Занятие по развитию речи
Документы для скачивания
HYPERLINK" https: / / www. maam. ru/ obrazovanie/ konspekty- zanyatij" \ o" Конспекты занятий. Все конспекты" Конспект занятия по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Пересказ рассказа К. Д. Ушинского « Смелая ласточка » Программное содержание: - Расширить и актуализировать словарь по теме « Перелетные птицы »; - Формировать умение последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту, синтаксически и грамматически верно выстраивать ответы на вопросы; - Развивать память, слуховое восприятие и вн имание, общую и мелкую моторику. Материал: серия из восьми сюжетных картинок к рассказу К. Д. Ушинского « Смелая ласточка », Предварительная работа: чтение произведений и стихотворений об осени, перелетных птицах; загадки, рассматривание иллюстраций об осени, птицах, рисование ласточки, дидактическая игра «Что сначала, что потом». Ход занятия: Организационный момент: Воспитатель: - Я вам сейчас загадаю загадки, а вы должны их отгадать. Черный костюм, белая рубашка. Возвращалась из- за моря Быстрокрылая пташка. Угадайте что за птичка- Темненькая невеличка? Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста? Игровой самомассаж « Ласточка » Вот я крылышки сложила ( кладут одну ладонь на другую) . Комочки земли собирала ( пощипывают ладони) . Гнёздышки лепила( «лепят») . Мелких мошек я ловила ( надавливают на подушечки пальцев) И птенцам их относила ( скрещивают ладони, изображают полёт птицы) . Воспитатель. Я слышала удивительную историю про ласточку. Давайте присядем на скамейку, и я прочитаю ее вам ( дети присаживаются на скамейку) . Чтение рассказа К. Д. Ушинского « Смелая ласточка » с выставлением серии картинок. Воспитатель читает рассказ и последовательно выставляет соответствующие картинки. К. Д. Ушинский « Смелая ласточка » Ласточка- мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. Ласточка- мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком и громко кричала и не знала, как ему помочь. Птенчика подобрала девочка, и положила в деревянную коробочку. А коробочку поставила на дерево. Ласточка заботилась о своем птенчике. Она ежедневно носила птенчику пищу и кормила его. Птенчик начал быстро поправляться. И уже весело щебетал, бодро махал окрепшими крылышками. Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался и залез на дерево и был уже у самой коробочки. Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел, и ласточка с радостным щебетаньем увела его в родное гнездо под соседней крышей Беседа по содержанию рассказа. Что случилось с птенчиком? Кто спас его? Как мама- ласточка заботилась о нём? Что задумал рыжий кот? Как мама- ласточка защищала птица? Чем закончилась эта история? По ходу беседы по содержанию обращаю внимание на иллюстрации. Динамическая пауза – подвижная игра « Ласточки летели » Ласточки летели, все люди глядели ( бегут по кругу, взмахивая руками) . Ласточки садились, все люди дивились ( приседают, сложив руки за спиной, наклоняют голову) . Сели, посидели, взвились, полетели ( снова бегут по кругу, взмахивая рукам) . Полетели, полетели, песенки запели ( садятся на скамеечку) . Игра «Кто, что делал? Что делала ласточка? ( заботилась о птенчике, защищала птенчика, учила летать птенчика, кормила птенчика) Что делал птенчик? ( махал крылышками, не удержался в воздухе, упал, пищал, поправлялся) Что делал кот? ( хотел съесть птенца, залез на дерево, бросился за ласточкой, промахнулся и плюхнулся на землю) . Что делала девочка? ( подобрала птенца, положила птенца в деревянную коробочку, поставила коробку с птенцом на дерево) . Пересказ рассказа « Смелая ласточка » Воспитател ь- А сейчас мы вместе расскажем историю о смелой ласточке. Кто- то из вас начнет рассказывать, а другой продолжит. Посмотрим, что у нас получиться. Дети пересказывают рассказ. Рефлексия Какой рассказ мы услышали? Вам понравился рассказ? ( Ответы детей) .