a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект «Жидкое тесто, как средство самовыражения детей дошкольного возраста в художественном творчестве»

Автор: Попова Наталья Александровна Опубликовано: 2024-04-20 08:06:33

Документы для скачивания

П аспорт проекта « Жидкое тесто, как средство самовыражения детей дошкольного возраста в художественном творчестве»     Авторы проекта:     Семейкина Наталья Александровна Занимаемая должность: воспитатель 1 категории                     2023г     Паспорт проекта «Жидкое тесто, как средство самовыражения детей дошкольного возраста в художественном творчестве» Цель проекта   Создание условий для освоения техники рисования цветным жидким солёным тестом.   Назначение проекта Познавательно- творческий проект Сроки реализации проекта Долгосрочный( с октября 2021г. по декабрь 2023г. ) Участники проекта:     Семейкина Наталья Александровна Занимаемая должность: воспитатель 1 к.   Результаты реализации проекта                                                                 Данный проект пополнил знания детей о нетрадиционных техниках рисования. Работа над проектом позволила обогатить жизненный опыт детей в рисовании жидким тестом. Работа в проекте на всех этапах формировала у детей наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, речь, мышление, внимание, память, наблюдалось снятие психоэмоционального напряжения у детей, поднятия настроения, установки на дальнейшую творческую работу. Участие в проекте родителей повысил значимость проводимой работы, показал актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка. Полученные результаты работы по реализации данного проекта  позволяет сделать вывод о том, что вовлечение родителей и детей в активную творческую деятельность по организации проекта позволило систематизировать работу по познавательно- исследовательской, творческой  деятельности. Содержание проекта Искусство рисования-  это очень интересный и удивительный процесс, с одной стороны он познавательный, а с другой творческий. Во время творческого процесса у детей развивается наблюдательность, воображение, фантазия, координация руки и глаза, речь, мышление, внимание, память. В. А. Сухомлинский писал- «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Каждый ребёнок любит рисовать, и чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка. Из многообразия нетрадиционных техник рисования, нам хотелось найти, что – то свое – нетрадиционное, оригинальное, неординарное. Существует много разнообразных техник рисования, но нас заинтересовала одна, и это нетрадиционная техника рисования жидким, цветным, солёным тестом. Эта нетрадиционная техника рисования является замечательным способом создания маленьких шедевров. Работы получаются интересные и неповторимые. Для ребят такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний. Этот необычный способ рисования может заинтересовать и ребенка, и взрослого, который любит фантазировать и творить. Рисование жидким, цветным, соленым тестом дети могут выполнять как индивидуально, так и коллективно. В процессе работы «волшебными» красками идет постоянная смена видов деятельности, которая необходима в любом возрасте: ребята готовят цветное соленое тесто, где смешивают в баночках муку, соль, клей ПВА, растительное масло и воду. Готовим тесто разливаем его по пластиковым стаканчикам и добавляем гуашь любого цвета. Чайная ложка и стека заменяют кисть, ещё можно использовать зубные палочки. Чайной ложкой наливают тесто разных оттенков на плотную основу( картон, пластиковые тарелочки) для создания фона. Стекой или палочкой прорисовывают на фоне замысловатые разводы; чайной ложкой наносят капельки жидкого теста другого цвета; стекой превращают эти капли в разные формы, вытягивая их в разных направлениях для получения определенной конфигурации( цветка, рыбки, бабочки и т. д. ) . Для создания цветных эффектов на фигуры наносят цветные капли и стекой соединяют их в причудливые узоры. При высыхании цветного соленого теста, соль дает очень интересный эффект –инея, она кристаллизуется и сверкает. Возможности и материалы для этого вида творчества просты и доступны:  фантазия, творческое воображение, мука, соль, клей, масло и гуашевые краски. Работу, нарисованную жидким, цветным, соленым тестом можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре. Дети в восторге от «волшебных» красок и от той работы которая у них в итоге получается. Используя технологию рисования жидким, цветным, соленым тестом можно фантазировать бесконечно и придумывать свои интересные варианты. Все мы знаем, что рисование это одно из самых больших удовольствий для ребёнка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.  Именно в дошкольном возрасте особое внимание уделяется мелкой моторике кистей рук. Кистью маленький ребенок работает неуверенно, боится испортить работу. А рисование чайной ложкой, стекой, шприцом, кисточкой или палочкой, помогает подготовить руку к более сложным упражнениям. Данная технология позволяет применять упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, поднятия настроения, установки на дальнейшую творческую работу. Детское творчество- целая большая «живая» область самостоятельного своеобразного искусства, со своими закономерностями, этапами поступательным движением вперед. Его отличают свобода самовыражения, интерес к экспериментированию и открытиям, восприятие цвета, живость и смелость рисунка. Соблюдение принципов: От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно- образная память, чем словесно- логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности, на его фантазию. Принцип партнёрства: сотрудничество взрослых и детей. Проект, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой НОД и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику НОД. Актуальность проекта Проект «Жидкое тесто, как средство самовыражения детей дошкольного возраста в художественном творчестве» интересен и актуален своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний. Изображения, выполненные воспитанниками, могут быть абстрактными, пятна и линии наносятся в произвольном порядке, краски  ложатся  друг на друга. Увлекательное и завораживающее действие, которое удивляет и восхищает детей. Образы в работах детей индивидуальны, взяты из собственного воображения и фантазии. Нет повторяющихся рисунков. Использование данной техники – это маленькая игра, которая позволяет ребенку чувствовать себя раскованным, даст полную свободу для самовыражения. Данная технология позволяет применять упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, поднятия настроения, установки на дальнейшую творческую работу. Работы выполненные в данной технике приносят детям эстетическое удовольствие. Основная часть 1. 1.   История возникновения соленого теста. «Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Изготовление из теста( муки, соли, воды) различных фигурок – это старинный обычай. «Основной проблемой была недолговечность материала: угрожала влага и главным врагом являлись грызуны», поэтому стали добавлять соль в большом количестве. В наши дни, это древнее народное искусство возрождается и завоевывает все более широкий круг поклонников. Современные изделия раскрашиваются, покрываются лаком и выглядят под керамику. Соленое тесто – материал экологически- чистый, безвредный и поэтому рекомендован для работы с детьми для развития их творческих способностей. Из солёного теста можно не только лепить разные фигурки и создавать декоративные композиции, но жидким солёным тестом можно рисовать любые картины на различные сюжеты. Заготовленное в баночках жидкое цветное соленое тесто можно хранить неделю и даже две в прохладном месте. Рисование жидким цветным соленым тестом – один из нестандартных приемов работы с помощью соленого теста, смешанного с гуашевыми красками( или пищевыми красителями) и клеем, где вместо кисточки применяется чайная ложка и стека. Для детей такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний. Можно с успехом применять рисование цветным жидким соленым тестом с детьми младшего возраста, так как именно в этом возрасте особое внимание уделяется мелкой моторике кистей рук. Кистью маленький ребенок работает неуверенно, боится испортить работу. А рисование чайной ложкой, стекой или палочкой, которая в данном случае заменяет кисточку, помогает подготовить руку к более сложным упражнениям. Практическая часть.  Проблемы, которые решает проект: Совершенствование действий воспитанников  в свободном экспериментировании с ИЗО материалами; Освоение новой техники рисования жидким тестом, гармонизация эмоционального состояния: снятие эмоционального напряжения; Развитие чувства композиции, ритма, цветовосприятия, мелкой моторики; стойкий интерес к изобразительной деятельности; художественный вкус, творческие способности у детей. Функция проекта  - Познавательно- творческая Круг активных и пассивных участников проекта В создании данного проекта принимали участие воспитатель– Семейкина Н. А, родители воспитанников( которые помогали в создании проекта, пополняя его материалами) , воспитанники средней, старшей и подготовительной группы) . Цель проекта: создание условий для освоения техники рисования цветным жидким солёным тестом. Задачи проекта: Познакомить родителей и воспитанников с техникой рисования цветным солёным тестом, с эффективными приемами и методами работы с соленым тестом, способствовать творческой самореализации воспитанников и их родителей, развивать творческое воображение, внимание, цветовосприятие, мелкую моторику рук, координацию движений, воспитывать аккуратность. Ожидаемые результаты проекта Проект зародит у детей новое желание, стремление к новому, более творческому отражению ощущений; Проект будет способствовать формированию собственного творческого мнения; Проект будет способствовать всестороннему гармоничному развитию детской индивидуальности, которая отразится в рисунках Проект будет способствовать формированию поистине творческой личности.  В ходе проектной деятельности была разработана анкета для родителей.   Анкета для родителей ДОУ по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования. Уважаемые родители! Изобразительное искусство является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к нетрадиционным техникам рисования и эффективной организации работы с ними по художественно- эстетическому развитию  в дошкольном образовательном учреждении  предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты. 1. Чем ваш ребенок любит заниматься дома( рисовать, лепить, вырезать из бумаги и так далее) ? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Имеется ли у ребенка специальное место для занятий изобразительной деятельностью и хранения соответствующих материалов? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4. Рисует ли кто- то из членов семьи профессионально? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования( необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и так далее) ? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Рассматриваете ли вы с ребенком иллюстрации детских книг, обращаете ли внимание на работу художников- иллюстраторов? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7. Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8. Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок( карандашами, гуашью, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами. . . ) ? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9. С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 10. Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы( пальцем, ладошкой, другими предметами) ? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает, или по вашему разрешению? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12. Знакомы ли вы с техникой «Рисование жидким тестом»? Хотели бы с ней познакомится? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13. Хотели бы вы чтобы воспитатель применял в работе с детьми техникой «Рисование жидким тестом»? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 14. Как используются детские работы дома( собираются в специальную папку, устраиваются мини- выставки, периодически рассматриваются совместно с ребенком, другое. ) ? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 15. Хотели бы вы получить мастер – класс по использованию нетрадиционных техник рисования? В анкетировании приняли участие 14 родителей. Девять родителей убеждены в том, что их детей интересует изобразительное творчество. Трое не уверены и, к сожалению, двое родителей считают, что у их детей вообще нет интереса к рисованию. 2. Родители двоих детей отметили, что их дети не обращаются за помощью взрослых в процессе рисования. Двое из опрошенных родителей ответили, что знают о нетрадиционных техниках рисования. Все анкетируемые выразили желание и согласие на то, чтобы в детском саду, для развития изобразительного творчества, с детьми занимались нетрадиционными техниками рисования. Таким образом, можно сделать следующие выводы:  ∙ родители понимают роль изобразительного творчества в развитии личности ребёнка; ∙ во всех семьях созданы условия для детского творчества; ∙ родители, при должном уровне информированности, готовы поддержать развитие нетрадиционных техник рисования в детском саду и дома. Условия реализации проекта- интерес детей и родителей к данной теме. - методические разработки непосредственно – образовательной деятельности с детьми и их родителями. - новизна материалов. - доступность для детского восприятия. - активизация детей яркими увлекательными материалами. - выбор специальных педагогических воздействий. - создание развивающей среды. - использование современных средств ФГОС. Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях: - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; - от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным; - от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить; - от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; - от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования. Этапы реализации проекта и содержание деятельности( подготовительный, основной, заключительный) Этапы проекта Направление І этап- подготовительный Выбор темы с учетом актуальности решения проблем педагогической практики с детьми. Определение  и постановка цели и задач проекта, обозначение ключевых вопросов. Подготовка необходимых материалов и инструментов для работы( Жидкое цветное соленое тесто в баночках, чайные ложки, стеки, емкость для воды, салфетки, клеенки, плотный картон) . Оформление помещения творческими работами воспитанников.                              Выявление первоначальных знаний детей о нетрадиционных техниках рисования. Гипотеза: Можно ли рисовать жидким тестом? Установление взаимосвязи с родителями. ІІ этап- основной ( практический) Разработка методических материалов. Обогащение представлений детей о жидком тесте, как экологически чистом материале для творчества. Обобщение опыта работы по изучению темы «Жидкое тесто, как средство самовыражения детей дошкольного возраста в художественном творчестве» Проведение организационной деятельности с детьми( занятия, наблюдения, опытно – экспериментальная деятельность с жидким тестом, беседы, изготовление атрибутов)  Взаимодействие с родителями по оснащению группы, развивающей среды атрибутами из жидкого теста Организация сюжетно- ролевых, дидактических и настольных игр с использованием предметов из жидкого теста.   ІІІ этап- заключительный   Творческий конкурс поделок из бросового материала и жидкого теста( в ДОУ) Мультимедийная презентация «Жидкое тесто, как средство самовыражения детей дошкольного возраста в художественном творчестве» Оформление творческих выставок детских работ. Участие воспитанников в творческих конкурсах.  Изготовление буклетов «Новые способы в рисовании» Участие педагога с данной темой в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года- 2024»( муниципальный и региональный уровень) Перечень мероприятий № Мероприятия Сроки Ответственные Результат 1. 1. 1. Подготовительный этап Изучение литературы по данной теме. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта; Рассказ об истории возникновения соленого теста и особенностях методики работы с тестом педагога- мастера, о новых формах работы с жидким цветным соленым тестом, как о живописном методе.   Подготовка материалов для творчества жидким тестом( гуашь, губка поролоновая; плотный картон, одноразовые ложки, зубочистки, коктейльная трубочка, разноцветные стаканчики; одноразовые тарелки, бросовый материал, природный материал)   Опытно – зкспериментальная деятельность с тестом по различным рецептам, изменение состава теста, ( холодная – горячая вода, крупная – мелкая соль и. т. д. )   01. 09. 2021- 30. 10. 2021 Воспитатель   Проведение анкетирования с родителями по изучению знаний о нетрадиционных техниках рисования Разработан перспективный план работы по ознакомлению детей с нетрадиционным рисованием «Жидкое тесто»   Модель( проект) разработан 1. 2. Информированность родителей о предстоящей деятельности по ознакомлению детей жидким тестом( согласие) 17. 10. 21- 26. 10. 21   Воспитатель   Родители информированы; предложения родителей о содействии в проведении предстоящих мероприятий, пополнение атрибутами, проявление интереса у родителей к нетрадиционным техникам рисования. 1. 3. Консультации для родителей «История жидкого теста» Организация наглядного материала в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обновление зоны творчества в группе. Оформление картотеки игр с фигурками из жидкого теста. Пополнение развивающей среды в группе( атрибуты к сюжетно ролевым и настольным играм) Разработка конспектов по художественному творчеству 01. 10. 21- 10. 10. 21                 2021- 2023   Воспитатель, ст. воспитатель Консультации проведены в рамках родительских собраний, семинаров, оформлены папки-   передвижки     Пополнены и обновлены  зоны творчества   Картотеки составлены.     Конспекты НОД с детьми составлены   в соответствии с поставленными целями 1. 4.  Сбор предметов, бросового материала, для рисования жидким тестом, отлива различных форм и  фигурок из теста. Подбор мультфильмов, видеороликов по данной теме. 2021- 2023   Воспитатель   Интерес воспитанников, эмоциональное отношение.     2. 2. 1. Практический этап  ( основной) Беседы с детьми о жидком тесте. Анкетирование родителей, с целью изучения состояния семейной и педагогической работы по ознакомлению детей с нетрадиционными видами рисования. Семинар – практикум для родителей «Волшебные краски» Мастер – класс совместный дети с родителями «Мы творцы» Консультация для родителей «Жидкое тесто в изо- деятельности» Вовлечение родителей в изготовление атрибутов из теста для пополнения развивающей среды Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования теста, его свойств и качеств.  Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ из теста. Организация группового родительского собрания «Нетрадиционные техники рисования» 2021- 2023 Воспитатель Родители         Воспитатель, Познавательный интерес; активное участие родителей в проекте. Игры подготовлены к использованию. Проведено анкетирование родителей с целью изучения роли семьи в формировании творческих навыков у воспитанников Консультации оформлены                     Чувство радости от творческой деятельности. Выставка работ родителей и детей Собрание проведено успешно, родителей заинтересовала данная тема 2. 2. Изучении теплых и холодных цветов, при изучении основных и получении дополнительных цветов путем смешения цветов Дидактическая игра «Оттенки» Рисование( комбинированнное) «Подводным мир» Коллективное рисование «Мир космоса»( с использованием дополнительных материалов) 2021- 2023 Воспитатель Познавательный интерес.         Обсуждение рисунков Чувство радости от творческой деятельности. 2. 3. Экскурсия на пищеблок, наблюдение за поваром при приготовлении теста для выпечки. Чтение стихотворений о художественном творчестве( Я рисую на асфальте Т. Агибалова и т. д. ) Рассматривание фотоальбома «Юные художники»  Настольная игра  « Шашки»( фигурки из теста) Составление сказок с последующим рисованием героев сказки   2021- 2023                         Воспитатели, родители   Поддержка интереса к художественному слову. Побуждение к поиску новой информации.         2. 4. Папка – передвижка «Искусство изображать, не основываясь на традиции»   2021- 2023 Воспитатели Чувство радости от творческой деятельности, развитие познавательного интереса 2. 4 НОД «Узор- абстракции» 2022- 2023 Воспитатели, родители Развитие активного интерес. Чувство радости Познавательный интерес 2. 5. НОД «Фантастические цветы» Изготовление атрибутов к сюжетно –ролевым играм   2021- 2023 Воспитатели   Развитие активного интереса. 3. 3. 1 Заключительный этап Создание альбома «Безграничное творчество» Вернисаж совместных творческих работ 2021- 2023 Воспитатели, Чувство радости от творческой деятельности Заключение В результате работы над проектом мы сделали следующие выводы. Главное – получать удовольствие от самого процесса рисования, тогда даже каракули станут волшебными узорами! Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет, сохраняется высокая активность и творческая работоспособность на длительный период. Данный проект пополнил знания детей о нетрадиционных техниках рисования. Работа над проектом позволила обогатить жизненный опыт детей в рисовании жидким тестом. Работа в проекте на всех этапах формировала у детей наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, речь, мышление, внимание, память, наблюдалось снятие психоэмоционального напряжения у детей, поднятия настроения, установки на дальнейшую творческую работу. Участие в проекте родителей повысил значимость проводимой работы, показал актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка. Полученные результаты работы по реализации данного проекта  позволяет сделать вывод о том, что вовлечение родителей и детей в активную творческую деятельность по организации проекта позволило систематизировать работу по познавательно- исследовательской, творческой  деятельности.   Список использованной литературы: Данкевич Е. В. Лепим из соленого теста. – Санкт- Петербург, 2001г. Хананова И. Соленое тесто. – М. , 2006г. 3. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. – М. , Издательский дом МСП, 2007г.     Приложение №1   История возникновения соленого теста. «Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Изготовление из теста( муки, соли, воды) различных фигурок – это старинный обычай. Фигурки, слепленные из теста, использовались для поклонения богам еще в Древнем Египте, Греции и Риме…»( Синеглазова М. О. ) «Основной проблемой была недолговечность материала: угрожала влага и главным врагом являлись грызуны», поэтому стали добавлять соль в большом количестве. «Во многих районах Европы и на русском Севере также распространен обычай лепить из соленого теста. Раньше изготовление фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Эти фигурки служили оберегами, ритуальными предметами. »( Синеглазова М. О. ) В 19 веке в Германии бедные люди изготавливали из теста рождественские украшения на елку. Во время 1- ой Мировой войны и в первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было прекращено из- за острого дефицита соли. В наши дни это древнее народное искусство возрождается и завоевывает все более широкий круг поклонников. Оно утратило ритуальный смысл и поменяло тематику на художественно- декоративную. Это фигурки- сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фото и картин и т. д. Современные изделия раскрашиваются, покрываются лаком и выглядят под керамику. Соленое тесто – материал экологически- чистый, безвредный и поэтому рекомендован для работы с детьми для развития их творческих способностей. «Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике. »( Данкевич Е. В. ) Из солёного теста можно не только лепить разные фигурки и создавать декоративные композиции, но жидким солёным тестом можно рисовать любые картины на различные сюжеты. Заготовленное в баночках жидкое цветное соленое тесто можно хранить неделю и даже две в прохладном месте. Мы рассмотрим технологию рисования жидким цветным соленым тестом, где вместо кисточки применяется чайная ложка и стека, а вместо красок – смесь из муки, соли, соды, гуаши и воды.   Рисование жидким цветным соленым тестом. Для ребят такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний. Этот необычный способ рисования может заинтересовать и ребенка, и взрослого, который любит фантазировать и творить. Очень удачно можно использовать способ рисования соленым тестом в изотерапии. Данная технология позволяет применять упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, поднятия настроения, установки на дальнейшую творческую работу. Можно с успехом применять рисование цветным жидким соленым тестом с детьми младшего школьного возраста с 5 лет, так как именно в этом возрасте особое внимание уделяется мелкой моторике кистей рук. Кистью маленький ребенок работает неуверенно, боится испортить работу. А рисование чайной ложкой, стекой или палочкой, которая в данном случае заменяет кисточку, помогает подготовить руку к более сложным упражнениям. Прием рисования соленым тестом может быть как самостоятельным занятием, так и дополнительным, при изучении теплых и холодных цветов, при изучении основных и получении дополнительных цветов. Смешение цвета можно выполнять не на палитре, а прямо на работе, получая рисунок листка или цветка. Рисование жидким цветным соленым тестом дети могут выполнять как индивидуально, так и коллективно. Тематика рисования жидким соленым тестом может быть разной, только проявляй творчество: «Пейзаж», «Подводный мир», «Букет цветов» и так далее. В процессе работы идет постоянная смена видов деятельности, которая необходима в любом возрасте: ребята готовят цветное соленое теста, где смешивают в баночках гуашевые краски с мукой, солью, клеем ПВА и водой. Чайная ложка и стека заменяют кисть. Чайной ложкой наливают тесто разных оттенков на плотную основу( картон, орголит) для создания фона. Стекой или палочкой прорисовывают( процарапывают) на фоне замысловатые разводы( узоры) ; чайной ложкой наносят капельки жидкого теста другого цвета; стекой превращают эти капли в разные формы, вытягивая их в разных направлениях для получения определенной конфигурации( цветка, рыбки, бабочки и т. д. ) . Для создания цветных эффектов на фигуры наносят цветные капли и стекой соединяют их в причудливые узоры. Возможности и материалы для этого вида творчества просты и доступны: ваша фантазия, творческое воображение, мука, соль, клей и гуашевые краски. Работу нарисованную жидким цветным соленым тестом можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре в течении 12 часов или одних суток, в зависимости от размера рисунка.       Приложение № 2 Консультация  « Использование нетрадиционных техник рисования» Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того, чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка( использования предметов, которые окружают ребенка( можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, губками от посуды, пробками, использовать вместо кисти колосок или листочек березы) . Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально – благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. К чему приводит использование нетрадиционных техник рисования: 1. зарождает у детей новое желание, стремление к новому, более творческому отражению ощущений; 2. способствует формированию собственного мнения; 3. способствует всестороннему гармоничному развитию детской индивидуальности; 4. способствует формированию поистине творческой личности. Необходимо помнить, что каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение.   Приложение № 3 Консультация «Рисование жидким цветным соленым тестом»  - один из нестандартных приемов работы соленого теста, смешенного с гуашевыми красками, клеем ПВА и водой, где вместо кисточки применяется чайная ложка, трубочки, зубочистки, стеки. Этот необычный способ рисования может заинтересовать и ребенка, и взрослого, который любит фантазировать и творить. Можно с успехом применять рисование цветным жидким соленым тестом с детьми дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте особое внимание уделяется мелкой моторике кистей рук. Кистью маленький ребенок работает неуверенно, боится испортить работу. А рисование чайной ложкой, стекой или палочкой, которая в данном случае заменяет кисточку, помогает подготовить руку к более сложным упражнениям. Прием рисования соленым тестом может быть как самостоятельным занятием, так и дополнительным, при изучении теплых и холодных цветов, при изучении основных и получении дополнительных цветов. Смешение цвета можно выполнять не на палитре, а прямо на работе, получая рисунок листка или цветка. Рисование жидким цветным соленым тестом дети могут выполнять как индивидуально, так и коллективно. Тематика рисования жидким соленым тестом может быть разной, только проявляй творчество: «Пейзаж», «Подводный мир», «Букет цветов» и так далее. В процессе работы идет постоянная смена видов деятельности, которая необходима в любом возрасте: ребята готовят цветное соленое тесто, где смешивают в баночках гуашевые краски с мукой, солью, клеем ПВА и водой. Чайная ложка и стека заменяют кисть. Чайной ложкой наливают тесто разных оттенков на плотную основу( картон, орголит) для создания фона. Стекой или палочкой прорисовывают процарапывают) на фоне замысловатые разводы( узоры) ; чайной ложкой наносят капельки жидкого теста другого цвета; стекой превращают эти капли в разные формы, вытягивая их в разных направлениях для получения определённой конфигурации( цветка, рыбки, бабочки и т. д. ) . Для создания цветных эффектов на фигуры наносят цветные капли и стекой соединяют их в причудливые узоры. Возможности и материалы для этого вида творчества просты и доступны: ваша фантазия, творческое воображение, мука, соль, клей и гуашевые краски. Работу нарисованную жидким цветным соленым тестом можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре в течении 12 часов или одних суток, в зависимости от размера рисунка.  

Оставить комментарий: