Эффективные механизмы формирования профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения ФОП ДОО
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ с «Светлячок» г. Цимлянска КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «Эффе ктивные механизмы формирования профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения ФОП ДОО ». Подготовила: ст. воспитатель, Епифанова Л. П. сентябрь 2023 Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотных человека. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования в ажнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Исследователь( ница) И. Г. Галянт отмечает, что развитие творческих, информационных, коммуникативных и социальных компетенций на этапе дошкольного детства является основой функционально грамотного поведения в будущем[ 1, с. 93] . Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений. Основная проблема заключается в создании условий для достиж ения новых результатов, на кото рые раньше дошкольное учреждение не было ориентировано. Четкое понимание цели, направлений и содержания деятельности в системе работы дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников функциональной грамотности определ яет цель системы управления: - аналитическая, связанная с анализом существующих программ, методиче ских разработок, мате риалов, опыта коллег; - проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания образо вательной деятельности для детей раннего и дошкольного возраста, проектированием развивающей предметно- пространственной среды; - конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего ме роприятия( отбором, перераспределением информации в соответствии с возрастом детей, индивидуаль ными интересами, задачами образовательной деятельности и т. д. ) ; - нормативная, способствующая выполнению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, условий осуществления образовательного процесса в дошкольной образовательной организации; - исследовательская – поиск, адаптация, модификация, разработка новых форм, методов, приемов работы с детьми раннего и дошкольного возраста, их родителями( лицами их замещающими) , коллегами; - мониторинговая – разработка средств педагогической диагн остики согласно основным положе ниям ФГОС ДО; участие в системе мониторинга качества образовательной деятельности ДОО; - рефлексивная – самоконтроль и саморегуляция профессиональной деятельности, определение стратегии и разработка маршрута профессионального самообразования. Для организации эффективной работы образовательного учреждения по формированию функциональной грамотности дошкольников важно определить направления, задачи и систему мероприятий для всех участников образовательного процесса. Профессиональную педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых профессиональных задач. Каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в ребенке его уникального потенциала, развития индивидуальности в определенных образовательных условиях. Это требует соответствующего подхода к её решению, который во многом зависит от самого педагога, его личностного и профессионального потенциала, раскрывающегося в процессе взаимодействия с детьми и определяющего успешность их саморазвития и эффективность социализации. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций в целом составляет профессиональную компетентность субъекта воспитательной деятельности. В реализации образовательной деятельности по формированию функциональной грамотности дошкольников востребован не просто воспитатель, а педагог- исследователь, педагог- психолог, педагог- технолог. Это может быть обеспечено посредством совершенствования и развития: - профессионализма педагогов, который не сводится лишь к совокупности их профессиональных знаний и умений, а определяется ещё и качественной совокупностью профессионально важных личностных качеств; - направленности их личности; - мотивации деятельности; - потребности педагогов в саморазвитии и постоянном профессиональном росте, а также их готовности к этому в условиях инновационной деятельности. Безусловно, развитие и проявление перечисленных характеристик, необходимость формирования профессиональной компетентности имеют важное значение в развитии социальных качеств ребенка, в позитивной социализации детей дошкольного возраста. Таким образом, новы е условия профессиональная деятельность педагога претерпел и изменения, связанные с её структурированием как процесса решения профессионально- педагогических задач. Сместились и акценты в содержании профессионально- педагогических задач: от передачи знаний, формирования умений и навыков к развитию способности использовать все приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общени и и социальных отношени ях; от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ребенка и педаго га в процессе их взаимодействия[ 2, c. 24] . Компетентностный подход к профессионально- педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека, умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Профессионализм в решении поставленных задач определяется, прежде всего, субъектной позицией педагога и умением использовать свой образовательный, профессиональный и жизненный опыт. Технология развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ прописана в ежегодном плане деятельности дошкольной организации и призвана обеспечить достижение обозначенной цели за счет реконструкции содержательно- процессуальных и организационных характеристик профессиональной среды ДОУ. Важной характеристикой профессиональной среды как пространства образования педагогов является наличие в ней системы( программы) повышения компетентности воспитателей ДОУ, которая представлена как совокупность методических мероприятий, программ, структурированных в определенной логике воссоздания целостного психолого- педагогического знания( комплекс методических мероприятий) . Цель системы повышения компетентности- развитие профессионально- личностной готовности педагогов к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности, развития субъект- субъектных отношений, что очень важно в реализации технологий позитивной социализации детей дошкольного возраста. Анализируя деятельность педагогов, мы обнаружили, что большинство из них остаются на технократических позициях, отличительным признаком которых является манипулятивный подход к детям. Система повышения компетентности педагогов является основным способом организации личностно развивающей профессиональной среды, в которой раскрывается функционально- ролевой репертуар педагога в управлении образовательной деятельностью, обеспечивающей траекторию развития ребенка. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ повышается и будет повышаться, если будут созданы условия, а именно: - созда ние личностно развивающей среды; - профессиональный рост педагогов в специально созданных условиях – при разнообразных формах методической работы; - индивидуальное проектирование профессионального роста педагога, учет естественных различий личностей педагогов и вариативности их образовательных запросов; - участие педагогов в методических мероприятиях различного уровня по внедрению инновационных технологий с целью формирования профессионального образа педагога нового типа. Анализ использования механизмов управления ДОУ по формированию функциональной грамотности дошкольников как инструментов повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет сделать вывод о возможности ее развития при организации специальных условий в ДОУ. Отсутствие специальной работы по развитию профессиональной компетентности педагогов приводит к значительному снижению показателей в воспитательно- образовательном процессе дошкольного учреждения. Необходимо привлекать педагогов к активному участию в методических мероприятиях различных уровней и направлений, что будет являться мотивацией для развития и саморазвития каждого педагога. Реализация специально организованной личностно развивающей профессиональной среды для развития и саморазвития профессиональной компетентности в ходе участия в различных методических мероприятиях в максимальной степени будет стимулировать процесс и приведет к определенным и зменениям позитивного характера[ 3, с. 78] . Это значит – владение функциональной грамотностью сегодня – это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели, сейчас, так или иначе, выстроены с учетом этой компетенции. Литература: Вебинар «Функциональная грамотность дошкольника: как ее сформировать». Московского городского педагогического университета, 2021 г. Савченко М. В. Формирование предпос ылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста/ / Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. URL: https: / / science- education. ru/ ru/ article/ view? id= 31030 Скоролупова О. А. Вебинар «О развитии предпосылок функциональной грамотности в дошкольном возрасте», 2021г. Интернет ресурсы.
- Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы «Достопримечательности города Цимлянска»
- Занятия с детьми по ФОП ДО: как проводить и по каким критериям оценивать
- Эффективные механизмы формирования профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения ФОП ДОО
- Комплекс дидактического материала
- Как вырастить личность