КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Документы для скачивания
Прозрачный мольберт( пособия для художественно- эстетического развития детей) «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». ( Л. С. Выготский) Прозрачный мольберт из небьющегося стекла в деревянной раме. Удобный двухсторонний прозрачный мольберт из небьющегося стекла разнообразит занятия живописью, увлечет детей. Идеально подходит для групповых занятий- одновременно за мольбертом могут рисовать 2 ребенка. Мольберт стоит на устойчивых ножках, высоту стекла можно легко регулировать. Рисунок, выполненный на мольберте, можно сохранить на бумаге- просто приложите к с вежему рисунку лист ватмана. Если же рисунок немного подсох, увлажните его, слегка побрызгав водой, а потом приложите бумагу. Прозрачный мольберт. Напольный Мольберт, с прозрачным оргстеклом для арт- терапии и кабинета психолога. Прекрасный дидактический материал, для рисования, развития пространственного мышления, логики, социально – коммуникативного развития. Занятия живописью на стекле – отличный способ творческого с амовыражения человека любого возраста. Прежде всего- развитие коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, чей либо портрет, даже застенчивый художник получает возможность внимательно всмотреться в этого человека, встретиться с ним взглядом, установить не посредственный контакт. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. На прозрачном мольберте хорошо рисовать густыми красками, используя для «художеств» кисточки, пальцы, губки, штам пы. Неплохо получаются работы, выполненные водными маркерами. Человека захватывает сам процесс рисования: материал скользит мягко, ее можно размазывать кистью, пальцами, ладошками, кусочками поролона. Рисование ребенка на прозрачн ом мольберте – это не только увлекательное развлечение, но, прежде всего, это умение изобразить окружающий мир, а также развитие речи, мелкой моторики, умственных способностей и интеллекта. В процессе работы ребенок учится различать цвета и оттенки, размер предметов, их пространственное расположение. Прозрачный мольберт – замечательный тренажер для людей со зрительной патологией. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций зат рудняется формирование реальных представлений об окружающем мире. В данном случае прозрачный мольберт является одним из средств отражения предметного мира. Коррекционные задачи при использовании «Прозрачного мольберта»: 1. Коррекция зрен ия, зрительного восприятия. 2. Развитие цветовосприятия и сенсорного развития. 3. Развитие общей и мелкой моторики. 4. Развитие речи и мышления в процессе восприятия и отображения. 5. Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрите льной недостаточностью, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач дошкольного учреждения и общества в целом. Здор овьесбережение приоритетная область работы в ДОУ. Одним из средств решения поставленных задач становится применение здоровьесберегающих технологий, которые направлены на обеспечение физического, психического, социального и эмоционального благополучия дете й. Все это является одним из направлений работы по ФГОС. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Целью работы по здоровьесбережению является создание условий для формиро вания эмоционального здоровья детей. Задачи, которые ставятся для достижения данной цели, созвучны с одним из направлений по здоровьесбережению – это арт- терапия. «Арт- терапия" ( аrt( англ. ) — искусство, therapеia( греч. ) — забота, лечение) это забота о пс ихологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Известно множество приемов, которые с большим успехом используются для занятий с дошкольниками, один из приемов арт- терапии это – изотерапия. На сегодняшний день интересно й формой изобразительного творчества является рисование на прозрачном мольберте. Рисование на стекле открывает большие возможности для изобразительного опыта ребенка. По мнению специалистов при таком способе рисования у детей отсутствует боязнь «чистого ли ста». Ребенок смело начинает рисовать, не боясь что- либо испортить. Занимаясь изотерапией на стекле, можно решать следующие задачи: Развитие цветовосприятия и сенсорного развития. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие речи и мышления. Профилактика и коррекция тревожности и страхов, связанных с результатом деятельности( боязнь ошибки – изотерапия на стекле снимает страх, что что- то плохо получится, ведь краски не разливаются от неосторожного движения, а под рукой всегда есть салфетка) . П реодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности. Развивать общую и мелкую моторику; Развивать цветовое восприятие и сенсорное развитие; Корректировать зрение и зрительное восприятие; Развивать речь и мышление в процессе восприятия и отображения; Преодолевать недостатки развития личностных качеств, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудност и, ранимость, робость, и др. Рисование на «Стеклянном мольберте» способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Р ебенок учится различать ощущения от окружающих предметов, их физические свойства. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процессе ребёнок учится различать цвета и оттенки, поймет, что такое размер и количество. Через р исование он познает окружающий мир по- новому, запомнит его и полюбит. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, которые вырабатываются рисованием. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Во время рисования на мольберте можно использовать различные нетрадиционные тех ники( рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликац ия, рисуем с натуры, юный портретист) , что позволяет разнообразить игры и поддерживать интерес к рисованию. Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта» Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. П едагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки. Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени. Обязательна двигательно- глазная гимнастика для снятия напряжения. Совместное рисование- это всегда общение взрослого и ребёнка. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки. Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет стра хи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения. Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга. Прозрачный настольный мольберт из небьющегося ст екла в деревянной раме. Копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги( если рисунок уже подсох, слегка увлажните его, побрызгав водой из пульверизатора) . Занятия живописью на стекле – прекрасный способ творческо го самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле чей- то портрет, даже застенчивый ребенок получает возможность внимательно всмотреться в этого человека, встретиться с ним взглядом, установить непосредственный контакт. «Пользуйтесь только водо- растворимыми красками»! Рисование пальцами и ладошкой. Даже никогда не рисуя пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваеш ь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал! Рисование листьями. Каждую осень мы собираем желтые, красные, рыжие листья, лепестки цветов: роз, тюльпанов. Лепестки и листья натура льны, вкусно пахнут, невесомы, приятны на ощупь. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски. Штампы и печати. Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря ним ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творч еством. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде како й- нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам. Поролоновые рисунки. Почему- то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурк и, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу( не заточенному) . Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты( весь поролон в отличие от ва ты хорошо моется) . Метод монотопии. Это изображение на целлофане, которое переносится на бумагу или стекло. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или ватной палочкой, или пальцем( не надо единообразия) . Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на стекло и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на стекле. В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами. Рисование маркером Виды рисования: обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей, особенно привлекательны задания на одновременное рисование по замыслу. Рисование кремом Зи мние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать и используя густой крем. На оргстекло наносится любой крем( лучше детский) , равномерно распределяется пластмассовым «шпателем»( можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку) . Теперь рисунок б удет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз. Пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток Точечный рисунок. Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к стеклу и начать изображать рисунок точками. Рисуем по очереди. Если ребёнок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что- нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, очень скоро он подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захоче т добавить на рисунок что- нибудь свое. Рисунок плюс. Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги. Рисуем с натуры. Предложите ребенку нарисовать что- нибудь с на туры, что- то такое, что ему по- настоящему интересно. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребёнка изображать что- либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для этого нужно правильно передать и ф орму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности. Юный портретист. Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга, или портрет мамы, рассматривая ее фотографию. Вспомните вмест е с ребёнком, какие у мамы волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза, рост. А может ребёнок захочет нарисовать свою подружку или друга? Игра для самых маленьких «Дождик, дождик, кап, кап, кап». Задачи: обучать приемам «пальцевой живописи»; развивать зрительно – двигательную координацию; формировать умения адекватно относиться к изобразительному материалу( не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу) , подрожать действиям педагога, прин имать помощь с его стороны. Оборудование: стеклянный мольберт, гуашь синего цвета. Пластиковая тарелочка, влажные салфетки для вытирания пальцев руки, халат. Ход игры: Обмакнем один палец в синюю краску Нарисуем капельки дождя, используя краску си него цвета. Вместе радуемся полученному изображению Игра «Гусеница». Задачи: 1. формировать умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью( прием" примакивание" , рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий) ; 2. расширять активный и пассивный словарный запас ребенка; 3. развивать желание украсить формы узором. Оборудование: стеклянный мольберт, гуашь желтого, красного, синего, зеленого цвета, пластиковые тарелочки, бано чка с водой, влажные салфетки, халат беличьи кисточки № 1, 3; широкие кисти. Ход игры: Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на стекле мольберта Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета. Игра «Рисуем вместе». Задачи: развивать навыки ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества; формировать творческую активность. Оборудование: стеклянный мольберт, гуашь, кисти, непроливайка, салфетка, образец рисунка Ход игры: дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Например: «у кошки день рождения»- дети рисуют шарики для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам. Воспитатель, побуждает детей работать совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает творческие способности. Игра «Догони». Задачи: 1. формировать навыки работы в паре, по определенным правилам 2. развивать зрительно- моторную координацию. Оборудование: стеклянный мольберт, гуашь, кисти, стакан непроливайка, салфетка, образец рисунка Ход игры: девочка рисует круги( «бутоны») , мальчик подрисовывает к ним линии( «стебли») . Выполняется в быстром темпе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Грабово Консультация для родителей « Как научить ребенка преодолевать негативные эмоции » Подготовила: педагог- психолог Т. В. Панкова 2019г. Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому. Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя( Вы тоже може те делать их вместе с ребенком) Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх? » Можно вести «дневник настроений». В нем ребенок каждый день( можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится. Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т. д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных( например, если счастье и радость малыш захочет расположить в одном месте) . Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он( и Вы сами) попробует ответить на вопросы: 1. Что тебя может разозлить? 2. Как ты себя ведешь, когда злишься? 3. Что чувствуешь в состоянии гнева? 4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты? 5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся. 6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь? 7. Какие слова для тебя самые обидные? Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т. к. они слишком резкие, неприятные. Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения. 1. Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека. 2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп! » Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык. 3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой- нибудь привлекательный предмет( игрушка, книга) . Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки. 4. Учите ребенка( и себя) выражать гнев в приемлемой форме. Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения( «Я расстроен, меня это обидело») . Предложите воспользоваться « чудо–вещами » для выплескивания негативных эмоций: – чашка( в нее можно кричать) ; – тазик или ванна с водой( в них можно швырять резиновые игрушки) ; – листы бумаги( их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене) ; – карандаши( ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок) ; – пластилин( из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать) ; – подушка «Бобо»( ее можно кидать, бить, пинать) . Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет. Все эти « чудо- вещи » могут быть использовании и взрослыми! ! ! 5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку( очень громко) . 6. Игра « Обзывалки ». Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –о дуванчик! », «А ты тогда – дыня! » И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет. Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые « обзывалки », возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом»( а не. . . ) , Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение. Учите управлять ребенка своим эмоциями( с пяти лет) Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив. Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя( ребенка) , у него твои глаза, тело. Ты – лев! » Сильно- сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека. » Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов- выдохов или сосчитать до 5- 10. Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья( физического и психического) , а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.