Классификатор методик и современных технологий ФОП
Документы для скачивания
Жальских Анна Александровна группа 36 г. Острогожск МКДОУ детский сад №2 «Классификатор методик и современных технологий» Возрастная группа Вид деятельности Методика/ технология Наличие условий для реализации Примечание ( специфика реализации) Ясельная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная От 1 года до 3 лет Предметная деятельность экспериментирование с материалами и веществами ситуативно деловое общение со взрослым и эмоционально практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность игровая деятельность речевая деятельность изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия музыкальная деятельность От 3 лет до 7( 8) лет Игровая деятельность общение со взрослым и сверстниками речевая деятельность познавательно исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная деятельность элементарная трудовая деятельность музыкальная деятельность Технологии сохранения и стимулировани я здоровья В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья», оснащенные как традиционными пособиями ( массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т. д. ) , так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов: 1. «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса 2. Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног 3. Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование ( султанчики, вертушки) 4. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки орга низма. 5. Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревки с узелками. 6. Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком. 7. Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку. В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико восстановительных методик, приемов, способов: мимические разминки гимнастика для глаз ( способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения) пальчиковая гимнастика ( тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции) дыхательная гимнастика ( способствует развитию и укреплению грудной клетки) точечный массаж игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки. стретчинг ритмопластика динамические паузы подвижные и спортивные игры релаксация технологии эстетической направленности гимнастика для глаз пальчиковая гимнастика - бодрящая гимнастика корригирующая гимнастика ортопедическая гимнастика Ясельная, первая младшая, вторая м ладшая, средняя, старшая, подготовительная Технологии обучения здоровому образу жизни физкультурные занятия проблемно игровые занятия ( игротренинги и игротерапия) коммуникативные игры занятия занятия из серии «Здоровье» самомассаж Ясельная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная Коррекционные технологии арттерапия сказкотерапия технологии музыкального воздействия технологии воздействия цветом технологии коррекции поведения психогимнастика фонетическая ритмика В торая младшая, средняя, старшая, подготовительная От 3 лет до 7( 8) лет И гровая деятельность общение со взрослым и сверстниками речевая деятельность познавательно исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная деятельность элементарная трудовая деятельность музыкальная деятельность Технология проектной деятельности Необходимые материал и оборудование, специально организованное образовательное пространство для реализации того или иного проекта Используется с детьми в возрасте от 3 лет С таршая, подготовительная П ознавательно исследовательская дея тельность и экспериментирование Технология исследовательской деятельности Необходимые материал и оборудование, специально организованное образовательное пространство для проведения исследовательской деятельности по какой либо теме Умения и навыки, необходимые для проведения исследования: Видеть проблемы Выдвигать гипотезы, строить предположения Задавать вопросы Оперировать понятиями Классифицировать Наблюдать Делать выводы и умозаключения Вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная И гровая деятельность общение со взрослым и сверстниками речевая деятельность познавательно исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная деятельность элементарная трудовая деятельность музыкальная деятельность ТРИЗ технологии ( технологии решения изобретательских задач) . Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно образовательном процессе дошкольного учреждения: Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками? Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба яга и хочет съесть. Что делать? ». На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. Ясельная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная От 1 года до 3 лет Предметная деятельность экспериментирование с материалами и веществами ситуативно деловое общение со взрослым и эмоционально практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность игровая деятельность речевая деятельность изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия музыкальная деятельность От 3 лет до 7( 8) лет Игровая деятельность общение со взрослым и сверстниками речевая деятельность познавательно исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная деятельность элементарная трудовая деятельность музыкальная деятельность Информационно коммуникационные технологии И КТ вкл ючает в себя: компьютер и интернет; телевизор; видеокамера и фотоаппарат; DVD и CD; игровые приставки; мобильные телефоны; магнитофоны; мультимедиа и интерактивные доски. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 7 лет 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих ( более 4 раз в год) , после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет до 10 мин. Ясельная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная От 1 года до 3 лет Предметная деятельность экспериментирование с материалами и веществами ситуативно деловое общение со взрослым и эмоционально практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность игровая деятельность речевая деятельность изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия музыкальная деятельность От 3 лет до 7( 8) лет И гровая деятельность общение со взрослым и сверстниками речевая деятельность познавательно исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная деятельность элементарная трудовая деятельность музыкальная деятельность Личностно ориентированная технология Комнаты психологической разгрузки Музыкальный и физкультурный залы Кабинеты долечивания ( после болезни) , Помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности Ясельная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная От 1 года до 3 лет Предметная деятельность экспериментирование с материалами и веществами ситуативно деловое общение со взрослым и эмоционально практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность игровая деятельность речевая деятельность изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия музыкальная деятельность От 3 лет до 7( 8) лет И гровая деятельность общение со взрослым и сверстниками речевая деятельность познавательно исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная деятельность элементарная трудовая деятельность музыкальная деятельность Технология портфолио дошкольника Формы организации Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться Игры с правилами, игры соревнования, игры драматизации, сюжетно ролевые игры Сказкотерапия Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки Тренинги, самопрезентации. Вариантов портфолио о чень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможнос тями и достижениями дошкольника и выбранной структурой портфолио ( Е. Егорова, Л. И. Адаменко, Л. Орлова, И. Руденко) Ясельная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная От 1 года до 3 лет Предметная деятельность экспериментирование с материалами и веществами ситуативно деловое общение со взрослым и эмоционально практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность игровая деятельность речевая деятельность изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия музыкальная деятельность От 3 лет до 7( 8) лет И гровая деятельность общение со взрослым и сверстниками речевая деятельность познавательно исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная деятельность элементарная трудовая деятельность музыкальная деятельность Технология интегрированного обучения Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов. Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «объясни». Ясельная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная От 1 года до 3 лет Предметная деятельность экспериментирование с материалами и веществами ситуативно деловое общение со взрослым и эмоционально практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность игровая деятельность речевая деятельность изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия музыкальная деятельность От 3 лет до 7( 8) лет И гровая деятельность общение со взрослым и сверстниками речевая деятельность познавательно исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная деятельность элементарная трудовая деятельность музыкальная деятельность Технология игрового обучения: создание творческой атмосферы обучения творчеству ( Б. П. Никитин) . Ясельная, первая младшая Предметная деятельность экспериментирование с материалами и веществами ситуативно деловое общение со взрослым и эмоционально практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность игровая деятельность речевая деятельность изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия музыкальная деятельность Технология обучения детей: раннего возраста – сенсорное развитие, формирование общих сенсорных способностей ( Л. А. Венгер и др. ) . Ясельная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная От 1 года до 3 лет Предметная деятельность экспериментирование с материалами и веществами ситуативно деловое общение со взрослым и эмоционально практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность игровая деятельность речевая деятельность изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия музыкальная деятельность От 3 лет до 7( 8) лет И гровая деятельность общение со взрослым и сверстниками речевая деятельность познавательно исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная деятельность элементарная трудовая деятельность музыкальная деятельность Технология обучения детей дошкольного возраста – технология развивающего обучения дошкольников ( В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) . Старшая, подготовительная Игровая деятельность общение со взрослым и сверстниками речевая деятельность Технология обучения чтению ( Н. А. Зайцев, Е. Е. Шулешко) . Ясельная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная От 1 года до 3 лет Предметная деятельность экспериментирование с материалами и веществами ситуативно деловое общение со взрослым и эмоционально практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность игровая деятельность речевая деятельность изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия музыкальная деятельность От 3 лет до 7( 8) лет И гровая деятельность общение со взрослым и сверстниками речевая деятельность познавательно исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная деятельность элементарная трудовая деятельность музыкальная деятельность Технологии создания предметно развивающей среды