10.01.2021Проект "Каша - еда наша"(муниципальный этап фестиваля-конкурса детских тематических проектов "Питание и здоровье")
Исетский детский сад «Солнышко»
филиал МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»
Муниципальный этап фестиваля-конкурса детских тематических проектов
ПРОЕКТ Каша – еда наша (номинация Здоровое питание – «Про-здоровое-питание»)
|
«ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Информационный лист |
стр. 3 |
Содержание работы: |
стр. 4 |
Реализация 1 задачи - Что такое каша? Узнать откуда пришла каша? Приложение №1 – Конспекты совместной деятельности с детьми |
стр. 11 |
Реализация 2 задачи – Анкетирование детей и родителей - Экспериментально-практическая деятельность с детьми с родителями с педагогами -
|
стр. 12 стр. 16 стр. 18 стр. 20
|
Реализация 3 задачи |
стр. 4 |
Заключение |
стр. 6 |
Список используемых источников |
стр. 9 |
|
|
Информационный лист:
Тип проекта: детский познавательно - информационный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: среднесрочный, январь – февраль 2021 года
Участники: в проекте принимают дети, родители, педагоги - всех 8 групп детского сада.
Руководитель – старший воспитатель Пахомова Е.Н.
Проект: «Каша – еда наша» (о пользе каши)
Конкурс: Муниципальный этап фестиваля-конкурса детских тематических проектов
«ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»
Номинация: «Здоровое питание – Про-здоровое-Питание»
Начать работу над проектом «Каша – еда наша» мы решили с беседы с детьми средней и старшей групп. Им были заданы следующие вопросы:
- Что вы знаете о каше?
Ответы детей: Это еда. Полезная каша.
- Что мы хотим узнать о каше?
Ответы детей: Как её варят. Какие продукты нужны, чтобы её сварить.
- Как узнать новое о кашах?
Ответы детей: Спросить у мамы, у воспитателя. В книге поваров. У повара спросить.
Проанализировав ответы детей, творческая группа педагогов, сформулировали актуальность выбранной темы, выдвинули гипотезу, разработали цель и задачи.
Актуальность: Воспитатели заметили, что утром дети вялые, зевают, у них повышенная утомляемость. А ответ, как говорится, лежал на «тарелочке с каёмочкой» - после завтрака, тарелки у детей полные, они очень плохо едят кашу. Как научить детей есть каши? Как сделать каши аппетитными, чтобы дети их ели с удовольствием. Это нам предстоит выяснить. Проект поможет узнать о пользе каши для детского организма, о крупах и злаках, из которых варят вкусные и полезные каши.
Проблема: Дети дошкольного возраста не понимают значимость употребления на завтрак каш, её полезности, значение для детского организма и здоровья.
Гипотеза: Действительно ли каши полезны для здоровья? Мы предположили, что если дети больше узнают о кашах, крупах из которых её варят, через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что каша – ценный питательный продукт для детского организма и у них появится желание её кушать.
Цель работы: Закрепить представление детей и родителей о каше, как о полезном продукте.
Объект исследования: каши из разных круп, приготовляемые в детском саду.
Каша считается лучшей утренней едой. Она питательна, легко и быстро усваивается организмом.
Задачи:
- Узнать знания детей и родителей о кашах.
- Использовать наиболее привлекательные для детей и родителей формы получения информации о кашах.
- Разработать рекомендации для родителей и для себя (педагогов), по улучшению аппетита детей во время завтрака.
Образовательные области:
-Художественно – эстетическое развитие;
-Социализация;
-Коммуникация;
-Познание;
- Безопасность;
- Физическая культура.
Ожидаемый результат:
Дети, полюбят каши за их вкусность и полезность. Педагоги будут активно и регулярно рассказывать детям о кашах.
Методы исследования:
Анкетирование.
Беседы / занятия.
Наблюдение.
Сравнение.
Анализ.
Выполнение поставленных задач
I задача – Выявить знания детей / родителей о кашах.
1 задачу выполнили с помощью следующих совместных мероприятий:
- Педагоги детского сада, провели наблюдение во время завтрака. Целью его было, сделать анализ любимых / не любимых детьми каш. Воспитатели в течение 2 недель, вели подсчет каш, которые кушают дети.
Ясельная группа «Крохи» - возраст детей от 1 года до 2-х лет
Название каши |
Кол-во человек |
||
|
Съели всю |
Съели половину |
Не едят |
Гречневая |
2 |
6 |
1 (аллергик) |
Овсяная |
7 |
4 |
1 |
Рисовая |
4 |
4 |
1 |
Пшеничная |
7 |
2 |
1 |
Пшенная |
9 |
- |
1 |
Манная |
9 |
3 |
1 |
Кукурузная |
10 |
1 |
1 |
Ячневая |
3 |
6 |
1 |
1 младшая группа «Бусинки» и «Птенчики» - возраст детей от 2 до 3-х лет
Название каши |
Кол-во человек |
||
|
Съели всю |
Съели половину |
Не едят |
Гречневая |
0 |
4 |
5 |
Овсяная |
1 |
4 |
3 |
Рисовая |
4 |
5 |
3 |
Пшеничная |
3 |
6 |
4 |
Пшенная |
6 |
4 |
2 |
Манная |
3 |
5 |
2 |
Кукурузная |
1 |
6 |
5 |
Ячневая |
3 |
5 |
2 |
|
|
|
3 человека |
2 младшая группа «Лучики» и «Непоседы» - возраст детей от 3 до 4-х лет
Название каши |
Кол-во человек |
||
|
Съели всю |
Съели половину |
Не едят |
Гречневая |
9 |
0 |
0 |
Овсяная |
0 |
7 |
2 |
Рисовая |
0 |
8 |
1 |
Пшеничная |
0 |
7 |
2 |
Пшенная |
4 |
4 |
1 |
Манная |
8 |
0 |
1 |
Кукурузная |
0 |
7 |
2 |
Ячневая |
4 |
6 |
3 |
|
|
|
2 человека |
Средняя группа «Почемучки» - возраст детей от 4 до 5 лет
Название каши |
Кол-во человек |
||
|
Съели всю |
Съели половину |
Не едят |
Гречневая |
10 |
0 |
0 / 0 |
Овсяная |
0 |
5 |
5/ 50% |
Рисовая |
9 |
0 |
1 / 10% |
Пшеничная |
0 |
7 |
3 / 30% |
Пшенная |
3 |
6 |
1 / 10% |
Манная |
9 |
0 |
1 / 10% |
Кукурузная |
2 |
3 |
5 / 50% |
Ячневая |
4 |
5 |
1 / 10% |
|
|
|
21% |
Старшая группа «Звездочки» - возраст детей от 5 до 6 лет
Название каши |
Кол-во человек |
||
|
Съели всю |
Съели половину |
Не едят |
Гречневая |
7 |
3 |
10 / 50% |
Овсяная |
2 |
4 |
14 / 70% |
Рисовая |
15 |
3 |
2 / 10% |
Пшеничная |
3 |
10 |
7 / 35% |
Пшенная |
5 |
8 |
7 / 35% |
Манная |
10 |
5 |
5 / 25% |
Кукурузная |
2 |
3 |
15 / 75% |
Ячневая |
3 |
10 |
7 / 35% |
|
|
|
42% |
Подготовительная группа «Фантазёры» - возраст детей от 6 до 7 лет
Название каши |
Кол-во человек |
||
|
Съели всю |
Съели половину |
Не едят |
Гречневая |
3 |
7 |
10 /50% |
Овсяная |
4 |
5 |
11/ 55% |
Рисовая |
3 |
13 |
4 / 20% |
Пшеничная |
3 |
9 |
8 /40% |
Пшенная |
8 |
8 |
4 / 20% |
Манная |
5 |
7 |
7 / 35% |
Кукурузная |
3 |
2 |
15 / 75% |
Ячневая |
7 |
3 |
10 / 50% |
|
|
|
43% |
Вывод: Проанализировав, выше описанное наблюдение, мы пришли к выводу, что дети младшего дошкольного возраста, кушают каши, намного лучше, чем старшие дошкольники. Возможно, это связано с тем, что педагоги меньше времени уделяют беседам о кашах, а родители устали варить каши, своим подросшим детям.
- Проведен опрос детей среднего и старшего дошкольного возраста о кашах – участвовал 51 ребёнок.
Из каких круп можно приготовить кашу?
Название крупы |
Средняя |
% |
Старшая |
% |
Подготови-тельная |
% |
|
Назвали 5 видов каш |
0 |
- |
0 |
- |
3 |
6% |
6 |
Назвали 4 вида каш |
0 |
- |
4 |
8% |
13 |
25% |
33 |
Назвали 3 вида каш |
0 |
- |
11 |
22% |
2 |
4% |
26 |
Назвали 2 вида каш |
10 |
20% |
4 |
8% |
1 |
2% |
30 |
Назвали 1 вид каши |
2 |
4% |
0 |
- |
0 |
- |
4 |
Не назвали |
0 |
- |
0 |
- |
1 |
2% |
2 |
|
12 чел. |
24% |
19 чел. |
37% |
20 чел. |
39% |
100 |
Вывод: Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) назвали большее количество видов круп, из которых варят каши, чем дети средней (4 года) и старшей группы (5 лет). Самые распространённые крупы – гречневая, манная. Такие крупы как кукурузная, пшеничная, овсяная – знают очень малое количество детей. Проанализировав тест, принято решение, в обязательном порядке – младшим дошкольникам воспитатели и помощники воспитателей - озвучивают название каши, у старших дошкольников – ввести эту обязанностям дежурным по столовым. Дети будут сами проговаривать названия и пользу каши, это поможет им быстрее запоминать их.
Считаешь ли ты кашу полезной?
Средняя |
Старшая |
Подготовительная |
|||
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
12 |
0 |
19 |
0 |
20 |
0 |
Вывод: Все дети знают, что каша полезная, но какую пользу она приносит организму ребенка - не знают. Поэтому воспитатели этих групп, приняли решение привлечь родителей. Они обратились к ним с просьбой, изготовить для детей книжки – малышки о кашах, в которых будут описаны полезные свойства каш.
Любишь ли ты кашу?
|
Да |
Не очень |
Только одну |
Не все |
Средняя группа |
11 |
0 |
0 |
1 |
Старшая группа |
13 |
3 |
1 |
2 |
Подготовительная |
17 |
1 |
0 |
2 |
Итого |
41 |
4 |
1 |
5 |
Вывод: Диаграмма показывает, что ответ детей – Да, каши любят.
Кушаешь ли ты кашу в детском саду?
|
Да |
Нет |
Не всегда |
Не все |
Средняя группа |
9 |
3 |
0 |
0 |
Старшая группа |
6 |
4 |
7 |
2 |
Подготовительная |
11 |
3 |
6 |
0 |
Итого |
26 |
10 |
13 |
2 |
Вывод: Из диаграммы видно, что дети 3 групп /39 человек/ ответили, что каши в детском саду едят, но в сравнение с наблюдениями, проведёнными воспитателями, дети этих же 3-х групп /средняя, старшая, подготовительная/, каши кушают не все – в среднем всего 11 чел. / ср и ст/ кушают каши регулярно и охотно.
Готовят ли твои родители дома каши?
|
Да |
Нет |
Редко |
Средняя группа |
12 |
0 |
0 |
Старшая группа |
15 |
1 |
2 |
Подготовительная |
14 |
1 |
5 |
Итого |
41 |
2 |
7 |
Вывод:
Диаграмма по этому вопросу показывает, что со слов детей - большинство родителей, каши дома варят. Если взять результаты онлайн – анкетирования родителей, этих же 3 групп и сравнить между собой, то можно увидеть ответы детей и родителей практически одинаковые / 44 родителя, на этот же вопрос, дали положительный ответ/.
Какая каша для тебя самая любимая?
|
Средняя |
Старшая |
Подготовительная |
Итого |
Гречневая |
5 |
2 |
0 |
7 |
Манная |
5 |
9 |
11 |
25 |
Рисовая |
1 |
4 |
5 |
10 |
Кукурузная, ячневая |
1 |
1 |
2 |
4 |
Овсяная |
0 |
1 |
0 |
1 |
Пшенная |
0 |
0 |
1 |
1 |
Не люблю |
0 |
2 |
1 |
3 |
Итого |
12 |
19 |
20 |
51 |
Вывод: Опрос детей, показал, что на 1 месте у детей – манная каша / 50%;
на 2 месте – рисовая каша /20%;
на 3 месте – гречневая / 14%.
Остальные каши, назвали малое количество детей / 17%.
У родителей на этот же вопрос, получен другой результат:
На 1 место они поставили – манная;
На 2 место – рисовая и гречневая;
На 3 место – овсяная.
- Проведено онлайн - анкетирование родителей – в опросе участвовало 106 чел.
|
|
ясли |
1 мл |
2 мл |
средняя |
старшая |
подго-товит |
Итого |
Варите ли Вы дома каши? |
да |
13 |
30 |
19 |
12 |
15 |
17 |
106 / 44 |
нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
Как часто |
Ежедневно |
3 |
7 |
9 |
3 |
1 |
5 |
28 / 9 |
1-2 раза в неделю |
10 |
23 |
11 |
9 |
12 |
12 |
77 / 33 |
|
Любимая каша вашего ребёнка |
манная |
5 |
13 |
5 |
4 |
7 |
9 |
43 / 20 |
рисовая |
2 |
4 |
7 |
4 |
2 |
1 |
20 / 7 |
|
гречневая |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
15 / 7 |
|
овсяная |
2 |
8 |
4 |
2 |
3 |
1 |
20 / 6 |
|
пшенная |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 / 2 |
|
ячневая |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
7 / 3 |
Сравнение результатов – ответы детей и родителей
Вывод: сравнив результаты ответов детей и родителей видно не большое расхождение, значит и те и другие на вопросы отвечали честно.
Итог по работе над 1 задачей:
Изучили, при помощи наблюдения и анкетирования, мнение детей и родителей - о кашах, её пользе.
II задача – Использовать наиболее привлекательные для детей и родителей формы получения информации о кашах.
Задачи, для выполнения 2 задачи:
- Рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья.
- Учить навыкам поисковой деятельности (исследование круп: какие бывают, для чего нужны); научить узнавать крупы и каши получаемые из них;
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и правильном питании.
- Обогащать игровые навыки и умения детей младшего и среднего возраста: игровые действия, выбор роли, ролевые диалоги, нормы поведения в игре, стимулировать использование игрушек – заменителей.
- Коммуникация: Развитие речи: учить детей отвечать на вопросы предложениями. Составлять короткие рассказы: «Мама варит кашу». Грамматический строй: учить детей обогащению и активизации словаря за счет прилагательных (рисовая, манная, кукурузная и т.д).
- Художественное творчество: Рисование - вызвать интерес к образу, желание раскрашивать; не выезжая за линии контура; правильно держать карандаш; прививать любовь к рисованию. Аппликация: Формировать навыки создавать композиции из самостоятельно подобранных элементов (круп); формировать умения располагать подобранный материал на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом.
Проанализировав анкетирование детей и родителей, наблюдение во время завтрака, творческая группа педагогов, разработала план мероприятий для проведения их с детьми и родителями.
2 задачу выполнили с помощью следующих совместных мероприятий:
Воспитате-ли, специалис-ты детского сада
|
Поиск интересной информации о кашах |
Приложение № 1 |
Как украсить кашу |
||
Русский народный фольклор о кашах |
||
Изготовить книгу рецептов разнообразных каш. |
||
Консультация для родителей «Полезная пища» |
||
Консультация «Каша – залог красоты и здоровья» |
||
Художественная литература о кашах |
||
История каш |
||
Наши главные помощники Родители |
Фотокнижки «Мишина каша», «Любимая каша Богдана», «Варись, варись манная кашка..»
|
Приложение № 2 |
Лэпбуки «К Соне на кашу», «Каша варись» |
|
|
Сочинение сказок о крупах «Сказка о кукурузном зёрнышке», |
||
Фото эксперимент «Как сделать кашу более аппетитной и полезной» |
||
Пособие «Крупяная ложка» |
||
Фотокнига «Вкусные каши» |
||
Совместная работа с детьми по реализации 2 задачи
|
1 младшие группы - «Бусинки» и «Птенчики» |
Приложение № 3
|
Рисование пальчиком «Вкусная кашка» |
||
Рисование пальчиком «Каша для Мишки» |
||
Лепка «Крупа для Мышки» |
||
«Каша – сила наша» |
||
«Каша для Мышки» |
||
«Накормим куклу кашей» |
||
2 младшие группы – «Лучики» и «Непоседы» |
||
Спортивное развлечение «Варим кашу» |
||
Аппликация из крупы «Каша для Карлсона» |
||
Аппликация из манки «Кукла Маша пришла в гости» |
||
Развитие речи «Горшочек каши» |
||
Хороводная игра «Варим кашу» |
||
Экспериментирование «Сравнение круп» |
||
Средняя группа «Почемучки» |
||
Аппликация манкой «Зимний лес» |
||
Рисование ватными палочками «Горшочек каши» |
||
Дидактические игры с крупами |
||
Старшая и подготовительная группа |
||
Краткосрочный проект «Все о каше» |
||
Чтение художественной литературы: М. Вишневецкая «Милая тётушка Манная каша», Н. Носов «Мишкина каша», Н.Телешов «Крупеничка», р. н. с. «Лиса и журавль», З.Александрова «Вкусная каша». |
||
Просмотр мультфильмов «Горшочек каши», «Богатырская каша», «Каша из топора». |
||
Музыкальные развлечения |
||
«Малыши на празднике Каши» |
||
«История про Кашу» - средняя группа |
||
«Каша из топора» - старший дошкольный возраст |
||
Старшая медицинс-кая сестра |
Таблица калорийности и пищевой ценности круп и каш |
Приложение № 1 |
Информация о пользе каш |
Итог по работе над 2 задачей:
Провели, совместно с детьми, образовательные мероприятия, используя комплексные методы работы – развитие речи и рисование, ознакомление с окружающим и аппликация, экспериментирование и лепка.
- Каша – это здоровая и полезная пища, дающая человеческому организму много энергии и здоровья. Каша обладает профилактическим действием против различных заболеваний. Неспроста слово «каша» часто встречается в русском народном фольклоре - пословицах и поговорках, сказках, частушках, фразеологических оборотах.
- Особенно полезна каша в детском возрасте. Но, к сожалению не все дети любят кашу. Чтобы сделать кашу более аппетитной, её можно украшать фруктами, ягодами, вареньем или джемом, выкладывать их на тарелке в виде любимых детьми сказочных героев.
III задача – Разработать рекомендации для родителей и для себя (педагогов), с новыми приёмам, улучшающими аппетит детей
Рекомендации для педагогов
- Перед завтраком читать книжки – малышки о крупах и кашах, изготовленные родителями.
- Каждый педагог оформил, для себя, картотеку «Стихи о кашах», для регулярного использования в работе с детьми.
- Приглашать поваров, для раздачи каши детям.
- Обыгрывание / инсценировка потешек, сказок.
Рекомендации для родителей
Приготовленные дома каши украшать - фруктами, орехами или ягодами. Рассказывать, что в яблоках много железа, в ягодах – витамина С, в орехах – белков, значит наша каша станет еще полезнее.
А, уж как превратить тарелку с кашей в цветочную поляну или сказочного героя – это уже фантазия каждого родителя. Можно выложить из ягод цветы, рожицы, узоры.
По утрам не кормить детей «вкусняшками» – пряники, вафли, печенья и конфеты, чтобы аппетит у детей не портился.
Вывод по 3 задаче: разработали рекомендации для воспитателей и родителей по организации детского завтрака.
Вывод:
Наша гипотеза, что если дети больше узнают о кашах, крупах из которых её варят, через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что каша – ценный питательный продукт для детского организма и у них появится желание её кушать –
подтвердилась. По окончании проекта, воспитатели отметили, что большее количество детей стали кушать кашу, особенно приятно, что среди них есть дети, которые не ели каши вообще.
Повторное анкетирование детей, показало, что дети познакомились с разновидностями каш, если раньше большинство детей называли манную, рисовую и гречневую каши, то по окончании проекта, дети кроме них, стали называть – пшенную, овсяную, ячневую, кукурузную каши.
По результатам работы с родителями, мы взяли обещание с родителей, что они будут дома готовить по утрам каши, как минимум в выходные дни. В будние дни, не будут детей дома по утрам кормить вкусняшками – пряники, вафли, печенья и конфеты, чтобы аппетит у детей не портился.
Для себя /для педагогов/, мы сделали следующий вывод: беседы, дидактические игры, экспериментирования - о кашах с детьми, проводить регулярно, включать их в ежегодное планирование во всех возрастных группах.
- Проект "Тайны космоса" (методическая выставка-конкурс "Современная образовательная среда детского сада")
- "Эйдетика -как метод развития речи, памяти, мышления у детей дошкольного возраста".
- 10.01.2021Проект "Каша - еда наша"(муниципальный этап фестиваля-конкурса детских тематических проектов "Питание и здоровье")
- 26.02.2019 Проект "Наша армия сильна"
- Фотогалерея "Родные места Малой Родины" (февраль, 2024 год)