете на планете Марс жарко или холодно? (ответы детей)
Воспитатель: Температура на Марсе очень низкая — в среднем -47 °C. На Марсе самые высокие горы и самые глубокие впадины из всех известных планет нашей системы. Также там расположены крупнейшие вулканы. На Марсе есть вода. Из-за низких температур она существует в виде льда.
Воспитатель: Ребята, существуют четыре газовых гиганта, располагающихся за орбитой Марса: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Теперь, давайте с вами отправимся на пятую планету от Солнца. В нашем письме есть ещё загадки, давайте с вами отгадаем следующую.
Воспитатель читает загадку:
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
(ответы детей)
Воспитатель: Верно, ребята, это планета-Юпитер.
Юпитер – крупнейшая планета в Солнечной системе. Юпитер – это желтоватый шар с цветными полосами облаков, и блуждающим гигантским пятном. Атмосферные явления на Юпитере — такие, как штормы, молнии, полярные сияния. У него также самая большая скорость вращения.
Ребята, чтобы попасть на следующую планету, нужно в письме достать следующую загадку и отгадать её.
Воспитатель читает загадку:
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли…
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, это планета- Сатурн.
Сатурн – вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Относится к газовым гигантам. Атмосфера Сатурна состоит из различных газов. Сатурн обладает заметной системой колец, состоящей из частичек льда, тяжёлых элементов и пыли.
Теперь давайте прочтём из письма следующую загадку.
Воспитатель читает загадку:
Вращается не так, как все,
Огромный газовый гигант,
Имеет голубой лишь цвет,
Что придает ей газ метан!
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Это планета – Уран.
Уран – Относится к «ледяным гигантам». Уран и не имеет твёрдой поверхности. Атмосфера его необычно спокойная по сравнению с атмосферами других планет-гигантов.
Ребята, как вы думаете, какой климат на этой планете? (ответы детей)
Воспитатель: Это самая холодная планета Солнечной системы с минимальной температурой 224 °C.
Ребята в нашем письме осталась всего лишь одна загадка, значит у нас осталась с вами последняя планета в Солнечной системе. Давайте отгадаем, как называется последняя планета.
Воспитатель читает загадку:
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Холодно на ней весьма —
Состоит из воды, газа и льда.
(ответы детей)
Воспитатель: Верно! Это планета-Нептун.
Нептун –зеленоватого оттенка, по составу близкая к Урану, принадлежащая к «ледяным гигантам». В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ветры среди планет Солнечной системы. Нептун имеет шесть колец, вокруг планеты.
Подвижная игра «Солнце, Земля и Луна».
(Дети должны встать в линию лицом к водящему взрослому. Водящий произносит команды, а дети должны выполнять действия: Солнце. Дети разводят руки в стороны. Земля. Ставят руки на пояс. Луна. Поднимают руки вверх.)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Ребята о чём мы сегодня говорили? Какие планеты вы запомнили? Какие называются планеты-гиганты? Как называется спутник у нашей планеты Земля? Давайте ещё вспомним сколько существует планет в солнечной системе и перечислим их по порядку, начиная от Солнца?
Очень хорошо, ребята! Спасибо Вам за это замечательное путешествие, в котором мы узнали много нового, интересного и полезного о Солнечной системе.
А сейчас, ребята, предлагаю вам нарисовать рисунок на тему «Удивительная солнечная система».