a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Коррекционно-логопедическая работа с детьми с НОДА»

Автор: Делиу Олеся Марсовна Опубликовано: 2024-05-21 23:13:56

Документы для скачивания

Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.  Н.  Ульянова»( ФГБОУ ВО « УлГПУ им. И.  Н.  Ульянова») Факультет педагогики и психологии Доклад П о Коррекционно – логопедической работе с детьми с ОВЗ Н а тему: « Коррекционно- логопедическая работа с детьми с НОДА » Выполнили с тудентки 1 курса Группы СДОз- 23- 1 Делиу Олеся Марсовна Жукова Надежда Александровна Зубкова Марина Алексеевна Кондакова Екатерина Романовна заочной формы обучения Преподаватель: Штаева Ксения Сергеевна Ульяновск, 2024 г. Содержание Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3 Понятие «НОДА»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3 Нарушения речи у детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата_ _ 8 Специфика обследования речи у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9 Специфика коррекций нарушений у детей с НОДА_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11 Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 15 Список литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 15 Введение Особую актуальность в современном мире имеет проблема образования, реабилитации и интеграции в общество детей, страдающими нарушениями опорно – двигательного аппарата. Психолого- педагогическое, социа льное  сопровождение детей с НОДА является сложной системой реабилитационных мероприятий, направленных на развитие  учебно- познавательной деятельности, самостоятельности,  на повышение социальной активности.  Дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата    сейчас обучаются в основном на дому по индивидуально- ориентированной  коррекционно- развивающей программе.   Одной  из важных  задач учителя- дефектолога является обеспечение для этих детей оптимальных коррекционно- развивающих, здоровьесберегающих условий для их успешного образования, реабилитации и социализации. Понятие «НОДА» Понятие «нарушение опорно- двигательного аппарата»( НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Классификация Дети с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата представлены следующими категориями: дети с церебральным параличом( ДЦП) ; с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии; с миопатией; с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно- двигательного аппарата. Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно- двигательного аппарата. По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы: В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично. Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы. Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения. Они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно. Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом( ДЦП) . ДЦП- это не неспособность двигаться вообще, а неспособность произвольно управлять процессом мышечного движения. Каждая форма ДЦП отличается от другой качественным своеобразием и специфичным сочетанием двигательных патологических компонентов. Согласно классификации К. А. Семеновой, выделяются следующие формы детского церебрального паралича, специфика клинической картины которых в значительной мере обусловлена разным характером поражения 1. Спастическая диплегия( болезнь Литтля) - тетрапарез, при котором руки страдают значительно меньше, чем ноги. Поэтому дети часто могут обслужить себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков. Нарушения интеллектуального развития нередко незначительны, и многие из таких детей способны к обучению даже в массовых школах. 2. Двойная гемиплегия характеризуется тяжелым поражением всех конечностей, выраженной ригидностью мышц. Дети не могут даже сидеть. Интеллектуальное развитие большей частью на уровне олигофрении в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии. 3. Гиперкинетическая форма, при которой различные гиперкинезы могут сочетаться с параличами и парезами или выступать как самостоятельный вид расстройств. Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно. 4. Атонически- астеническая форма характеризуется парезами, низким тону сом мышц, мозжечковыми симптомами. К 3- 5 годам при систематическом лече нии дети овладевают возможностью произвольных движений. В половине случа ев имеется олигофрения в степени дебильности и имбицильность. 5. Гемипаретическая форма- парезы одной стороны тела, тяжелее в верхней конечности. У 25- 35% детей наблюдается олигофрения. Вместе с тем можно выделить общие для всех форм ДЦП нарушенные звенья, которые и составляют структуру двигательного дефекта при ДЦП. 1. Наличие параличей и парезов. Центральным параличом называется полное отсутствие возможности совершать произвольные движения. Парез- слабая форма паралича, выражающаяся в ограничении возможности совершать произвольные движения. Центральные параличи и парезы обусловлены поражением двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное( паралич) или частичное( парез) отсутствие тех или иных движений. Различают 4 вида церебрального паралича в зависимости от локализации нарушения:  тетраплегия- общее поражение всех четырех конечностей;  диплегия( параплегия) - поражение либо верхних, либо нижних конечностей;  гемиплегия- поражение либо правой, либо левой половины тела;  моноплегия- редко встречающееся поражение одной конечности. 2. Нарушение мышечного тонуса. При ДЦП наблюдается повышение мышечного тонуса. Наибольшее повышение мышечного тонуса отмечается в мышцах- сгибателях конечностей. 3. Повышение сухожильных и периостальных рефлексов. Такая гиперрефлексия является признаком поражения пирамидных путей. Наиболее постоянны при поражении пирамидной системы клонусы стопы и коленной чашечки. 4. Синкинезии( содружественные движения) - это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. в ия рукой, ребенок непроизвольно сопровождает их движениями языка и губ. 5. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов. При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. Поэтому ребенку трудно овладевать навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями. 6. Несформированность реакций равновесия и координации движений. Равновесие тела- это состояние устойчивого положения тела в пространстве. При ДЦП нарушено формирование реакции равновесия и координация движений из- за задержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, а также по причине тяжелых двигательных нарушений, ограничивающих накопление моторного опыта и искажающих выполнение движений. 7. Нарушение ощущения движений( кинестезии) . Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. При всех формах ДЦП нарушается кинестетическая чувствительность, что ведет к затруднениям в определении положения собственного тела в пространстве, к трудностям в сохранении равновесия и удержании позы, к нарушениям координации движений и пр. 8. Насильственные движения. Насильственные движения существенно затрудняют осуществление произвольных двигательных актов. Они препятствуют своевременному формированию предметной, игровой, учебной и других видов деятельности, негативно сказываются на речи и письме. 9. Защитные рефлексы- это непроизвольные движения, выражающиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении. 10. Патологические рефлексы( сгибательные и разгибательные) – это рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при поражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга. 11. Позотонические рефлексы относятся к врожденным безусловно рефлекторным двигательным автоматизмам. У детей с церебральным параличом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного возраста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Очевидно и патогенное влияние рефлекса на формирование психических компонентов:  пространственное восприятие,  перцептивная,  познавательная активность,  зрительно- двигательная координация,  предметная,  игровая,  учебная,  речевая деятельность и др. 12. Асимметричный тонический шейный рефлекс проявляется в изменении положения конечностей при повороте головы в сторону: в той стороне тела, куда повернуто лицо ребенка, повышается мышечный тонус в разгибателях руки и ноги, в противоположной стороне тела- в сгибателях руки и ноги. Психолого- педагогическая характеристика Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития: 40- 50% детей имеют задержку психического развития; около 10% — умственную отсталость разной степени выраженности. В большинстве случаев эти недостатки имеют сложную природу. Они обусловлены как непосредственно поражением головного мозга, так и двигательной и социальной депривацией, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. Задержка психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных астенических проявлениях. Дети, имеющие нарушения функций ОДА разной степени выраженности и не имеющие достаточно развитого уровня сенсомоторного опыта, испытывают определенные трудности в процессе овладения программным материалом. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформированностью всех компонентов речевой функциональной системы. У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности. У дошкольников замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у наших воспитанников. Особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением ОДА: • двигательная нескоординированность; • нарушения в соблюдении темпа движений; • низкая работоспособность; • повышенная утомляемость; • отставание в физическом развитии; • ограниченность определенных видов движений( в зависимости от диагноза) ; • затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков( ходьба, бег, прыжки, подскоки) ; • затруднения в фиксации положения на определенное время; • заторможенность. У детей старшего дошкольного возраста: • затруднения в соблюдении точности движений; • низкий уровень развития некоторых физических качеств( ловкости, быстроты, выносливости) ; • затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков( ходьба, бег, прыжки, подскоки) ; • затруднения в принятии правильной осанки и фиксации положения туловища на определенное время; • недостаточное развитие моторных функций пальцев рук; • ограничение определенных видов движений( в зависимости от диагноза) . Нарушения речи у детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата У детей с НОДА выделяют различные формы речевых нарушений. Примерно в 86% случаев фиксируется дизартрия, у 7% детей – алалия, у 2% - заикание, у 3% - дислалия и лишь у 2% детей речевое развитие соответствует возрастной норме. Среди общего числа детей с НОДА необходимо выделить группу детей с ДЦП, в структуре дефекта которых речевые расстройства составляют свыше 90% . Особенности нарушений речи, степень их выраженности зависят от локализации и тяжести поражения мозга. В их основе лежит не только повреждение определенных отделов коры головного мозга, но и позднее их формирование или недоразвитие. При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико- фонематической. Характерно многообразие форм речевых нарушений у детей с НОДА: дизартрия- нарушения произносительной стороны речи из- за патологической иннервации речевых мышц; алалия- системное недоразвитие речи в результате поражения или дисфункции корковых речевых зон; дислексия- существенные трудности в овладении чтением; дисграфия- нарушения формирования письменной речи; невротическое и неврозоподобное заикание; нарушения речи по типу мутизма. Почти у всех детей с церебральным параличом в раннем возрасте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина предложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь( понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного. Задерживается развитие мелодик интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух- трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении( на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы) . С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно сложно усваиваются слова, обозначающие действие. Часто они заменяются словами, обозначающими предметы. У всех детей с церебральным параличом в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков. В тяжелых случаях дети не различают звуки на слух, не выделяют звуки в словах, не могут повторить слоговые ряды. В более легких случаях отмечаются трудности звукового анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится искаженно либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральным параличом характерно атипичное( патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа. У большинства детей с ДЦП отмечаются своеобразные нарушения лексического строя речи, обусловленные спецификой заболевания. Ограниченный словарный запас при спонтанном развитии в значительной степени связан с ограничением объема, несистематизированностью. Дети обладают ограниченными лексическими возможностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира. Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, а также слов, обозначающих пространственно- временные отношения, абстрактные понятия. С трудом усваивают лексическое значение слова( при многозначности слова вычленяют в нем только конкретное значение, не понимая его контекстного смысла; путают значения слов, совпадающих по звучанию) . Так, задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова появляются поздно, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с различными формами дизартрии( нарушение произношения звуков из- за поражения речедвигательных механизмов ЦНС) или алалии( системное недоразвитие речи в результате патологии подкорковых речевых зон) . По мнению Е. Ф. Архиповой, у детей с ДЦП в большинстве случаев отмечается нарушение мышечного тонуса, голоса, дыхания произвольные движения языка, губ значительно затруднены, наблюдаются синкенизии и насильственные движения. Ребенок слабо дифференцирует на слух голоса, тон, у него недостаточно развито слуховое внимание. Наличие таких нарушений затрудняет формирование лепетной речи и понимания речи. Специфика обследования речи у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата Тяжесть двигательных нарушений, отсутствие речи не указывают на степень интеллектуального недоразвития. Ребенок может иметь сохранный интеллект при выраженных нарушениях крупной и мелкой моторики, при отсутствии речи. И, напротив, незначительные двигательные нарушения могут сочетаться с выраженной умственной отсталостью( И. Ю. Левченко) . Поэтому медицинский диагноз может служить лишь ориентиром, часто не отражая интеллектуальное состояние ребенка. П ри пе рвом знакомстве воспитатель с ребенком с НОДА должен отметить, насколько ребенок понимает обращенную речь, каков уровень сформированности его экспрессивной речи, какова возможность использования мимики, жестов в коммуникативных целях в случаях тяжелых речевых нарушений, какова степень разборчивости речи. С целью более точного определения уровня речевого развития ребенка воспитатель должен анализировать данные бесед с ребенком, комментирующую речь ребенка в различных видах деятельности, режимных моментах, на прогулке, общение ребенка со сверстниками, речевые высказывания в процессе занятий. Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребе нок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отразиться на изменении( повышении) тонуса мышц, и представление о двига тельных и речевых возможностях, которое получит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребёнка с тяжелыми двигатель ными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разные положения: на спине, на боку, на животе. В более легких случаях обследование проводится в положении сидя или стоя. Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического разви тия ребенка до момента обследования. Опираясь на данные меди цинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз. В процессе обследования ребенка с НОДА важно создать для него такие специальные условия, которые помогут нивелировать двигательные особенности и максимально оптимизировать процесс оценки психического развития. К этим условиям следует отнести: - специальное посадочное место, фиксирующее тело ребенка, с регулируемой подставкой для ног и столиком. ; - выполнять письменное задание ребенок должен мягким карандашом на разлинованном листе бумаги, где размер линейки и клетки будет соответствовать его графическим возможностям. Если ребенок самостоятельно или с незначительной помощью использует компьютер как средство коммуникации, то возможно его использование при обследовании. Компьютер может быть оснащен специальной клавиатурой с крупными клавишами и ограничителем, разделяющим клавиши и предотвращающим одновременное нажимание сразу двух клавиш. Диагностический материал должен быть достаточно крупным, ярким, контрастным, не иметь много мелких деталей. Картинки не ламинируются, так как гладкая поверхность бликует и создает помехи для восприятия. Картинок не должно быть слишком много и лежать они должны на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы ребенок мог точно показать ту, которую он выбирает. Если остаются сомнения в том, какая именно картинка из двух была выбрана, возьмите их в правую и левую руку и попросите показать еще раз. Если ребенок читает, для диагностики можно использовать карточки со словами «ДА» «НЕТ», если не читает – карточки- символы, например, белая карточка и черная соответственно, как «ДА» и «НЕТ». Необходимо убедиться, что ребенок правильно прочитал или правильно понял символы. З адания для диагностики должны в форме, доступной для самостоятельного выполнения, что п озволит оценить и уровень обучен ности, предположить формы обучения и развития доступных видов деятельности. Следует дифференцировать помощь, необходимую ребенку, как физическую, так и организующую, стимулирующую, обучающую. Все данные обследования заполняются в речевую карту ребенка: вводная беседа, состояние общей моторики, ру ч нная моторика, мимическая мускулатура, состояние органов артикуляционного аппарата и др. Где в дальнейшем будет заполняться подробно данные о ходе речевого развития, с особенностями строения артикуляционного аппарата, состояния чтения и письма. Специфика коррекций нарушений у детей с НОДА Основной целью коррекционно- логопедической работы является формирование всей системы полноценной речевой деятельности: развитие понимания обращенной речи, расширение пассивного и активного словаря, формирование грамматического строя и связных высказываний, улучшение произносительной стороны речи. Очень важным является развитие полноценного речевого общения. Анализ особенностей развития дошкольников с НОДА позволяет выделить ряд их специфических( особых) образовательных потребностей, среди которых, важнейшими являются потребности: - в ранней психолого- медико- педагогической помощи в системе комплексной абилитации/ реабилитации; - в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды; - В регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций( соблюдение ортопедического режима) ; - в обязательной непрерывности коррекционно- развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - в наличии рекомендаций врача и/ или ПМПК к определению режима нагрузок, организации образовательного процесса( организация режима дня, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д. ) ; - в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых, познавательных и социально- личностных нарушений и подготовке к школе; - в использовании специальных методов, приёмов и средств обучения; - в целенаправленной работе с родителями детей с НОДА, включая обучение их доступным приемам коррекционно- развивающей работы; - в сохранении, укреплении психического и соматического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; - в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушений и вариативности проявлений; - в формировании толерантного отношения к ребенку с НОДА у здоровых детей и их родителей; - в максимально возможном расширении образовательного пространства( выход за пределы ДОУ с учетом психофизических особенностей детей указанной категории) . В настоящее время очень много различных рабочих программ, но мне хотелось бы разобрать «Коррекционный курс «Речевая практика»». Важность данного курса в системе обучения детей с НОДА состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии. Цель курса «Речевая практика»— развитие коммуникативно- речевой компетенции обучающихся. Основные задачи реализации содержания: - Развитие различных видов устной речи( разговорно- диалогической, описательно- повествовательной) . - Формирование умения грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них. - Формирование умения составлять рассказ. Развитие связной речи. Рабочая программа коррекционного курса направлена на коррекцию устной речи обучающихся, профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии. Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов: Таблица 1 № этапа Назначение этапа Цель этапа Содержание деятельности 1 Диагностический Выявление индивиду альных речевых нару шений. - обследование речи детей; - постановка логопедического заключения. 2 Подготовительный Подготовка к коррек ции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму. - развитие мелкой и речевой мо торики, просодических компонен тов речи; - уточнение артикуляции пра вильно произносимых звуков; - дифференциация сохранных звуков на слух и в произнесении; - развитие речеслухового вос приятия, элементарных форм фо нематического анализа; - развитие зрительно пространственных функций. 3 Основной Коррекция нарушенно го речевого развития- постановка, автоматизация зву ков в речи; - дифференциация фонетически близких звуков; - дальнейшее развитие речевой моторики, слогового и фонемати ческого анализа и синтеза; - формирование лексики и грам матического строя речи. Большинства детей имеющий диагноз НОДА отмечены и нарушения, и речевой сферы. Перед каждым педагогом, работающим с данной категорией детей, встает серьезный вопрос. Вопрос отбора методов, приемов, технологий, позволяющих обеспечить и оптимальный двигательный режим, и речевое развитие в условиях ДОУ. Разработано много технологий, позволяющих развивать речь. Много оздоровительных технологий для детей с НОДА с успехом, применяемые в детских садах. Но как выбрать наиболее эффективные, решающие проблему в комплексе. К числу наиболее распространенных и хорошо себя зарекомендовавших можно отнести: Подвижные игры с речевым сопровождением Физ. минутки Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика Логоритмика Су- джок терапия Театрализованная деятельность Игры в мяч Рисование на вертикальных поверхностях Информационные технологии Испытанный метод – игры с мячом. Игры с мячом высоко адаптируются под различные возможности людей с различным возможностям моторики и интеллектуальных функций. Во время игр с мячом улучшается обмен веществ, тренируются большие мышцы, легкие дышат, спина выпрямляется. То есть физическая мобилизация сильнейшим образом активизирует кору головного мозга. Происходит развитие регуляторный компонента( принятие правил, произвольное внимание, волевой компонент) . Поддерживается баланс возбуждения и торможения, тактильная стимуляция, сила больших мышц, поддержание равновесия. Развивается мелкая моторика кисти, зрительно- моторные координации, межполушарное взаимодействие. К несомненным плюсам можно отнести: Доступны игрокам разных возрастов. Хорошо адаптируются под разные возможности детей( моторные, интеллектуальные) . Мяч позволяет развивать широкий спектр функций и навыков. Мяч безопасен. Еще один комплексный, но очень простой метод- работа на вертикальных поверхностях. Данный метод способствует: Развитию силы и стабильности верхних конечностей Развитию билатеральной координации Развитию силы мышц спины Преодолению утомления Развитию пространственных представлений Развитию внимания, зрительно- моторной координации Приемы работы на вертикальных поверхностях: Работа с трафаретами Свободное рисование Игры с намагниченными объектами Изображение линий( вертикальных, горизонтальных, наклонных и т. д) . Следующая методика, на которой мы остановимся: «Расскажи стихи руками». Предлагаемые логопедические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями. Игры с песком Игры с песком принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей. п омощью игр на песке развивается речевая активность, познавательные процессы. А вместе с этим развиваются коммуникативные способности, вырабатываются положительные черты характера, стабилизируется эмоциональное состояние ребенка, формируется гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Все чаще психологи ДОУ рамках психолого- педагогического сопровождения детей с сочетанным диагнозом, применяют песочную терапию. Такая терапия способствует улучшению мелкой моторики, коммуникативных навыков, формированию образного мышления и адекватной модели мировосприятия. Уникальная современная разработка — это интерактивная песочница: Песочница установлена во многих учебных заведений различной направленности: это и детские сады, и школы- интернаты, и специальные образовательные учреждения для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата. Комплекс «Играй и развивайся» представлена челябинскими разработчиками. Это образовательные подвижные занятия, в которых дети управляют интерфейсом с помощью движений тела, рук и ног. Благодаря этой технологии ребята больше не сидят у монитора, а учатся в процессе увлекательной игры. Таким образом, дети с НОДА, имеющие нарушения речевого развития нуждаются в особенном индивидуальном подходе и создании условий для их личностного развития. В процессе занятий с ребёнком необходимо помнить, что необходимо параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление и осуществлять коррекцию нарушений опорно- двигательного аппарата. Заключение Дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата( ОДА)  - неоднородная группа, ведущим нарушением является задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций. П омимо двигательным нарушений, могут выявляться нарушения зрения, слуха, психических функции, а также различные нарушения речи( так как речь и движение неразрывно связаны между собой, эта взаимосвязь идёт из головного мозга) . Практически у всех детей нарушена пространственная ориентация. У некоторых детей имеются расстройства эмоционально- волевой сферы( возбудимы, раздражи тельны, или наоборот, заторможены, вялые) . Поэтому необходима правильная и своевременная коррекционная помощь детям с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Список литературы 1. Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах[ Текст] / Э. С. Калижнюк. –М. , 1990. 2. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата[ Текст] : учеб. п особие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с. 3. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом[ Текст] / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. – М. , 1985. 4. Медико- социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича[ Текст] : Сб. науч. тр. – М. , 1991. 5. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата[ Текст] / Под ред. Т. В. Власовой. – М. , 1985. 6. Учебно- воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно- двигательного аппарата[ Текст] / Под ред. М. В. Ипполитовой. – М. , 1988.

Оставить комментарий: