Конспект беседы для детей средней группы на тему: «Жизнь птиц зимой»
Цель:
- расширить представление детей о зимующих птицах их внешнем виде, питании, повадках;
- учить детей различать птиц по характерным признакам;
- закрепить названия птиц;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам;
- оказывать посильную помощь в зимнее время года.
Материал: звукозапись пения птиц в лесу, картинки зимующих птиц, иллюстрации с изображением стай перелетных птиц, загадки и к ним иллюстрированные отгадки.
Ход беседы:
(Сюрпризный момент)
Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня к нам в садик пришло письмо (педагог достаёт из конверта письмо).
Ребята, здесь загадка для вас:
Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …
Дети: Птица.
Воспитатель:
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Воспитатель: - Молодцы ребята, угадали. Пишет вам птичка — синичка.
Синица: Я городская зимующая птичка. Я очень ловкая и подвижная, питаюсь насекомыми и семенами. Живу я в гнезде, которое устраиваю в дупле дерева. Я вас приглашаю отправиться в путешествие в страну птиц, где вы узнаете много всего о наших пернатых друзьях — птицах. Узнаем, где они живут, как они выглядят и чем питаются?
(Предлагаю детям закрыть глаза и представить, что все мы оказались в зимнем лесу и услышали голоса птиц, включаю звукозапись пения птиц, спрашиваю, что они услышали, чьи это голоса?)
Ответы детей: пение птиц, птичьи голоса.
Воспитатель: - Да, это поют птицы, много птиц.
- Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (Воробьи, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы).
- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие).
- Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?
А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:
- Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...(воробей) - Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит...(сорока) - Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. (ворона) - Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел) - Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
“Клё! Клё! Клё!” поёт со свистом.(клёст) - Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Физминутка «Снегири» Н. Нищева
Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)
В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)
Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)
Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Улететь хотят. (боковые взмахи руками )
- Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями)
Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас?
Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
- Еда с нашего стола для птиц не годиться. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше назовет птиц»
Воспитатель: Молодцы ребята. О чем же мы говорили? О каких птицах? Почему их так называют? Какую помощь оказывает человек зимующим птицам?
Узнали о том, что есть зимующие птицы. И что без нас им очень трудно приходится. Мы должны заботиться о них, подкармливать.
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по – прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их!
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Воробей».
(Приглашаю детей на ковер и предлагаю встать лицом в круг.)
Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. Воробушек-пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей. |
Идут по кругу, заложив руки за спину. В центре скачет на корточках один ребенок. Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают. |
(Предлагаю детям закрыть глаза и представить, что все мы вернулись в детский сад)