Проект "Россия - Родина моя!"
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №2 от 31.11.2022г. |
Утверждаю: Заведующий МДОУ №3 _________Е.Г.Подрезова от 31.11.2022г.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Познавательно – исследовательский проект
«Россия - Родина моя»
Авторы проекта:
Иванова Екатерина Павловна, старший воспитатель
Ильенко Вероника Юрьевна, воспитатель
МО «город Свирск», 2022г.
Паспорт проекта
Сроки реализации, продолжительность проекта: 2022 — 2023 учебный год, долгосрочный
Тип проекта: познавательно – исследовательский, информационно-творческий
Участники проекта: Воспитанники и их родители (законные представители), коллектив МДОУ № 3.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: снижение интереса и равнодушное отношение к культуре родной страны, отсутствие у детей активно — действенного отношения к природе.
Актуальность Проекта
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л.С.Лихачев.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за еѐ могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта:
- Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы.
3.Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
- Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
- Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов.
- Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством - дымковской, хохломской, филимоновской росписью, с гжелью.
- Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Ожидаемые результаты по Проекту:
- формирование у детей основ патриотического воспитания;
- повышение общей культуры ребёнка;
- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к своей стране, к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к Родине, участию в традиционных праздниках и мероприятиях;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей;
- повышение уровня патриотической культуры и патриотических чувств у родителей воспитанников.
Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта:
- чтение;
• беседа;
• наблюдение;
• обсуждение;
• прослушивание тематических сказок и рассказов;
• задание;
• игра;
• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
• прослушивание радиопередачи; - викторина;
• конкурс;
• тематическое оформление помещения;
• встреча;
• утренник;
• прогулка;
• экскурсия;
• тематическое мероприятие.
Инструментарии при организации работы в рамках Проекта, которые могут быть использованы во время учебно-воспитательного процесса:
- комплект рабочих материалов «Моя родина - Россия»;
• тематические книги;
• хрестоматии;
• альбомы и тетради для раскрашивания;
• наглядные и раздаточные материалы;
• журналы и газеты;
• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
• энциклопедические и справочные издания;
• аудио и видеоносители информации;
• настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы;
• костюмы народов России ;
• элементы мультипликации и диафильма;
• художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;
• театральные постановки, их фрагменты и элементы;
• телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;
• музеи и картинные галереи;
• выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
• различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.
Этапы реализации проекта |
Действия педагогов |
Действия детей |
Действия родителей |
Подготовительный этап |
Разработка Проекта, выделение приоритетной проблемы , определение цели и задач проекта, составление плана работы, изучение и анализ методической литературы по тематике проекта, обогащение предметно развивающей среды: игры и задания, картотека народных росписей, материалы и коллекции в мини-музее «Народные промыслы России», дидактические игры и наглядные пособия патриотического содержания, разработка перспективного планирования проекта. |
Участие в тематических
|
Участие в предполагаемых |
Организационный
|
Работа по Проекту осуществлялась по следующим блокам:
Работа по этим блокам проводилась с использованием разнообразных форм:
|
Активное участие в формах
|
Проведение круглых столов Привлечение родителей к проведению тематических мастер-классов. |
Формирующий этап |
Проведение занятий с детьми (комплексные, тематические занятия, беседы, игры, развлечения, досуги, выставки рисунков, поделок, аппликаций, митинг в мини-саду Память, посещение музея боевой и трудовой славы). Создание мини-музея в группе. |
Совместная работа по созданию
|
Совместная работа детей, |
Итоговый этап |
Проведение итогового мероприятия |
Расширение знаний детей в |
Участие в итоговых
|
План мероприятий
проекта «Россия - Родина моя»
МДОУ № 3
на 2022-2023 учебный год
№ п/п |
Мероприятие
|
Сроки
|
Место проведения |
Ответственные
|
1. |
1 сентября - День знаний |
1 сентября 2023г. |
музыкальный зал |
Новицкая М.М. Хороших О.А. |
2. |
Организация и пополнение экспонатами мини-музея «Народные промыслы России» |
в течение года |
групповое помещение |
Ильенко В.Ю. Иванова Е.П. Жигарева Л.С. |
3. |
Оркестр народных инструментов «Радуга» |
в течение года |
музыкальный зал |
Новицкая М.М. Хороших О.А. |
4. |
День народного единства |
ноябрь 2023г. |
спортивный зал |
Семендяева Д.А. |
5. |
Рождественские колядки |
январь 2023 |
музыкальный зал |
Новицкая М.М. Хороших О.А. Галатонова Л.В. |
6. |
Оформление окон к новогодним праздникам «Русские народные сказки» |
декабрь 2022г. |
помещения ДОУ |
педагогический коллектив МДОУ №3 |
7. |
День памяти Пушкина А.С. |
10 февраля |
групповые помещения |
педагоги групп старшего дошкольного возраста
|
8. |
Широкая Масленица |
февраль 2023г |
музыкальный зал |
педагоги групп старшего дошкольного возраста |
9. |
Спортивные досуги посвященные Дню защитника отечества «На подвиги с Ильей Мурамцем» |
февраль 2023г. |
спортивный зал |
Ильенко В.Ю. Семендяева Д.А. |
10. |
Праздники посвященные Международному женскому дню |
март 2023г. |
музыкальный зал |
Иванова Е.П. Новицкая М.М. Хороших О.А. Ильенко В.Ю. Дмитриченко Т.А. |
11. |
Участие в муниципальном конкурсе театральных постановок «Театральная весна 2023» (по мотивам сказок народов России) |
март 2023г. |
|
Коллектив МДОУ №3 |
12. |
12 апреля - Всемирный день космонавтики и авиации |
12 апреля 2023г |
групповые помещения |
Все педагоги |
13. |
Акция «Окна Победы» |
май 2023г. |
помещения ДОУ |
Ильенко В.Ю. Филатова О.В. Жигарева Л.С. Плотникова Н.В. Некц О.В. |
14. |
Экскурсия в музей трудовой и боевой славы в СОШ №1 |
май 2023г. |
СОШ №1 |
|
15. |
Муниципальный конкурс детского танца «Весна Победы» |
май 2023г. |
музыкальный зал |
Иванова Е.П. Новицкая М.М. Хороших О.А. |
16. |
Праздничный концерт посвященный 9 мая |
май 2023 |
музыкальный зал |
Педагоги МДОУ №3 |
17. |
Тематические занятия и беседы с детьми |
в течение года |
групповые помещения, мини-сад Памяти |
педагоги |
18. |
Консультирование родителей (законных представителей) по теме патриотического воспитания |
в течение года |
сайт, помещения ДОУ |
Иванова Е.П. Ильенко В.Ю. |
19. |
Размещение информации на сайте учреждения |
в течение года |
|
Иванова Е.П. |
20. |
Размещение отчета о реализации отчета на сайте учреждения |
май 2023г. |
|
Иванова Е.П. |