a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Тайны космоса" (методическая выставка-конкурс "Современная образовательная среда детского сада")

Автор: Фролова Елена Александровна Опубликовано: 2024-02-26 12:11:47

Исетский детский сад «Солнышко»

филиал МАДОУ Исетский детский сад «Ивушка»

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Методическая выставка-конкурс

 «Современная образовательная среда детского сада» 2021

 

Направление: «Авторский взгляд на моделирование образовательного пространства  дошкольной организации»

 

ссылка на видеозапись на youtu.be:

https://youtu.be/1djy8IuE8Lc

 

оплата за участие – произведена 25.03.2021 г. – заказ # 20059

 

Возрастная категория – средний и старший дошкольный возраст

Название – образовательная зона  «Тайны Космоса»+Лэпбук

Цель пособия: Формирование у дошкольников элементарных представлений о космическом пространстве.

Задачи пособия:

Обучающие

  1. Мотивировать дошкольников к использованию разных источников информации
  2. Формировать и обогащать знания о Вселенной.

Развивающие

  1. Развивать познавательные интересы детей о солнечной системе.
  2. Расширять знания детей о покорителях Космоса
  3. Активизировать словарь по теме «Космос».

Воспитательные

  1. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
  2. Воспитывать любовь к своей планете.

 

Принципы построения предметно-развивающей среды

  

      Образовательная среда, созданная руками педагогов детского сада, соответствует современным требованиям построения РППС. 

1) Насыщенность среды - соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. В средней группе детей знакомим с темой «День космонавтики. Звездолёты»; в старшей группе – работаем над темой «День космонавтики. Космонавты»; в подготовительной группе  - «День космонавтики. На космических орбитах - далёкие планеты»

     Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (Зоны «Созвездия», «Солнечная система», «Покорители космоса», бизиборды, «Звездолёты»). Она обеспечивает:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (воздушные шарики);

- двигательную активность, участие в подвижных играх и соревнованиях, т.к. расположена в широком коридоре, где можно собрать детей и провести познавательные беседы и спортивные игры; для проведения «Веселых стартов» можно пройти в рядом расположенный с зоной «Тайны космоса» - спортивный зал.

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением – дети с удовольствием рассматривают и занимаются созданную образовательную среду;

- возможность самовыражения детей – во время организованных бесед с детьми, они делятся уже имеющимися знаниями о космосе, которые получили из мультфильмов, книг, телепередач и интернета.

 

2) Трансформируемость и полифункциональность -  созданная образовательная зона, предполагает возможность изменений размещенных материалов в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.

    Например, когда дети хорошо запомнят размещенные созвездия, можно будет оформить другие; можно разместить зодиакальные созвездия в соответствии со временами года. Свободную площадь в образовательной зоне, можно изменить, используя лэпбук «Космические эксперименты», мягкие  модули – для создания ракеты или лабиринтов на других планетах.

 

3) Вариативность образовательной зоны:

- наличие различных зон для образования детей (дидактические игры, конструирования из плоскостных геометрических фигур, экспериментирования с шариками), дети по желанию могут выбрать понравившуюся игру, используя бизиборды изучить ракету, скафандр, солнечную систему;

- Используемая интеграция образовательных областей в работе с детьми

Познавательное развитие:

  • обогащение и расширение знаний детей о космосе, а именно, летчиках -космонавтах, слаженности, аккуратности в их работе;
  • знакомство с названиями инструментов, оборудования необходимых для работы в на космодроме;
  • Организовать познавательные проекты, рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”, наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние;  эксперимент  с глобусом и лампой «День и ночь».

Речевое развитие:

  • умение делового и игрового общения с воспитателем и сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
  • использование диалогической речи, умение развивать диалог в различных познавательных ситуациях; умение делиться собственных опытом, полученным ранее;
  • Проведение совместной деятельности с детьми «Покорение космоса», заучивание стихов о космосе, отгадывание загадок, сочинение рассказов  на тему «Космические истории»

Художественно-эстетическое развитие:

  • формирование и активизация у детей проявлений эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях, к разным объектам, небесным явлениям;
  • развитие творческих способностей детей в свободной и организованной художественной деятельности.
  • Организация творческого рисования «Инопланетяне, какие они?»,  «Космонавты», «Тренировка космонавтов», «Северное сияние», аппликация «Звездное небо», «Ракета», лепка «Ракета», «Инопланетянин»

Социально-коммуникативное развитие:

  • Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Космос»;
  • Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  • Проведение тематических бесед и НОД «Поможем жителям  грустной планеты», «Что случится с нашей планетой, если…»,  коммуникативные игры, интеллектуальная игра  «Путешествие к далеким планетам»

Физическое развитие:

  • гармоничное физическое развитие детей;
  • двигательная активность;
  • физические качества у детей: общую выносливость, быстрота, сила, координация, гибкость, ориентировка в пространстве.
  • Проведение подвижных игр, тематических физкультурных занятий «Тренировка будущих космонавтов», развлечение «Дорога в космос».

 

4) Доступность использования образовательной зоны:

 - т.к. образовательная зона, расположена в коридоре, то у детей есть свободный доступ, в том числе есть возможность у родителей вместе с детьми позаниматься, рассмотреть материалы, порисовать и полепить;

- исправность и сохранность материалов и оборудования – все материалы, используемые в лэпбуке или на стене – полностью заламинированы, поэтому их можно использовать в течение долгого времени,  воспитатели и родители могут взять карточки в группы / домой для свободной организации детской деятельности.

 

5) Безопасность – Все материалы, использованные в образовательной среде хорошего качества и соответствуют возрастным возможностям детей. Размещенные бизиборды, имеют сертификаты качества и безопасности их использования; образовательная зона находится в хорошо освещенном искусственным светом помещении.  

                   

Описание практики работы с детьми в организованном пространстве

        Образовательная зона создана для организации образовательной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

 

        Образовательная зона «Тайны космоса» состоит из 3 развивающих центров - оформление на стене, лэпбук «Ракета СОЮЗ» и Небесное пространство.

Образовательная зона «Тайны космоса».

Оформленная на стене развивающая зона, состоит из 4 центров:

1 центрКомплект бизибордов «Космические чудеса» - состоит из «Ракеты», «Космонавта», «Солнечной системы» и «Спутника». Для работы с каждым бизибордом, педагогами детского сада, разработаны методические рекомендации.

Используемые в бизибордах разноцветные дверки, застежка и различные лабиринты помогают детям развивать мелкую моторику рук, учат логически мыслить и развивать познавательные навыки.

      Педагогами детского сад изготовлены макеты ракеты и космонавта, с отверстием для лица. Родители с удовольствием сфотографируют своих детей.

 

2 центр – «Покорители космоса» - помогает воспитателям рассказать, а детям познакомиться с первыми покорителями космоса Белкой и Стрелкой, а также с  летчиками – космонавтами совершившими знаковые полеты в истории космонавтики: Юрий Гагарин – первый летчик-космонавт; Герман Титов – второй летчик космонавт, он полетел в космос через 4 месяца в августе; Валентина Терешкова – первая в мире женщина космонавт; Георгий Гречко – 3 раза летал в космос; Алексей Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос; Светлана Савицкая – первая женщина космонавт, вышедшая в открытый космос.

 

3 центр – «Планеты Солнечной системы» - 9 планет, расположены в ряд, в соответствие с их расположением в солнечной системе.

Меркурий - самая ближайшая к солнцу планета, она движется по небу быстрее других планет;

Венера – является второй по удалённости от Солнца планетой Солнечной системы,  она очень похожа на Землю, поэтому ее считают сестрой Земли.

Земля - третья по удаленности от Солнца планета Солнечной системы. Самая плотная, крупнейшая среди планет земной группы.

Марс четвёртая по удаленности от Солнца,  её часто называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности. Если на ней подует ветер, начнётся буря, которая может длиться несколько месяцев.

Эти 4 планеты – относятся к земной группе, потому что у них твердая поверхность.

Следующие 4 планеты – относятся к планетам гигантам.

 Что обозначает слово гигант?  Но, они состоят из газа. Как вы думаете, можно по ним ходить, раз они состоят из газа?  Это планеты - Юпитер, Сатурн,  Уран и Нептун.

Плутон   - самая дальняя от солнца планета, её называют карликовой, на ней очень холодно. Как вы думаете почему? Средняя температура на ней – 229 гр., а у нас в Сибири, когда холодно, температура опускается только до – 45 гр.

       В этой зоне мы с детьми будем играть в дидактические игры

- «Узнай планету по описанию»

Дидактическая задача: учить воспринимать описание на слух

 Игровая задача: угадай о какой планете идет речь.

- «Посели животное на планету»

Дидактическая задача: определять первый звук слова; называть представителей животного мира на заданный звук; развивать фразовую речь.

Игровая задача: предлагаю игру «Посели животное на планету». У кого по окончании слов остаётся мяч, определяет на какую букву начинается планета и вспоминает животных, которые начинаются на эту букву: Марс – Я поселю на Марс мышку и медведя, Сатурн – собака и т.д.

 

4 центр – «Созвездия» - В этой зоне дети познакомятся с небесной вселенной и узнают о множестве разнообразных созвездий в ней.

На 1 этапе – размещены самые известные всем людям созвездия Большой и малой медведицы, Кассиопея, Лебедь, Рыба.

     Со временем, созвездия будут меняться на другие, например на созвездия по знакам зодиака.

      В этой зоне мы с детьми будем играть в дидактические игры

- «Мое созвездие»

Дидактическая задача: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.

Игровая задача: Я вам приготовила схемы созвездий. Для начала рассмотрите карту схему, затем с помощью маркера нарисуйте создездия на своих схемах.

 

По каждой описанной зоне, педагоги детского сада, в апреле -  планируют провести проектную деятельность.

 

Лэпбук «Ракета Союз». Лэпбук представляет собой раскрывающуюся папку, изготовленную в виде ракеты. На боковых стенках имеются 2 иллюминатора. Лэпбук можно переносить  в группы, для проведения игр, рассматривания фото и знакомства с различной дополнительной информацией по теме «Космос»:

-  фотографии космонавтов на орбите и в космическом корабле,

загадки и стихи о космических объектах,

дидактическая игра «Найди ракету пришельцев» -  К нам пришельцы прилетели

                                                                                           На какой ракете сели?

                                                                                           Ты внимательно смотри

                                                                                           И ракету ту найди.

    Дидактическая задача: закрепить с детьми геометрические фигуры.

    Игровая задача: Внимательно рассмотри картинки с пришельцами и определи, на какой ракете прилетел каждый пришелец.

 

- дидактическая игра «Динозаврики» - Динозаврик потерялся

                                                                   Он совсем один остался

                                                                    Где он жил, найди планету

                                                                    Ведь друзей у него нету.

     Дидактическая задача: закрепить с детьми цвета и понятия большой, средний, маленький.

    Игровая задача: Ребята, у вас есть большие, средние и маленькие динозавры. Поселите больших динозавров на большой планете, средних – на средней планете, а маленьких — на маленькой.

 

дидактическая игра «Подбери скафандр по размеру» - Космонавтам для полета

                                                                                                 Нужен всем скафандр

                                                                                                 Ну-ка быстро посмотрите

                                                                                                 И скафандр подберите.

 

      Дидактическая задача: закрепить с детьми понятия высокий - низкий / большой-маленький.

     Игровая задача: Чтобы космонавт мог выйти в открытый космос ему нужен скафандр. Перед вами три космонавта. Покажите самого высокого, самого низкого. Давайте подберём им скафандры по размеру.

 

- дидактическая игра «Найди одинаковые ракеты» -  Две ракеты, две сестрицы

                                                                                            Сходство есть…..

                                                                                            Найди отличие.

 

    Дидактическая задача: научить детей находить картинки похожие друг на друга.

   Игровая задача: Посмотри, как много ракет прилетело к нам, давай рассмотрим их и найдём одинаковые ракеты.

 

- настольная игра познавательное лото «Солнечная система»-Вот лото передо мной

                                                                                                           «Солнечная система»

                                                                                                    Выстроить планеты в ряд

                                                                                                           Будет не проблема.

     Дидактическая задача: научить детей распознавать по картинкам и называть планеты. Усложнение: давать краткое описание планет

     Игровая задача: Предлагаю поиграть в лото. Я буду называть и показывать картинку планеты, а вы внимательно рассматриваете её и ищите у себя, если она у вас есть, то сообщаете мне, а я отдаю вам карточку.

 

- дидактическая игра «Выложи ракету» - Мы с друзьями из фигурок

                                                                       Выстроим ракету

                                                                       Жаль не сможем полететь

                                                                       Топлива ведь нету.

    Дидактическая задача: развивать фантазию и творческие способности у детей; закреплять геометрические фигуры и цвета.

    Игровая задача: Белка и Стрелка, опять собрались в полёт, но их ракета уже совсем старая, давай сложим им новую ракету.

 

«Нарисуй ракету» - А над радугой ракета

                                     Взмыла к небесам

                                     Я такую же ракету

                                     Нарисую сам.

    Дидактическая задача: учить поэтапно, с использование пошаговых инструкций  рисовать ракету.

    Игровая задача: Если ты хочешь научиться рисовать разные ракеты, то возьми в этом кармашке, карточку с понравившейся ракетой. Смотри на цифры и рисуй, начинай с цифры 1.

 

- «Слепи ракету» - Вылеплю из пластилина –

                                 Космонавта, а потом

                                 Полечу с ним на ракете

                                 Прямо в небо – Высоко!

      Дидактическая задача: учить поэтапно, с использование образца, лепить ракету.

    Игровая задача: К нам в гости, прилетели пришельцы – на летающей тарелке. Им очень интересно увидеть наши ракеты, но до космодрома нам ехать очень далеко. Давайте слепим ракеты. Чтобы слепить ее правильно, ты можешь взять карточку и начиная с цифры 1 – поэтапно слепить ракету.

 

- «Запускаем ракету» - Используя обратный счет

                                       Ракету ты отправь в полёт.

      Дидактическая задача: учить дошкольников обратному счету.

    Игровая задача: Чтобы отправить ракету в полёт, на космическом полигоне ведется обратный отсчет – это когда цифры, называют наоборот, от 10 до 1. Давай попробуем.

 

«Небесное пространство» - Верхняя часть зоны /навесной  потолок/ украшен лёгкой голубой тканью / небо/, на его фоне размещены космические ракеты, изготовленные дошкольниками совместно с родителями.

   Работая с детьми в этой зоне, можно отрабатывать навыки счета и сравнения.

 

Вывод: Созданная образовательная среда пробуждает у детей активность, даёт им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и, вместе  с тем, окружающая обстановка, когда это необходимо, даёт возможность отдохнуть, расслабиться, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности и способствует интеллектуальному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: