Картотека игр по развитию звуковой культуры речи
Документы для скачивания
Картотека игр по развитию звуковой культуры речи Младшая группа Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. Упражнение «Подуем на пушинку» Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу- у- у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. ( п овтор 5- 6 раз. ) Материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник( 3x1 см) . Игра «Медвежата едят мед» Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту( пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. ( Обязательный показ всех действий воспитателем. ) Игра повторяется 3—4 раза. Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу( показ, нижнюю губу{ показ) . Гладят животики, говоря: «У- у- у»( 2- 3 раза) Игра «Покормим птенчиков» Воспитатель. Я — мама- птица, а вы — мои детки- птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи- пи- пи», — и машут крылышками( дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание) . — Полетела мама- птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. ( { Дети произносят: «Пи- пи- пи». ) — Прилетела мама и начала кормить своих деток{ дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек{ воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот) . Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2- 3 раза. Средняя группа Упражнения на закрепление правильного произношения и фонематического слуха Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой. Упражнение «Пусти лодочку по воде» Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу- у- у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого. Упражнение выполняется 2 раза. Игра «Лодочка и пароход» Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы. Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: « Шух, шух, шух »; когда корабль, то слышно « Тшух, тпш, тшух »( дети повторяют звукосочетание) . По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: « Шух, шух, шух » по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется. Игра «Поезд» Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У- у- у»( дети повторяют звук и звукосочетание) . Когда поезд прибывает на станцию( стул, на котором сидит мишка, он останавливается: « Уу- ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу. Упражнение «Понюхай цветок» Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже ш дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают( вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах- х- х») . Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок». Упражнение «Тренировка» Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: « Ду- ду- дудуду »( дети повторяют звукосочетание 2—3 раза) . Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика( показ) . Потом подуем и скажем: « Дууу »( повторить 5—6раз) Старшая группа Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Игра «Скажи, как я»( в кругу с мячом) Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2- 3 раза с выделением звука. Упражнение «Найди братца» Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки. Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль»- маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л»( проверяет) ; теперь со звуком «ль» Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль». Игра «Назови слова» Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком « рь ». За каждое правильное слово ребенку дается фишка- игрушка. В конце игры определяется победитель. Игра «Поймай жука»( в кругу с мячом) Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово. В игре должны принять участие все дети. Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек( присядет, его ловить нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей- победителей. Игра «Назови слова» Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «ж»( за каждое слово дается фишка) . В конце игры определяется победитель. Игра «Чья бабочка дальше полетит? » Трое детей подходят к стойке, по сигналу воспитателя: «Бабочки, летите», дуют на бабочку: «Фу- у- у». Чья бабочка дальше полетит, тот и выиграл. В игре должны принять участие все дети. Игра «Назови звук»( в кругу с мячом) Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, « матрррёшка », а вы должны сказать: « рь »; « молллоко » — «л»; « самолеТ » — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет. Чтение скороговорки Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох. «Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому». Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2- 3 ребенка индивидуально. Упражнение «Назови первый звук слова» Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем( указывает на картинки, дети по очереди называют их) . Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — « гь ». Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно. Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец» Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди. На голове гребешок, Это Петя. ( п етушок) . Я сегодня утром рано умывался из- под. ( к рана) . Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. ( ж арко) . Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. ( с веркнула) . Упражнение «Назови первый звук слова» На фланелеграфе картинки. Дети называют предмет, выделяя первый звук, и звук изолированно. Подготовительная группа Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Игра «Будь внимательным»( в кругу с мячом) Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему. В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе. Упражнение «Назови одинаковые слоги в словах» Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: малина, машина. Воспитатель. Послушайте, как я медленно назову ягоду: маалиинаа, а теперь я разделю слово на кусочки- слоги: ма- ли- на. На каждый слог буду хлопать, а вы считайте, сколько в слове слогов. Какой первый слог, второй слог, третий слог? ( Ответы детей. ) Послушайте, сколько слогов в слове «машина»: ма- ши- на( на каждый слог воспитатель хлопает) . ( Ответы детей. ) Какие одинаковые слоги в словах «машина» и «малина»? ( « Ма », «на». ) Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: лодка, ложка. Воспитатель. В этих словах по два слога: лод- ка, ложка. Какие одинаковые слоги в словах? ( «Ка». ) Игра «Найди свой домик» Детям раздаются предметные картинки. Предлагают определить первый звук в слове- названии. Одному ребенку дают синий, другому — зеленый кружок. Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого первый звук в слове — большой братец( твердый согласный, к зеленому — у кого слово начинается с мягкого согласного звука( маленький братец) . По сигналу «Найди свой домик» играющие встают около детей с соответствующими кружками. Воспитатель проверяет правильность выполнения, определяет команду- победительницу. Дети меняются картинками, и игра повторяется. Упражнение «Найди товарища» На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук. Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки слов были товарищами( звонкий- глухой звуки) . Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий—глухой согласный». Игра «Продолжи слово»( в кругу с мячом) Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Примерный перечень слогов: « ма », « ра », « ры », « ле », «ре», « жа », « щу », « ча », «шу», «си», «за». В игре принимают участие все дети. Воспитатель отмечает детей, которые раньше всех встали в пары. Игра «Назови товарища»( в кругу с мячом) Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда в игре примет участие половина детей, задание меняется: воспитатель называет глухой согласный, а дети — его пару. Упражнение «Куда ударит молоточек? » Воспитатель{ вывешивая на фланелеграфе картинки: луна, ваза) . Давайте назовем эти предметы. В этих словах один звук произносится дольше других: назовите его в слове « лунааа »{ «а») . Я могу это слово сказать по- другому: «Лу- уна ». Получилось слово «луна»? { Нет. ) Назовите такой звук в слове « вааза ». Послушайте, как по- другому я скажу слово: « вазаа ». Правильно? { Нет. ) — В слове только один звук произносится долго, по нему как будто «ударяет» молоточек: лунааа( делает резкое движение рукой сверху вниз на ударный звук) ; вааза( повторяет предыдущее движение) . Звук, по которому ударяет молоточек, называется ударным( дети повторяют слово) . В наших словах ударный звук «а». — У вас картинки. Вы будете называть предметы и находить в словах ударный звук. Картинки должны быть подобраны так, чтобы ударными оказались все гласные: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех, белка, часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки.