a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Театрализованная деятельность как метод социализации детей с ОВЗ

Автор: Шаталова Надежда Борисовна Опубликовано: 2024-03-15 23:16:16

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Надежда Борисовна Шаталова в оспитатель МКДОУ БГО Детский сад №21 комбинированного вида, г. Борисоглебск nadya. shatalova. 1982@ mail. ru «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский В последнее время в современном обществе регулярно возрастает количество детей, которые имеют нарушения в развитии. Ребята с ОВЗ, равно как и все без исключения дети, обладают правом на образование, в интенсивную, полноценную жизнедеятельность в социуме. Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных методов социализации детей с ОВЗ. Вся жизнедеятельность ребенка пропитана игрой. Научить детей играть, и в ходе игры выполнять действия, брать на себя роль, совместно с этим помогая ему приобретать житейский навык, — все это без исключения может помочь реализовать театрализованная деятельность, которая дает возможность формировать опыт социальных навыков поведения, справиться с застенчивостью, неуверенностью в себе, стеснительностью. Излюбленные герои делаются примерами для подражания. Непосредственно умение детей к подражанию дает возможность проявлять положительн ые эмоции. В процессе использования театрализованной деятельности, дети развивают и тренируют свои коммуникативные навыки. Ощущая свою значимость в ходе деятельности, ребенок начинает четко выговарива ть свои реплики, старается ясно и понятно изъясняться. Театр учит детей видеть прекрасное в жизни, порождает потребность творить добрые дела. В своей работе с детьми использую и применяю театрализованные игры и элементы театрализации. Игр ы- имитаци и эмоций человека( проснулось солнце — все порадовались, улыбнулись) , зверей и птиц( птички машут крыльями) , хорошо знакомых сказочных героев( мишка косолапый по лесу идет, храбрый зайка идет по дорожке) . Игры- экспромты представляют собой выполнение произвольных движений под музыку, дети осваивают способы внешнего выражения чувств, осознают причины того или иного настроения. Кукольный театр, т еатр «Би- ба- бо ». Это самы е распространенны е вид ы театральной деятельности в ДОУ. Все дети любят спектакли и кукольные представления. Им нравится не только смотреть, но и самим быть артистами, режиссерами, оформителями. Для многих детей очень трудно выступить на сцене, тогда на помощь приходит ширма. Спрятавшись за ширму, застенчивый ребенок преображается, выступление становится эмоциональным. В игре ребенок должен научиться передавать образ героя, его переживания и чувства, согласовывать свои действия с партнерами. Управляя куклой, он входит в роль: свободно читает стихи и даже поет. У детей воспитывается терпение, выдержка, умение контролировать свои действия. Пальчиковый театр- вид театра может расположиться на ладошке ребенка – это, прежде всего куклы, которые одеваются на пальчик. Персонажи для таких спектаклей могут быть сшиты из ткани, поролона, связаны из ниток, сделаны из бумаги и даже просто нарисованы. С одной куклой можно рассказать маленькое стихотворение, загадать загадку. С помощью таких кукол можно обыграть любую конфликтную ситуацию, весело и интересно представить любое событие. Театр ложек. За основу берутся ложки, на которых рисуются персонажи и крепятся нехитрые украшения. Дети обожают принимать участие в создании таких кукольно- ложечных персонажей: обычно их создание не требует много времени и не вызывает творческих сложностей. Театр на фланелеграфе( ковролине) . Для организации такого вида деятельности потребуется изготовленный самостоятельно фланелеграф или ковролин и фигурки- персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Рекомендуется для развития координации движения, пространственно- плоскостного мышления, фантазии. Теневой театр. Один из наиболее сложных и загадочных видов театра. Герои здесь не просто куклы, а плоские силуэты. Это волшебный мир. Здесь большое значение отводится свету. Находясь между экраном и направленным светом, актеру постоянно приходится корректировать свое положение, управлять силуэтом и исполнять роль своего героя. Во время таких спектаклей совершенствуется координация движений, диалоговая речь. Спектакли, сценки и постановки на сцене – это результат театральной деятельности и работы к ружка, в котором я являюсь руководителем. Ч тобы увидеть результат надо провести огромную работу на протяжении определенного времени. Работ а начинае тся с выбора художественного произведения. Он должен быть доступный для детей и совсем несложный. Дальше начинается совместная работа над произведением, текстом, распределением ролей. Обсуждаем декорации и характеры героев. Для детей, имеющих проблемы с речью и памятью подбираем роли с небольшим количеством текста. Текст перечитываем много раз, обращая внимание на интонаци ю и ударения. Работа с текстовой и игровой частью ведется отдельно. В своей деятельности с детьми с тара юсь с облюдать следующие правила подготовки к спектаклю: не перегружать детей, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях. С истема работы по организации театрализованной деятельности включает следующее: построение развивающей предметно- пространственной среды, перспективное планирование и реализацию: занятий по театрализации, театрализованных представлений, развлечений, проектной деятельности, взаимодействие с педагогами, работу с детьми, в заимодействие с родителями. В заимодействие всех участников образовательных отношений очень велико. Учитель- л огопед помога ет разучивать текст и корректирова ть речь детей с ОВЗ, занятых в постановке. Педагог коллега помога ет организовывать условия постановки и показа сказки зрителям. Музыкальный руководитель подбира ет соответствующ ую музыкальную композицию. Хореограф разучивает танцевальные и ритмичные движения. Итогом разучивания театральной постановки яв ляется публичное выступление, сначала для дет ей детского сада, родител ей, затем на сцене города. Каждый год маленькие а к теры выступают с благотворительными спектаклями. Собранные средства передаются детям, нуждающимся в лечении. В 2021 году проект «Дети – творчество – театр» получил Президентский грант. Театральная студия растит творческих воспитанников на протяжении уже 10 лет, зрители увидели азы театрального искусства во множествах постановках, таких как «Муха – Цокотуха», «Чипол л ино», «Дюймовочка», «Буратино или Золотой ключик» и других. Таким образом, театрализованная деятельность ребенка дошкольного возраста, стимулирует коррекцию многих психических процессов, совершенствует пластичность тела, реализует потребность в творческой активности, создает предпосылки для обогащения творческих способностей, обеспечивает укрепление здоровья, преодоление имеющихся отклонений в эмоционально- поведенческой и познавательной сферах. Безусловно эта работа интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать. Список литературы 1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2006. 2. Белишина, А. А. Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей/ / Молодой ученый. — 2017. 3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.

Оставить комментарий: