a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Светофорик

Автор: Семикина Марина Александровна Опубликовано: 2024-04-04 17:14:23

Документы для скачивания

Департамент Смоленской области по образованию и науке Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 п. Стодолище Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ педагогического совета Заведующий МБДОУ д/ с №22 Протокол № 1 от 30. 08. 202 3 С. В. Мартынова_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Приказ № 9 0 « А » от 3 1. 08. 202 3 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гу манитарн ой направленности « Светофорик » Возраст: 5 – 6 лет. Автор- составитель: Срок реализации: 1 год. Семикина Марина Александровна, Стодолище, 202 3 г. Содержание. 1. Пояснительная записка ………………………………………………………3- нап равленность( профиль) программы- актуальность- отличительные особенности- адресат программы- объём программы; - формы организации образовательного процесса; - виды занятий по программе; - срок освоения программы; - режим занятий; - цель программы; - задачи программы; - планируемые результаты; - условия реализации программы; - формы аттестации/ контроля; 2. Учебный план …………………………………………………………………. . 7- содержание учебного плана; 3. Календарный учебный график ………………………………………………. . 8 4. М етодическое  обеспечение …………………………………………………. 12- м етоды, в основе которых л ежит способ организации занятия; - м етоды, в основе которых лежит уровень деятельности детей; - м етоды, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях; - педагогическая диагностика( мониторинг) развития 5- 6 лет; 5. С писок литературы ……………………………………………………………17 Пояснительная записка. Направленность( профиль) программы. Данная программа дополнительного образования по профилактике у дошкольников ДДТТ « Светофорик » имеет социально- гу манитарн ую н а правленность. Актуальность. О дна из наиболее важных задач для ребенка- дошкольника – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Д анное направление в  работе с детьми, актуально, для формирования у  детей  навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и готовности к эффективным и обоснованным действиям в постоянно меняющейся доро ж ной обстановке. В дошкольном возрасте все воспитывается в большей степ е ни не на уровне знаний, а на уровне эмоционального восприятия и личных переживаний ребёнка. В этом возрасте у ребёнка очень развито чувство по д ражания, что является основой детского воспитания и развития. Программа « Светофорик » разработана в силу особой актуальности данной проблемы. Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, если оно прочно связано со всеми направлениями воспитательно- образовательного процесса в детском саду. Отличительные особенности программы. Программа « Светофорик » направлена на то, чтобы дети успешно у с воили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать прав и ла дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа « Светофорик » – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Адресат программы. Участниками программы являются дети в возрасте 5- 6 лет, как пос е щающие детский сад, так и не посещающие, а также дети с ограниченными возможностями здоровья, дети- инвалиды, одарённые дети. Также программа может быть адресована детям из неблагополучных семей, находящимся в трудной жизненной ситуации.   Признаком возраста является начинающееся становление личности, овлад е ние творческой деятельностью, познание и имитация мира человеческих взаимоотношений. Социальная ситуация развития характеризуется раздел е нием системы отношений на две ветви: «ребенок – взрослый» и «ребенок- ребенок». Главной направленностью жизнедеятельности является игра, в е дущей деятельностью становится сюжетно- ролевая игра. Кризисным моме н том возраста является демонстративное поведение, отказ от правил и обяза н ностей. Появляется потребность в общественно- значимой и общественно- оцениваемой деятельности. Для мотивационной сферы характерно соподч и нение мотивов. Возраст характеризуется развитым самосознанием, наглядно- образным мышлением, непроизвольной памятью, правильной речью, целен а правленным анализирующим восприятием. Начинает появляться произвол ь ная память и словесно- логическое мышление. Объём программы. С оставляет 36 часов. Формы организации образовательного процесса. Очная, можно использовать для онлайн- обучения. Виды занятий по программе. экскурсии; бе седы; чтение литературы; интегрированные занятия; практическая деятельность( отработка умений и навыков) ; продуктивная деятельность( рисование, конструирование, аппликация, ручной труд) ; познавательные, дидактические, ролевые игры; просмотр учебного фильма; игровые программы Срок освоения программы. Программа « Светофорик » рассчитана на 1 го д обучения. Режим занятий. 1 занятие в неделю, продолжительностью 1 академический час. Цель программы: формирование представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходим о сти выполнения этих правил. Программа направлена на решение следующих задач: Образовательные: - Формирование у воспитанников устойчивых знаний, умений и навыков в сфере безопасности дорожного движения; - Формирование самоконтроля и самоорганизации поведения воспитанников в дорожной среде; - Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на ул и цах и дорогах; - Формирование знаний о регулировании движения пешеходов, транспор т ных средств, велосипедистов на дорогах; Развивающие: - Развитие навыков безопасного поведения на дороге; - Развитие умения предвидеть скрытую опасность на дороге; - Развитие внимания, воображения, мышления, речи, памяти учащихся. Воспитательные: - Формирование культуры участника дорожного движения; - Воспитание отрицательного отношения к нарушителям ПДД; - Формирование сознательного и ответственного отношения к своей безопа с ности на дороге. Планируемые результаты. Результаты освоения программы составлены с учётом возрастных возможн о стей и индивидуальных различий детей. В результате освоения программы ребёнок: - научи тся более осознанно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; - приобрет ёт умение предвидеть возможную опасность и находить способы избегать ее; - приобретёт умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; - получит знания о правилах безопасного поведения на улицах города, о д о рожных знаках и о труде всех участников дорожного движения( шофёров, работников дорожных служб, сотрудников ГИБДД и т. д. ) ; -   научи тся организовать свою деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях; -  приобретёт способность действовать в экстремальных ситуациях в соотве т ствии с усвоенными правилами на дороге; - будет иметь представления о возможных негативных последствиях для др у гих людей своими неосторожными действиями- общаясь друг с другом, будет воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию; - коллективная деятельность будет формировать умение быть чуткими, та к тичными, терпимыми, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях( в школе) . Условия реализации программы. Программа предполагает следующие условия реализации: занятия пр о ходят в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для реализации имеется: - уголок ПДД; макеты улиц; макеты проезжей части; макеты детских площ а док; наборы дорожных знаков; наборы специальных служебных машин; ко с тюм инспектора; и многое другое; - методический инструментарий( конспекты игр- занятий, викторин, развл е чений, картотеки дидактических игры, и т. д) ; - ноутбук, проектор. Формы аттестации/ контроля. Реализация программы по дополнительному образованию соц и ально- педагогического направления предполагает оценку индивидуального развития ребёнка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогич е ской диагностики( оценки индивидуального развития дошкольников, связа н ной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) . Диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельн о сти. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка. Педагогическая диагностика пров о дится 3 раза в год: первичная – се нтябрь, промежуточная – декабрь, итоговая – май. Оценочные материалы Диагностика проводится по 6- ти разделам: «Ребенок и дорога», «Я- пеш е ход », «Давайте  знакомиться: мы- дорожные  знаки», «Транспорт», «Я- б у дущий сотрудник ГИБДД», по каждому разделу определено содержание в ы сокого, среднего и низкого уровней развития воспитанников. Учебный план. № п/ п Название раздела Количество часов Формы аттест а ции/ контроля Всего Теория Практика 1 «Ребёнок и дорога» 8 1 7 Викторина, игра, практикум, игровые ситуации. 2 «Я – пешеход» 5 5 3 «Давайте знак о миться: мы- д о рожные знаки» 6 6 4 «Транспорт» 5 5 5 «Я будущий с о трудник ГИБДД» 6- 6 6 «Весёлый светоф о рик » 2 1 1 Календарный учебный график. № п/ п Месяц Тема занятия Форма занятий Кол- во часов Форма ко н троля 1. Се н тябрь «Дорога в де т ский сад и д о мой» Игра 1 Игра- викторина « Кого называют пешеходом, в о дителем, пасс а жиром» Ч. 1 Викторина 1 Устный о п рос « Кого называют пешеходом, в о дителем, пасс а жиром» Ч. 2 Практическое з а нятие 1 Игра- викторина «Правила пов е дения на улице» Практикум 1 Наблюдение 2. Октябрь Беседа по картине «Улица города». С. Михалкова «Моя улица» Беседа по картине Заучива ние ст и хотворения 1 Составление рассказов «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дор о гах». Н. Но сов «Авт о мобиль» Рисование 1 Выставка «Будь внимателен на дороге» Рисование 1 Выставка «Где можно и где нельзя играть». С. Михалков «Гололёд» Занятие по мак е ту 1 Наблюдение 3. Ноябрь «Улица, где все спешат» Сюжетно- ролевая игра 1 Игра «Опасности н а шего двора» Просмотр виде о ролика 1 Беседа «Особенности движения по скользкой дор о ге», «Осторожно, гололёд! » Рисование 1 Выставка «Катание ластика по мокрой и с у хой дощечке» Мастер- класс 1 Опыт 4. Декабрь «Как правильно переходить ул и цу». О. Бедарев «Если бы» Дидактическая игра 1 Наблюдение «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы» Просмотр презе н тации 1 Беседа «Прогулка пеш е хода в зимнее время года » Наблюдение 1 Викторина «Будь остор о жен! » Загадки 1 Устный о п рос 5. Январь «Особенности движения по скользкой дор о ге» Наблюдение 1 Игра «Осторожно г о лолёд! » Рисование 1 Выставка «Стоп! » Интерактивная игра 1 Игра «Правила пов е дения на троту а ре, пешеходной дорожке, обоч и не» Игра с макетом 1 Игровой практикум 6. Февраль «Дорожные зн а ки» Аппликация 1 Выставка «Будь остор о жен! » Игра- викторина 1 Игра «Подумай и отг а дай» Загадки 1 Устный о п рос «Где ремонтир у ют машины? » Конструирование 1 Игра 7. Март «Мчатся по улице автомобили» Наблюдение 1 Устный о п рос «Какие бывают автомобили» Аппликация 1 Выставка «Куда пойдёшь – то и найдёшь» Интерактивная игра 1 Игра «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы» Наблюдение, б е седа 1 Устный о п рос 8. Апрель «Транспорт» Конструирование 1 Просмотр «Опасный пер е крёсток» Игровая ситуация 1 Просмотр «Специальная техника» Рисование 1 Выставка «Придумай знак» Лепка 1 Выставка 9. Май ГИБДД( Ч. 1) Просмотр озн а комительного мультфильма 1 Беседа ГИБДД( Ч. 2) Составление с о вместной презе н тации 1 Просмотр «Что мы знаем» Викторина 1 Практическое занятие Весёлый Свет о форик Итоговое занятие 1 Викторина Методическое  обеспечение 1. Пословицы  и поговорки  о  правилах  дорожного  движения; 2. Дидактические  игры; 3. Загадки  об  источниках  на  дорогах  и  мерах  предосторожности;   4. Дорожные  запрещающие  и  предписывающие  знаки; 5. Символы  экстренных  служб  «01»; «02»; «03»; 6. Картинки  с  видами  специального транспорта. 7. Иллюстрации  с  изображением  работника ГИБДД; 8. Атрибуты, символика  работника ГИБДД; 9. Картинки   с  разными  ситуациями  на  дороге; 10. Художественное  слово  о  правилах  поведения  на  дороге, в  транспорте; 11. Художественное  слово  о светофоре и  зебре 12. Карандаши, фломастеры, клей  , ножницы, кисточка  . альбомные  листы; 13.  Транспорт различного функционального назначения( грузовые и легк о вые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая м е дицинская помощь» и т. д. ) ;   14 Плакаты; 15. Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; 16. Ноутбук, прое к тор, тематические презентации. Методы обучения: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - словесные( рассказ, объяснение, обсуждения, беседа) ; - наглядные( показ иллюстрационных пособий, плакатов, стендов, виде о фильмов) ; - практические( выполнение практических заданий в альбомах) ; - игро вые( создание, проигрывание и анализ ситуаций) ; - творческие задания на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно- иллюстративный – дети воспринимают и усваивают гот о вую информацию; - репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и осв о енные способы деятельности; - частично- поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение п о ставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности д е тей на занятиях: - фронтальный – одновременная работа со всеми детьми; - индивидуально- фронтальный- чередование индивидуальных и фронтал ь ных форм работы; - групповой – организация работы в группах; - индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Предлагаемая программа разработана с учетом всего комплекса уче б но- воспитательной работы в кружке, выявления и развития склонностей и способностей детей, формирова ния активности. К программе разработан учебно- методический комплекс, включающий в с е бя опорные схемы, презентации, мастер- классы и т. д. Система отслеживания и оценивания результатов Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием ли ч ности обучающихся, осуществляющиеся в ходе диагностики. Диагностика обучающихся позволяет педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения внутри группы и ход воспитательной работы в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и разв и тию познавательн ой активности, толерантности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу. Педагогическая диагностика проводится 3 раза в год: начало года – сентябрь, середина года – декабрь, конец года –м ай. Педагогическая  диагностика  детей проводится  с  детьми   в   естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. Для анализа процесса и результата детской деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюд е ний экспериментаторов. Педагогическая диагностика( мониторинг) развития 5- 6 лет. Педагогическое обследование ребёнка предполагает:  - выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требов а ниями общеобразовательной программы;  - определение уровня   сформированности  учебных навыков;  - определение уровня развития познавательной деятельности у детей. Программа включает  следующие разделы: 1. Раздел 1  - «Ребенок и дорога» Высокий уровень:  Знает и понимает, что он участник дорожного движе ния( пешеход) , умеет оценивать свои действия и действия других участников д о рожного движения, знает правила передвижения на велосипеде, умеет пр а вильно переходить улицу. Средний уровень: ребенок справляется с заданием,  допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно. Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. Раздел 2  - «Я – пешеход» Высокий уровень: Знает правила поведения на улице, о двустороннем и о д ностороннем движении, о правилах перехода улицы, безопасный путь от де т ского сада до дома, знает,  как правильно переходить нерегулируемый пер е крёсток. Средний уровень: ребенок справляется с заданием,  допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно. Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. Раздел 3  - «Давай знакомиться – мы дорожные знаки» Высокий уровень: Знает основные дорожные знаки для пешеходов и водит е лей, умеет различать информационно- указательные, запрещающие и пред у преждающие дорожные знаки. Средний уровень: ребенок справляется с заданием,  допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно. Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. Раздел 4  - «Транспорт» Высокий уровень: Знает основные правила безопасности на дороге, правила дорожного движения, знает знак «Регулируемый перекрёсток», основные значения сигналов регулировщика. Средний уровень: ребенок справляется с заданием,  допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно. Низкий уровень:   ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. Раздел 5 – «Я будущий сотрудник ГИБДД». Высокий уровень:  Знает  о безопасном поведении на улице, правила доро ж ного движения и назначение дорожных знаков, имеет представление о работе дорожной патрульной службы и регулировщике. Средний уровень:   ребенок справляется с заданием,  допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно. Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. Раздел 6- « Веселый Светофорик » – итоговое занятие. Высокий уровень: ребенок знает значение цветов светофора, о том, что св е тофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах города. Умеет самостоятельно переходить улицу на нужный цвет светофора. Средний уровень: ребенок справляется с заданием,  допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно. Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. Ф. И. ребёнка Раздел 1. Раздел 2. Раздел 3. Раздел 4. Раздел 5. Раздел 6. Итого: Оценка показателя художественно- творческого развития, где 3- высокий уровень 2 – средний уровень 1 – низкий уровень Список  литературы Методическая литература: 1. Н. С. Голицына «Перспективное планирование в детском саду старшая группа». 2. В. К. Полынова и др.  «Основы безопасности жизнедеятельности детей д о школьного возраста». 3. Т. П. Гарнышева «Как научить детей ПДД». 4. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного во з раста ПДД.  - СПб, издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. 5.  Козловская Е. «Дорожно- транспортные происшествия с участием детей    дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникн о вению» Дошкольное воспитание. 2011. №10. Детская литература: 1. С. Михалков «Светофор», «Зайка- велосипедист», «Улица шумит», «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица»; 2. Н. Носов «Автомобиль», «Кирюша попадает в переплёт», «Милиционер»; 3. Д. Денисова «Как перейти улицу»; 4. Шорыгина «Светофор»; 5. С. Маршак «Скверная история»; 6. Я. Пишумова «Посмотрите- постовой», «Говорящая машина»; 7. В. Кожевникова «Светофор». 8. Н.   Кончаловская «Самокат»; 9. В. Семернин « Запрещается  -  разрешается».

Оставить комментарий: