План самообразования воспитателя «Художественно-эстетическое развитие»
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Основой художественного воспитания и развития является искусство.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность, которая является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе творчества у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Цель: изучить особенности и возможности творческого развития детей средней группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;
-Внедрить в работу новые методы и направления;
-Проявление своего творческого потенциала;
-Пропаганда своих достижений;
-Развитие исследовательской деятельности;
-Организовать работу кружка в группе;
-Привлечь родителей к художественно-эстетическому воспитанию детей.
Срок реализации: 1 год
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: «Художественно-эстетическое развитие».
Этапы работы |
Сроки проведения |
Формы проведения |
Литература |
Изучение методической литературы по данной теме. |
В течении всего года. |
|
«Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч». «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой, «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой, «Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус «Я всё умею делать сам». |
Изучение опыта педагогов ДОУ. |
Сентябрь |
|
|
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете. |
В течении года |
|
Статьи в интернете |
Выяснить, как родители относятся к изобразительной деятельности детей. |
Сентябрь |
Анкетирование родителей на тему: «Изобразительная деятельность». |
«Взаимодействие семьи и ДОУ в художественном воспитании дошкольнков» Е. Ершова. |
Организовать работу кружка в группе. |
Сентябрь |
Разработать программу кружка «Умелые ручки» «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей». |
«Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч», интернет. |
Подбор занятий для кружка «Умелые ручки». |
Сентябрь |
Составление перспективного плана занятий к кружку «Умелые ручки». |
«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой, «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой, «Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус «Я всё умею делать сам». |
Участие в конкурсах и выставках различного уровня. |
В течении всего года |
Рисунки, поделки, коллективные работы. |
|
Ознакомление родителей с тем, какую роль нужно отводить художественному творчеству в семейном воспитании |
Сентябрь |
Консультация для родителей на тему: «Изобразительная деятельность в семейном воспитании». |
|
Ознакомление родителей с организацией детского творчества дома. |
Октябрь |
Консультация для родителей на тему: «Как организовать домашнее занятие по рисованию». |
|
Ознакомление родителей с нетрадиционными способами рисования. |
Ноябрь |
Консультация для родителей на тему: «Рисование нетрадиционными способами |
«Воспитание эстетических чувств у дошкольников» журнал «Обруч» № 4 2009 г. |
Ознакомление родителей с нетрадиционными способами лепки. |
Ноябрь |
Семинар-практикум: «Пластелинография-рисование пластелином». |
«Воспитание эстетических чувств у дошкольников» журнал «Обруч» № 4 2009 г. |
Ознакомление родителей с тем, как театр и художественное творчество влияет на речь ребёнка. |
Декабрь |
Консультация для родителей на тему: «Трафареты и домашний пальчиковый театр». |
Дошкольное воспитание №2/2008г. |
Практическое занятие с родителями с показом разных способов рисования. |
Январь |
Круглый стол на тему: «Мы любим рисовать». |
|
Ознакомление воспитателей с методами арттерапии. |
Январь
|
Выступление на педсовете с докладом на тему: «Арттерапия». |
|
Ознакомление родителей с методами арттерапии. |
Февраль |
Консультация для родителей на тему: «Арттерапия в помощь родителям». |
|
Ознакомление родителей с лепкой из солёного теста. |
Март |
Семинар-практикум: «Тестопластика». |
|
Научить родителей понимать детские рисунки. |
Апрель |
Консультация для родителей на тему: «Как понимать и ценить детские рисунки». |
|
Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег. |
Март |
Открытое занятие |
|
Самоанализ проделанной работы
|
Апрель. |
|
|
Отчет о проделанной работе Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ |
Май |
Мониторинг детей |
|
Самоанализ и самооценка НОД в своей группе. |
В течении всего года |
|
|
Планирование деятельности и перспектив развития. |
Июнь-август |
Изучение методической литературы, изучение методик и технологий педагогов в Интернете. |
|
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: «Художественно-эстетическое конструирование из бумаги, как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
Цель:
- Изучение методов и приёмов конструирования из бумаги. Проведение исследовательской работы по конструированию связанных с поисковой, творческой и экспериментальной деятельностью, создание художественного образа.
- Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Интеллектуальное и эстетическое развитие в процессе овладения приемами техники квиллинга, оригами, папье-маше и др., как художественного способа конструирования из бумаги.
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу техника квиллинг (бумагокручение), оригами, папье-маше, аппликация из ниток (комочков бумаги, ткани, фантиков, крупы) и другого бросового материала.
- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов.
- Систематизировать изученную литературу.
4.Обучение детей различным приёмам преобразования бумаги.
- Создание детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций. Использование детских поделок для оформления интерьера группы или дома.
- Обучение созданию выразительных образов и оформление художественного вкуса. Развитие художественно-творческих способностей и детского творчества.
Срок реализации: 1 год (2015-2016 учебный год)
Тема: «Художественно-эстетическое конструирование из бумаги, как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
Содержание деятельности по самообразованию |
Сроки |
Форма отчёта |
1.Изучение методической литературы по данной теме.
|
В течение всего года
|
Создание картотеки занятий |
2.Диагностика компетентности детей.
|
Сентябрь
|
|
3.Разработка календарно – тематического планирования, конспектов занятия.
|
Сентябрь |
Составление перспективного плана занятий к кружку «Умелые ручки» на 2015-2016 уч.год |
4.Анкетирование родителей.
|
Октябрь |
|
5.Обсуждения вопросов с родителями и педагогами. |
Октябрь |
Наметить план совместной работы |
6. Основные подходы к организации детской деятельности. |
Ноябрь |
Показ открытого занятия |
7. Рекомендации родителям. |
Ноябрь |
Консультация для родителей на тему: «Волшебный мир квиллинга» |
8. Применение знаний и умений на практике. |
В течение всего года |
Участие в конкурсах и выставках различного уровня. |
9.Беседа по теме с родителями. |
Декабрь |
Консультация для родителей по теме: «Волшебная сказка – оригами». |
10.Проведение мастер-класса. |
Январь |
Оформление раздевалки к рождеству |
11.Оформление сборника консультаций для родителей. |
В течении всего года |
Консультация для родителей по теме: «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников» |
12.Выставка работ в родительском уголке «Чему нас учат». |
Февраль |
Отчёт о результатах совместной деятельности |
13.Изготовление игрушек, поделок-подарков. |
Март |
Проведение мастер-класса |
14.Семинар-практикум «Наши руки не для скуки». |
Апрель |
Совместное выполнение работ с детьми на конкурс. |
15.Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми |
май |
Отчёт о результатах совместной деятельности |
Литература, изученная в этом году:
Мусиенко С., Бутылкина Г. - Оригами в детском саду: пособие для воспитателей детского сада.
Анжелика Никитина: Поделки в детском саду.
И. В. Новикова «Поделки из ниток и пряжи в детском саду»
Наталия Дубровская: Чудесные тарелочки. Поделки из тарелки
Д. Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. СПб, 2006.