a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Использование приема типового фантазирования в работе с дошкольниками"

Автор: Бутенко Елена Александровна Опубликовано: 2024-05-04 12:41:06

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ТИПОВОГО ФАНТАЗИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Бутенко Елена Александровна воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад № 6 «Чебурашка», Оренбургская область, п. Акбулак Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губят в детях ростки этой одаренности в зародыше. Оказывается, что использование методов и приемов технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей. Детский возраст – период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение – одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что- нибудь в рисунке, музыке, игре, труде. 12 Созданная Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Типовые приемы фантазирования созданы Г. С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством. В основе типовых приемов фантазирования лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом типовых приемов фантазирования является доведение до крайней степени проявления какого- либо признака или его полное уничтожение. В практике дошкольных учреждений, работающих по ТРИЗ технологии, успешно используются в работе с детьми следующие приемы фантастических преобразований объектов: • Прием" Увеличение – Уменьшение" , • Прием" Дробление – Объединение" , • Прием" Наоборот" • Прием «Оживление – Окаменение" , • Прием" Специализация – универсализация" , • Прием" Ускорение – Замедление" . Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями, которые осуществляют преобразование признаков объектов и систем окружающего мира( цвет, форма, размер, запах и т. д. ) Волшебники позволяют научить ребенка делать фантастические преобразования объекта, по какому – либо признаку. Волшебники «Увеличения – Уменьшения» С приемом «уменьшение- увеличение» дети знакомятся во многих сказках, баснях, рассказах: «Дюймовочка», «Мальчик- с- пальчик», «Приключение Гулливера», «Кот в сапогах», «Маленький Мук», «Лиса и журавль», «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Я. Ларри и др. Этот прием особенно понятен и доступен детям, стимулирует фантазирование и доставляет большое удовольствие. Они представляют, что какой- то объект стал большим- пребольшим или наоборот очень- очень маленьким. Каково им будет существовать в новом образе среди других предметов, это предстоит решить детям. Аналогично можно увеличивать и уменьшать любой объект. А если увеличить зонтик, карандаш, плюшевого медведя. При этом не менять всего остального в окружении. Как по- новому можно использовать этот огромный 13 предмет? Что будет хорошего, а что плохого в таком новом качестве? Зонтик- крыша от скамьи, карандаш- светильник, медведь- кровать. Можно придумать еще множество вариантов. Волшебники «Дробления – Объединения» Это два волшебника: Волшебник Дробления и Волшебник Объединения. Они часто ходят друг за другом. Первый делит на части все и перепутывает их. Второй – объединяет все части, которые попадаются под руку. Волшебник «Наоборот» Этот волшебник умеет делать все, только с точностью наоборот. Любую функцию или свойства объекта заменяет противоположными. Суть этого приема – показать, что будет, если у исходного объекта изменить свойство или функцию на противоположные. К примеру, сделать неподвижное подвижным, теплое холодным, прямое извилистым и т. д. он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие: движущуюся часть объекта сделать неподвижной, а неподвижную часть подвижной; попробовать перевернуть или вывернуть объект; гнев сменить на милость; функцию сменить на антифункцию; общепринятые решения сменить на обратные. . . А вдруг будет хорошо? ! В литературных произведениях обращать внимание на волшебное преобразование «наоборот», например: двое из ларца одинаковых с лица «Вовка в тридесятом царстве» выполняют желание Вовки наоборот; Алиса «Алиса в стране чудес» идет вперед, а на самом деле возвращается назад; сказочные герои – перевертыши: прекрасная на вид, но со злыми помыслами Снежная Королева, Ведьма, безобразные на вид, но с добрыми делами чудовища «Аленький цветочек», «Карлик – Нос» и др. Волшебники «Оживления – Окаменения» Волшебник Оживления превращает все неживое в живое. Волшебник Окаменения – наоборот: делает все живое – неподвижным. Придать неживому объекту свойства живого и наоборот. Источником этого приема в сказках является живая и мертвая вода. Многие волшебные предметы получены этим приемом. Например, говорящий камень. В мифологии прием окаменения связывают с медузой Горгоной( ее взгляд превращал человека в камень) . Волшебники «Специализации – Универсализации» Специализация – это Волшебник, который может выполнить ограниченное число функций – Волшебник «Могу только»( магазины 14 специализированные – обувь, одежд…) Универсализация – это Волшебник, который может выполнять много функций – Волшебник «Все могу»( универсам, супермаркет) . Волшебники «Ускорение- замедление» Ускорить( замедлить) действие так, чтобы получилось новое качество. Тучка по небу идет. Бочка по морю плывет. И растет ребенок там Не по дням, а по часам. ( А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”) Эти волшебники могут творить со временем все, что захотят: убыстрить, поменять местами временные отрезки, переместить события на дальние временные отрезки, на ближние, может остановить время. Хотелось бы отметить, что необходимым условием успешного внедрения приема типового фантазирования в процесс развития детей является компетентность и информированность родителей. Взаимодействие с семьями воспитанников предполагает ведение разъяснительной работы среди родителей, привлечение их к развитию творческих способностей детей в процессе совместной творческой деятельности в условиях семьи. Тесные контакты с родителями через родительские собрания, беседы, домашние задания расширят возможности развития дошкольников. Также, чтобы начать работу, самому педагогу требуется избавиться от психологической инерции и стереотипов, поработать над развитием своего собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. И если педагог не овладеет данным багажом качеств, он никогда не сможет достичь положительных результатов в работе, которая помогает человеку по- новому взглянуть и на себя, и на свою деятельность, и на окружающий его мир. Применение приема типового фантазирования в работе с дошкольниками являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом, способствует тому, что дети могут самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; развивается нестандартное мышление, творческое воображение; способность быстро входить в новые предметные области; умение логически мыслить и связно выражать свои мысли. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёма типового фантазирования помогают детям увидеть неожиданное рядом.

Оставить комментарий: