a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар - практикум "Семья - основа воспитания нравственно - патриотических чувств у детей".

Автор: Чернышова Ольга Вячеславовна Опубликовано: 2024-02-21 15:14:06

Документы для скачивания

Актуальность. Самые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. В семье воспитание детей должно строитьсяна  любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играют семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.

Цель:повышение компетентности родителей в вопросах практического овладения  навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством формирования представлений о понятии «семья».

Участники: ведущий (воспитатель), родители воспитанников.

План семинара-практикума:

  1. Приветствие.
  2. Теоретическая часть:

- актуальность рассматриваемой темы;

- ознакомление с программными задачами по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы;

- представление опыта работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию (презентация).

  1. Практическая часть:

- конкурсы;

- информационное табло «Типы семей», «Компоненты социальной адаптации семьи»;

- игра-тренинг «Карандаши».

  1. Рефлексия.

Содержание семинара - практикума.

  1. Приветствие.

Ведущая. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном зале. Я предлагаю вам послушать стихотворение.

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя.

– «Я, я, я, – Ева молвила, – я».

Сказала она знаменитых семь «я» –

И так на земле появилась семья.

Вы спросите, почему именно эту тему мы выбрали для нашей встречи? Найти ответ на этот вопрос предлагаю совместно. Для этого предлагаю вам назвать ваши ассоциации к слову «семья», каждая буква обозначает вашу ассоциацию.

С – сила,

Е – единство,

М – мир, мощь,

Ь

Я – ядро.

  1. Теоретическая часть.

Ведущая. Действительно, семья – это сила, единство, мощь и, конечно же, ядро нашего общества. Ведь каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала – в родительской семье, потом – в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но именно в семье люди становятся личностями особенными и неповторимыми.

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э. К. Суслова и другие подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье.

Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.

Далее воспитатель предлагает родителям ознакомиться с задачами формирования у детей представлений о семье, ее значении в жизни человека.

Задачи ознакомления детей 4-5 лет с семьей:

1) Углублять представления детей о семье, ее членах.

2) Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).

3) Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).

Презентация воспитателей «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о семейных традициях, расширение знаний о ближнем окружении, о родственных связях, воспитание желания заботиться о родных людях».

Ведущая. Символом любви и верности стала ромашка – цветок русских полей и лугов. Как вы думаете, почему?

Ответы родителей.

Ведущая. Ромашка – цветок Руси. А кроме этого, ромашка самым прямым образом относится к любви. Кто знает, как?

Ответы родителей.

Ведущая. Правильно! На ромашке гадали – «любит – не любит».

Ее желтоглазым цветком называют,

Сорвали цветок – лепестками гадают,

Но чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит, поверьте, ромашки срывать.

  1. Практическая часть.

    Сегодня нам ромашки помогут определить, какая команда больше владеет знаниями о семье. Делимся на две команды. На столах у вас находятся пустые корзинки. Чтобы заполнить их, надо активно принять участие в конкурсах. Итак, мы начинаем.

Конкурс «Доскажи пословицу».

Ведущая. Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо будет вспомнить ее окончание.

- Где любовь и совет... (там и горя нет)

- В родной семье и... (каша гуще)

- В семье согласно... (так идет дело прекрасно)

- В своем доме и... (стены помогают)

- В прилежном доме густо... (а в ленивом доме пусто)

- В каждой избушке... (свои погремушки)

- В гостях хорошо... (а дома лучше)

- В дружной семье... (даже в холод тепло)

За каждый правильный ответ команде дают ромашку.

Ведущая. Знакомя детей с семьей и ее членами, мы используем художественную литературу, а как вы, уважаемые родители, знаете художественную литературу, нам поможет узнать конкурс.

Конкурс «Узнай сказку»

Необходимо назвать цитируемое произведение и родственные отношения его героев.

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

(Дюймовочка)

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчушку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

(Снегурочка)

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, еще собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

(«Репка»)

Вышли дружною семьей,

Чтобы справиться с одной.

Не приди на помощь мышка,

Ничего б у них не вышло.

(«Репка»)

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Бабушка внученьку очень любила.

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Вы подскажите, как звали ее?

(Красная Шапочка)

В какой русской сказке крестьянский

сын должен был искупаться в трех

больший котлах – в молоке и в двух водах?

(П. Ершов, «Конек-горбунок»)

Коль не слушаешь совет,

Тех, кто старше и поопытней,

Ждет тебя немало бед,

А родным и близким – хлопоты.

Чтоб не превратился ты

Ни в теленка, ни в козленочка,

Ох, не пей сырой воды!

И подписано:

(Аленушка).

В какой сказке у матери было три дочери:

Одноглазка, Двуглазка и

Трехглазка?

(«Крошечка-Хаврошечка».)

У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят, далеко они глядят.

«Гуси-лебеди»)

Музыкальный конкурс

Нужно узнать песню, дать название и определить родственные отношения, о которых идет речь в песне.

- «Папа может, папа может».

- «Бабушка рядышком с дедушкой».

- «Не волнуйтесь, тетя, дядя на работе».

- «Мама мир подарила».

- «У меня сестренки нет».

Конкурс «Кто кому сват»

Ведущая. Но ведь семья – это не только муж и жена. Это и дети, и внуки, и многочисленная родня с обеих сторон. Когда мужчина и женщина соединяют свои судьбы, все их родственники так же роднятся между собой, но иногда люди даже не знают, как друг друга называть. Давайте мы с вами сейчас попытаемся определить, кто кому сват!

Брат отца (матери) – дядя.

Сестра отца (матери) – тетя.

Отец жены – тесть.

Мать жены – теща.

Брат жены – шурин.

Брат мужа – деверь.

Сестра мужа – золовка.

Сестра жены – свояченица.

Отец мужа – свекор.

Мать мужа – свекровь.

Дочь (сын) брата, сестры – племянница, племянник.

Матери жены и мужа друг другу – сватьи.

Ведущая. А знаете ли вы, уважаемые родители, к какому типу семей относится Ваша семья? Предлагаю вам послушать, какие бывают семьи.

Типы семей в зависимости от структуры родственных связей:

- нуклеарная (простая, состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей0;

- расширенная (сложная, представленная двумя и более поколениями семей).

Типы семей в зависимости от местожительства супругов:

- патрилокальные – молодые живут в семье мужа;

- матрилокальные – живут в семье родителей жены;

- неолокальные – поселяются отдельно от родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

- матриархат – власть в семье принадлежит женщине;

- патриархат – во главе стоит мужчина;

- демократическая семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

Типы семей в зависимости от наличия обоих супругов:

- полная семья, в состав которой входят оба супруга;

- неполная семья, в которой один из супругов отсутствует.

Типы семей в зависимости от количества детей:

- бездетная, или инфертильная семья;

- однодетная семья;

- среднедетная семья;

- многодетная семья.

     А сейчас попробуем совместно раскрыть компоненты социальной адаптации семьи:

1-й компонент – материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, ее жилищные условия,предметное окружение.

2-й компонент – психологический климат в семье, то есть эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу. Неблагоприятный психологический климат в семье – когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение.

3-й компонент – социокультурная адаптация – высокий уровень культуры семьи: семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни. В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни.

4-й компонент – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ее социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах – статус средний. В случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему – статус низкий.

Ведущая. К какому типу семьи относится Ваша семья? Подумайте, проанализируйте. Мы знаем, что семьи у нас очень разные, у каждой свои проблемы и трудности. Но при этом мы уверены в одном, что детский сад только совместно с семьей смогут создавать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Чтобы вы это прочувствовали, я вам предлагаю поиграть.

Игра-тренинг «Карандаши»

     Суть состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандашей, двигать руками вверх – вниз, вперед – назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания (звучит медленная музыка):

1)Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2)Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3)Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

4)Присесть, встать.

Обсуждение: какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? На что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Вывод: карандаши – как наши дети, которые будут набираться опыта, не падая вниз, если мы, и педагоги, и родители будем действовать совместно.

     Задачи воспитания и развития детей будут решаться успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволят повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.

  1. Рефлексия.   У вас на столах цветная бумага, ножницы. Я предлагаю вырезать сердечки и наклеить на наше древо, и дайте пожелание нашему коллективу. Ведь мы – коллектив, мы – семья. И перед нами – одни и те же задачи – растить наших детей здоровыми, счастливыми, активными.

Ведущая. На этой позитивной ноте мы заканчиваем нашу встречу. Всего Вам доброго!

Оставить комментарий: