a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспекты урока

Автор: Газиева Калимат Багандовна Опубликовано: 2024-03-24 14:19:28

Конспект урока истории России в 6 классе дата проведения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Тема: Владимиро- Суздальское княжество. Цели урока: - познакомить с особенностями развития Владимиро- Суздальского княжества- определить характер княжеской власти в северо- восточных землях Руси. Планируемые результаты: Предметные: сформировать знания о центрах политической жизни Руси, о политических и эконо- мических особенностях Владимиро- Суздальского княжества; актуализировать понятия «политическая раздробленность», « наследственная и ограниченная монархия», познакомить учащихся с государст- венными деятелями данного периода; продолжить работу по формированию умения анализировать информацию, сравнивать и обобщать, делать вывод Метопредметные УУД: коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; познавательные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; осознание качества и уровня усвоения; личностные: осознание себя как гражданина своей страны, осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений. Тип урока: урок открытия нового знания Оборудование: презентация, настенная карта, рабочие листы План изучения нового материала: 1. Освоение земель Северо – Восточной Руси 2. Характер княжеской власти в Северо – Восточных землях 3. Князь Юрий Долгорукий. 4. Андрей Боголюбский. 5. Всеволод Большое Гнездо. 6. Культура Владимиро – Суздальской земли 1. Организационный момент. Приветствие «Поздоровайся ладошками» Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех. Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю( большой) Успеха( Указательный) Большого( средний) Удачи( безымянный) Во всем( мизинец) Здравствуй( всей ладонью) . - Я хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. 2. Мотивационно- целевой этап. Актуализация знаний. 2. 1. Предлагает заполнить пропущенное слово в стих. Организует беседу: Что значит МЫ – Россияне? Ч то нас объединяет? Делает вывод: у нас одна Родина. С чего начинается Родина? Сегодня на уроке мы продолжим ха рактеристику русских княжеств и поиск исторических фактов в различных источниках информации об истоках Российской государственности. Прежде, чем перейдем к теме урока, повторим изученный материал. Обращаемся к презентации( Понятие, дата, имя, карта, причина, следствие. ) а) Уточняет: верно, ли для Руси выражение распад государства. Б) На прошлом уроке мы анализировали процесс политической раздробленности на Руси. - Объясните понятие политическая раздробленность. - Какая связь существовала между экономическим развитием отдельных земель и политической раздробленностью? - Каковы были политические причины раздробленности Древнерусского государства? - Каковы были последствия политической раздробленности? - Когда наступил этот период? - Сколько самостоятельных княжеств выделилось? 2. 2. Работа с картой- стр. 105- назовите наиболее крупные княжества. 2. 3. Определение темы и задач урока Представьте себе, что у развилки, от которой отходят три дороги, остановились три всадника, символизирующие Юго- Западную, Северо- Восточную и Северо- Западную Русь остановились перед камнем. На камне надпись: На право пойдешь, – будешь полным хозяином в своем уделе. Налево пойдешь – будешь считаться со своеволием бояр. Прямо пойдешь – заключишь ряд о служении» Какой путь выберут князья? К чему будут стремиться? По какой дороге в своем развитии пойдут русские земли? ( рабочий лист) И чтобы выяснить это мы сегодня отправляемся в путешествие во Владимиро- Суздальское княжество. - Тема урока: « Владимиро – Суздальское княжество». - Определяем задачи( рабочий лист) - какие вопросы нам следует рассмотреть на уроке, чтобы характеристика княжества была полной? 3. Работа над новым материалом 3. 1. Объясни «» Залесская земля( ответы уч- ся) Учитель: « Земля за великим лесом»- Залесская Русь в XI была окраиной Древнерусского государства. Это обширная и богатая территория с сетью рек, лесами, болотами, плодородными землями тогда еще только заселялась. Первоначально эта территория не привлекала киевских князей. Как же случилось, что именно эта территория стала претендовать на первенство в последующие периоды русской истории? Итак, мы отправляемся во Владимиро – Суздальское княжество. Задание: найдите территорию княжества на карте( стр. 105 учебник) , показ на настенной карте 3. 2. работа над п. 1. параграфа 13 Освоение земель Северо – Восточной Руси. Задание: работая с п. 1( стр. 108- 109) , составьте рассказ о Владимиро – Суздальском княжестве по плану( рабочий лист) : - географическое положение- природные условия- главные города- занятия населения Сделать вывод: какие особенности способствовали ее успешному развитию? 3. 3. Характер княжеской власти в Северо – Восточных землях. Но не только природные и экономические условия могут способствовать возвышению или ослаблению княжества. Большую роль в истории играет и личность правителя. Во Владимиро- Суздальском княжестве была сильная княжеская власть. Задание: работая с п. 2 назовите факторы способствующие усилению власти северо- восточных князей. Учитель: Сегодня мы познакомимся с тремя правителями Владимиро- Суздальского княжества. 3. 4. Работаем в группах. Задание: рассказать о различных аспектах жизни и деятельности князя. Какие положительные черты были ему присущи как государственному деятелю? Какие качества князя вам не понравились? Почему? 1 группа – князь Юрий Долгорукий( п. 3, стр. 110) 2 группа – князь Андрей Боголюбский( п. 4, стр. 111) 3 группа- князь Всеволод Большое Гнездо( п. 5 стр. 113) Учител: - Что объединяет всех этих политических личностей? - В чем их сильные и слабые стороны? 3. 5. Рассказ учителя. Культура Владимиро – Суздальской земли. На прошлом уроке мы говорили, что политическая раздробленность Руси имела и положительные последствия. Каждое княжество приобретало особые черты культурного наследия. - Успенский собор во Владимире при А. Боголюбском- Храм Покрова на Нерли под Владимиром при А. Боголюбском 4. Подведем итоги. - Чем вы можете объяснить столь резкий взлет в развитии Владимиро – Суздальского княжества? Природными или человеческими факторами? - Почему князь Юрий Владимирович получил прозвище «Долгорукий»? - Почему Юрий Долгорукий всеми силами стремился захватить Киев, а его сын отказался остаться в Киеве? - Почему против Андрея Боголюбского был организован заговор? - Назовите характерные черты внутренней и внешней политики владимирских князей. 698500168275 5. Д. з. § 13, составить рассказ от имени купца, посетившего Владимирско- Суздальскую землю Информационный материал 1. Особенности развития. Посмотрите на карту и определите географическое положение Владимиро- Суздальского княжества. Княжество расположено на северо- востоке Руси, в междуречье Оки и Волги. В течение долгих веков это был один из самых глухих уголков Руси. Славянское население появилось на северо- востоке довольно поздно. Первоначально здесь жили финские, а несколько западнее — балтские племена. Судя по археологическим данным, переселение сюда вятичей и кривичей не носило характер завоевания. От набегов кочевников этот край заслоняли земли других русских княжеств и труднопроходимые леса. Экономическому подъему Северо- Восточной Руси в XI—XII веках способствовал постоянный приток населения из более неспокойных районов. В поисках защиты от нападения врагов и нормальных условий для ведения хозяйства население земель, подвергшихся набегам кочевников, устремилось в Ростово- Суздальские земли. 1) Постоянный приток населения в поисках защиты от кочевников. По этой территории пролегал волжский торговый путь, связывавший северо- запад Европы через Новгород и Волжскую Булгарию со Средней Азией. В отличие от торгового пути «из варяг в греки», волжский торговый путь никогда не утрачивал своего значения. 2) Нахождение на пересечении торговых путей. 3) Быстрый рост городов. В X—XI веках на северо- востоке выросли крупные города: Ростов, Суздаль, Ярославль. В XII веке были заложены Владимир- на- Клязьме и Переяславль- Залесский. Еще одна очень важная особенность. Северо- восточные земли осваивались по инициативе князей, а другие земли сначала были освоены восточнославянскими племенами. Поэтому княжеская власть в северо- восточных землях с самого начала была сильной, князь владел землей и старался расширить собственные владения. Князья объявляли здесь земли своей собственностью, раздавали их своим дружинникам. Главная цель князей – расширение собственных владений. 4) неограниченный характер княжеской власти. Возвышение Северо- Восточной Руси началось при Владимире Мономахе. Отправленный Всеволодом Ярославичем в возрасте 12 лет на княжение в далекий Суздаль, Владимир заложил здесь основы будущего могучего княжества. Сюда же Владимир посадил одного из своих младших сыновей — Юрия. 2. Юрий Долгорукий( 1125 – 1157) . Юрий Владимирович княжил в Ростово- Суздальской Руси, но изначально видел своей целью киевский великокняжеский престол. Опираясь на северо- восточные земли, Юрий Владимирович повел долгую борьбу за Киев. Он и прозвище свое получил из- за того, что завоевывал земли, лежащие далеко от его края, и тянул руки к самому Киеву. В истории России он оставил память как основатель Москвы. В 1147 году, именно по распоряжению Юрия Долгорукого, для охраны границ, на никому неизвестной окраине Северо- Восточной Руси, был основан город, который и до сегодняшнего времени носит название Москва. Небольшое село стояло на высоком холме у слияния 3- х рек, что показалось великому князю самым подходящим местом. В 1147году, Юрий Долгорукий, возвращаясь из похода на Новгород, писал в послании своему родственнику и союзнику чернигово- северскому князю Святославу Ольговичу: " Прииде ко мне, брате, в Москов! " Это было первым упоминанием в летописи будущей столицы России, и этот год принято считать официальным годом рождения города Москвы. Для укрепления рубежей своего княжества Юрий Долгорукий поставил крепости: Звенигород, Дмитров, Юрьев- Польской. 3. Андрей Боголюбский( 1157- 1174) . В 1157 году на престол в Ростово- Суздальском княжестве вступил сын Юрия Долгорукого Андрей. Отец дал молодому княжичу в управление Владимир – тогда маленький пригород города Суздаля, основанный на реке Клязьме Владимиром Мономахом. Когда Юрий Долгорукий сел на киевский великокняжеский престол, он посадил Андрея рядом, в Вышгороде. Однако Андрей не хотел жить на юге Руси и тайно от отца уехал на север, в Суздальский край. Из Вышгорода Андрей вывез во Владимир чудотворную икону Божией Матери, написанную, по преданию, евангелистом Лукой и привезенную из Греции. Предание гласит, что на пути Андрея к дому, примерно в 20 километрах от Владимира, лошади встали и никак не хотели сдвинуться с места. И после смены лошадей повозка опять не тронулась с места. Андрею и его спутникам ничего не оставалось, как здесь заночевать. Ночью князю Андрею приснилась Божия Матерь, которая повелела на этом месте построить храм в честь Рождества Богородицы и основать здесь монастырь. Спустя время, церковь и монастырь были построены, вокруг них выросло поселение, названное Боголюбовым. Отсюда пошло и прозвище князя Андрея – Боголюбский. Впоследствии икона, привезенная во Владимир князем Андреем, стала главной святыней Владимиро- Суздальской земли под именем Владимирской Божией Матери. Андрей начал отстраивать Владимир с необычайной пышностью, решив уподобить свою новую столицу Киеву. В городе были сооружены белокаменные Золотые ворота, построен грандиозный Успенский собор, поражавший современников своей роскошью. Июльской ночью 1174 г. владимирский князь Андрей Юрьевич был убит в собственной резиденции Боголюбове. Во главе заговорщиков стояли бояре Кучковичи — братья жены князя. 4. Всеволод Большое Гнездо( 1176- 1212) . Политику Андрея продолжил его брат Всеволод Юрьевич. В 1176 г. в сражении под городом Юрьевом он нанес поражение своим противникам и захватил Владимирский престол. Борьба между князем и боярством окончательно разрешилась в пользу князя. Всеволод был главой большой семьи( имел восемь сыновей и четырех дочерей) , но свое знаменитое прозвище — Большое Гнездо, судя по всему, получил уже после смерти, так как позже, в XIV веке, почти всеми русскими землями управляли его потомки. Так же как и его старший брат, Всеволод опирался не столько на города, сколько на младшую дружину, будущее дворянство. Эти люди служили князю за землю, доходы, подарки, другие милости, но, в отличие от дружинников, как уже говорилось, они воспринимали князя не как первого среди равных, а как своего господина. Власть в княжестве окончательно установилась в форме монархии, не ограниченной ни народным вечем, ни боярской думой. Всеволод первым присвоил себе титул Великого князя Владимирского. В княжестве формировалась наследственная монархия. При Всеволоде Большое Гнездо продолжалось масштабное белокаменное строительство во Владимире и других городах княжества. Продолжая политику Андрея Боголюбского, Всеволод пытался подчинить своей власти Новгород, отодвинул границу Волжской Булгарии за Волгу, основал Нижний Новгород. В других крупных городах Северо- Восточной земли в качестве наместников «сидели» его сыновья. Владимиро- суздальский князь был в то время сильнейшим на Руси. Всеволод Большое Гнездо скончался в возрасте 64 лет, прокняжив 37 лет во Владимире. После его смерти Владимиро- Суздальская Русь была разделена на ряд уделов, где княжили дети Всеволода, формально подчинявшиеся старшему Юрию Владимирскому. Постепенно Юрию удалось восстановить свою власть в полном объеме. Владимиро- Суздальское княжество сохранило лидерство на северо- востоке Руси. Начинался новый экономический подъем, который был прерван монгольским вторжением. После страшного разгрома Владимиро- Суздальское княжество распалось на ряд более мелких земель. Владимиро- суздальское княжество – одно из крупнейших и сильнейших русских княжеств периода феодальной раздробленности. Рабочий лист 1. Прочитайте. Мы — россияне — род старинный, И герб свой с гордостью несём. Мы — россияне — род былинный, И крепки духом оттого, Что мы не знаем середины, Нам нужно всё… иль ничего! Валентин Ковалев 2. Тема «Владимиро- Суздальское княжество 12- 13 вв » Задачи урока Узнать_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Научиться_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Понять_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ князь Даты для запоминания Опорные слова Предложение- вывод Юрий Долгорукий 1125- 1157 4апреля 1147 Половцы, жесток, власть, Киев, «Приди ко мне брате в Москов » Ростово- Суздальское княжество было одним из наиболее сильных на Руси Андрей Боголюбский 1157- 1174 37 лет, воин, Владимир, Боголюбово, Влади- мирская икона Божьей матери, рас- цвет Владимиро- Суздаль- ского княжества, великий князь, заговор Кучковичей В борьбе с боярством и в укреплении великокня- жеской власти опирался на младшую дружину Всеволод Большое Гнездо 1176- 1212 Дворянство, Новгород, Киев, Рязань, Волжская Булгария, наивысший расцвет, великий князь Владимирский Стал оказывать все боль- шее влияние на всю Русь, Владимиро- Суздальское княжество претендует на центр объединения рус- ских земель 3. Задание: работая с п. 1( стр. 108- 109) , составьте рассказ о Владимиро – Суздальском княжестве по плану: - географическое положение- природные условия- главные города- занятия населения Сделать вывод: какие особенности способствовали ее успешному развитию? 4. Задание: работая с п. 2 назовите факторы способствующие усилению власти северо- восточных князей. 5. Работаем в группах. Задание: - рассказать о различных аспектах жизни и деятельности князя. - Какие положительные черты были ему присущи как государственному деятелю? - Какие качества князя вам не понравились? Почему? 1 группа – князь Юрий Долгорукий( п. 3, стр. 110- 111) 2 группа – князь Андрей Боголюбский( п. 4, стр. 111- 113) 3 группа- князь Всеволод Большое Гнездо( п. 5 ст113) center635- Почему князь Юрий Владимирович получил прозвище «Долгорукий»? - Почему Юрий Долгорукий всеми силами стремился захватить Киев, а его сын отказался остаться в Киеве? - Почему против Андрея Боголюбского был организован заговор? - Назовите характерные черты внутренней и внешне й политики владимирских князе

Оставить комментарий: