a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Формирование личности ребенка в семье"

Автор: Бекташева Эльмира Изетовна Опубликовано: 2024-04-04 22:18:18

Документы для скачивания

Статья « Ф ормирование личности ребенка в семье » Бекташева Эльмира Изетовна Семья — это первое и наиболее значимое окружение для ребенка. П о мнению В. Н. Худякова, семья является «тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребенке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни».  В Конвенции о правах ребенка сказано: " Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания" . Влияние семьи на формирование его личности начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. С первых дней жизни малыш находится в окружении близких людей, которые влияют на его развитие и поведение. Основные факторы, влияющие на формирование личности, включают: - Стиль воспитания. Способ, которым взрослые воспитывают своих наследников, может оказывать огромное влияние на их характер и поведение. - Отношения между родителями. Конфликты и напряженность в отношениях между взрослыми могут отразиться на психологическом состоянии и поведении маленького человека. - Культура семьи. Культурные и религиозные традиции, принятые в семье, оказывают влияние на его мировоззрение и отношение ко многим аспектам жизни. - Образование. Уровень образования взрослых и их отношение к учебе также важны для формирования личности малыша. - Социальный статус. Материальное положение и привычки могут сильно повлиять на личность и поведение подростка. В целом, отношения в коллективе родственников являются основным и наиболее значимым влияющим фактором на формирование личности маленького человека. Как же семья влияет на формирование личности ребенка? Взаимоотношения бывают очень разнообразными. Важно, чтобы взрослые были заботливыми и внимательными к потребностям своих наследников, выражали свою любовь и поддержку. Родители должны быть готовы к общению, важно слушать и слышать дете й, понимать их эмоций и чувства. С возрастом подростки начинают проявлять свою самостоятельность и индивидуальность, что может вызывать конфликты в отношениях со взрослыми. В таких случаях важно найти баланс между поддержкой и уважением к личности ребен ка и сохранением контроля над ситуацией. Взаимоотношения в этот период оказывают серьезное влияние на формирование личности и характера подростка. Поэтому важно уделять достаточно внимания развитию внутреннего мира подрастающего человека, его эмоциональному и психологическому состоянию. Психологическое здоровье ребенка — это важный аспект его развития и становления личности. Одним из главных факторов, влияющих на психологическое здоровье ребенка, являются отношения внутри родственного коллектива. Конфликты между взрослыми, отсутствие внимания и поддержки с их стороны, насилие в семье могут приводить к серьезным психическим расстройствам. Другим фактором, влияющим на психологическое здоровье подрастающего поколения, является окружение. Негативное воздействие со стороны сверстников, учебные трудности, переезды и изменения в жизни могут приводить к депрессии, тревоге и другим психическим расстройствам у детей. Одной из основных задач является подготовка маленького человека к жизни. Взрослые должны не только обеспечивать его всем необходимым, но и помогать ему развиваться и становиться независимой личностью. Важно, чтобы ребенок научился самостоятельности, умел принимать решения и не боялся ответственности. Сначал а ребенок действует совместно с взрослыми, но по мере овладения ребенком отдельными действиями, его деятельность становится совместно- разделенной со взрослыми. В это время ребенок становится субъектом собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослых, эмоциональная поддержка, одобрение, поощрение, оценка. Родители имеют возможность вводить детей в обычные домашние дела как в исполненную смысла, глубокую и содержательную реальность. Дети охотно выполняют поручения родителей, ходят в магазин за хлебом, убирают свою комнату, моют посуду, ухаживают за цветами и т. д. Начиная с трех- четырех лет, у ребенка дома должны быть постоянные, ценимые другими членами семьи обязанности: поливать комнатные растения, накрывать вместе с мамой на стол, поддерживать порядок в комнате и другое. По мере взросления обязанности расширяются: он может ухаживать за своей одеждой, обувью, у частвовать в приготовлении пищи и т. д. Все это с одной стороны, является реальной основой для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой – будет закладывать первые «кирпичики» трудолюбия. Однако у взрослых всегда возникают опасения, что ребенок сделает что- то не так. Они постоянно его останавливают. «Не трогай», «Ты не уме ешь, дай я сделаю», «Не лезь! »- такие фразы дети часто слышат от взрослых в повседневной жизни. Все это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, смелости, а, следователь но, осложняе т жизнь ребенка, на других возрастных этапах. Если у ребенка что- то не получается, то родители должны постоянно вселять в него уверенность, поддерживать в трудный момент, поощря ть малейшие начинания. Ч ем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны значимых для ребенка взрослых. Взрослые должны помнить, что слишком большая забота может навредить. Ребенок должен уметь справляться с трудностями самостоятельно, иначе в будущем он будет иметь проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Одним из важных аспектов подготовки ребенка к жизни является формирование у него правильных ценностей. Старшие должны дать понять, что в жизни главное не материальное богатство, а здоровье, любовь, уважение к окружающим и честность. Для этого необходимо общаться с ребенком, интересоваться его жизнью, слушать его мнение и делиться с ним своим опытом. Кроме того, важно научить ребенка уважать правила общества и закон. Это поможет ему стать полноценным гражданином и избежать проблем с законом в будущем. Семейные традиции играют важную роль в формировании личности ребен ка. Они помогают установить связь между поколениями, передать опыт и традиции, а также создать атмосферу доверия и уважения внутри семьи. Традиции бывают разными, это может быть: - ежегодное семейное путешествие в новую страну; - общее чтение священных книг; - проведение праздников; - совместное приготовление еды вечером или по выходным; - выполнение определенных обязанностей и т. д. Главное, чтобы традиции были значимыми для семьи и передавались из поколения в поколение. Семья — это не только кровные связи, но и первые учителя, наставники и опора в формировании личности ребенка. Важно, чтобы взрослые уделяли достаточно внимания формированию общих традиций и следовали им сами. Традиции должны быть привлекательными для младших членов семьи и не противоречить ценностям и убеждениям. Тогда они станут мощным средством духовно- нравственного воспитания, которое сопровождает чадо на протяжении всей его жизни. С емья имеет большое значение для формирования личности ребенка, так как в ней он получает первый жизненный опыт, в семье он вступает в разные виды деятельности и общения, но на этом семейное воспитание не ограничивается. Целью семейного воспитания, по мнению В. Я. Титаренко, является «формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути». Формирование каких же качеств и свойств личности зависит от семьи, от родителей? О некоторых мы уже говорили, однако, по мнению В. Я. Титаренко набор их обширен, в него входят: развитие интеллекта и творческих способностей; развитие познавательных сил; формирование опыта трудовой деятельности; нравственное и эстетическое воспитание; становление и развитие эмоциональной культуры; физическое здоровье детей. Все это и многое другое составляет, по наше му мнению, задачи семейного восп итания. В се эти задачи должны осуществляться при благоприятном микроклимате. В семейных отношениях наиболее легко реализуется важная потребность человека в общении. Она заключается в том, чтобы получить от партнера сочувствие, поддержку, одобрение. В. С. Заслуженюк и В. А. Семиченко называют эту потребность – потребность в «поглаживании» и отмечают, что ребенку таких «поглаживаний» в день необходимо не менее восьми.  Итак, человек рождается духовно благодаря общению с окружающими людьми. По сути, дом, где растёт маленький ребёнок – это сложная психологическая лаборатория, где улавливаются каждое слово, движение, интонация. С емейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Итак, семья является главным звеном в процессе полноценного развития ребенка, которая выполняет определенные функции, обеспечивает ребенку все условия для физического развития, участвует в формировании его личности, закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения, прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы, занимается обучением ребенка.

Оставить комментарий: