a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Наблюдения на февраль в старшей группе

Автор: Витюгова Елена Степановна Опубликовано: 2024-05-28 17:39:11

Документы для скачивания

Наблюдения на Февраль Наблюдаем за работой дворника                                                                       Цель:   воспитание уважения к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.   Ход наблюдения Обратить внимание детей на работу дворника. Что делает дворник? Чем он разгребает снег?  Какая лопата у него? Зачем? Какие ещё орудия труда нужны дворнику зимой?  Спроси ть, как мы можем помочь? Снега прошли немалые, а все идут, идут. . .                 Дворники усталые метут, метут, метут.                                                                   Гремят они лопатами п од тучами лохматыми,       Метелками шуршат. На улицах, на улицах, В дворах и закоулках управиться спешат. Е. Благинина                                                                   Загадка: Он с утра пораньше встанет, лопату в руки возьмет, Тротуар почистит и весь двор уберет.  ( Дворник) Наблюдение за снегом Цель:   Закрепления понятия о снеге, и его свойствах.   При постройке снежных фигур. п оказать, что пластичность, вязкость снега зависят от его влажности( полить снег водой и слепить фигурку) . Подчеркнуть, что снег стал влажный и липкий.   Ход наблюдения. Определяем температуру воздуха по термометру. Как вы думаете, какой сегодня снег? Как догадались? Можно из такого снега лепить? Давайте проверим. Какой пушистый чистый снег,                                                                                                     Кусты одеты в белый мех,                                                                                                             Они стоят несмелые  как медвежата белые.                                                                             Наблюдение за сезонными изменениями. Цель:   формирование представления об изменениях в природе;   учить различать характерные приметы конца зимы( первая капель) ;   закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. Ход наблюдения Снег да вьюжные узоры, в поле вьюги, разговоры. Холод, полутьма. . . День — коньки, гора, салазки, Вечер — бабушкины сказки. Вот она — зима! Февраль — конец холодной поры, морозотрескучий и метельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки* стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих деревьев. Февраль — месяц волчьих свадеб. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на другой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры. 4. Наблюдение «Как стали одеваться люди» Цель:   формирование представления о сезонной одежде.                                               Ход наблюдения Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Закрепить названия частей одежды, название материала, из которого одежда сшита. Какая одежда?  ( А. Шибаев)                                                                                             Летом, в жаркие часы – только майка и трусы.                                       А зимою нам нужны: свитер, теплые штаны, Шарф, пальто, сандалии, шапка и так далее. Шапка …, свитер… впрочем, я… Я запутался, друзья! Я перчатку надеваю, я в нее не попадаю!                                           Сосчитайте- ка, ребятки. Сколько пальцев у перчатки?                 Начинаем вслух считать: «Раз, два, три, четыре, пять! »  ( Я. Нищева  ) Загадки: В них упрячешь две ноги — и в мороз гулять беги.                  Все в шерсти, а кожи нет.  ( Валенки)                                           Мягкая, теплая, пушистая, воротник и рукава, не замерзнет детвора. ( Шуба)                                                                                                                                             Я зимой на голове грею ушки детворе. ( Шапка) Наблюдение за снегопадом Цель:   формирование представления о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.                           Ход наблюдения Не вымыт, а блестит, не поджарен, а хрустит.  ( Снег. )   Как кусочки сладкой ваты белый снег летит куда – то.                                                                     И на радость детворе  покрывалом во дворе                                                                     Белый снег ложится и опять кружится.                                                                                     Не боюсь я снегопада – я во двор бегу с лопатой!                                                                       Будет горка, будут башни, снеговик и кот домашний.  ( В. Галичина)       В разную погоду из туч идёт разный снег. Когда холодно и нет ветра, падают и  кружатся лёгкие и красивые  снежинки. Если на улице не очень холодно, а снег пошёл сильнее, гуще, то становится ещё теплее. Снежинки слипаются вместе в мягкие хлопья снега. Сильный снег называют снегопадом. А когда дует ветер, из туч сыплется  крупа – маленькие плотные комочки снега. Они очень похожи по форме и размеру на пшено или гречку, поэтому такой снег и  прозвали – крупа.  Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани.   Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. Почему снег хрустит под ногами? А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики. При какой погоде снежинки образуют  крупу, хлопья? Почему снег бывает рыхлый?                                                                                                           6. Наблюдение за воробьем Цель:     закрепление знаний о зимующей птице — воробье;   формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.                                                                                                                                    Ход наблюдения Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как  называют птиц, которые остаются у нас на зиму? ( Зимующие птицы. )  Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? ( У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв. )    Какие птицы не улетают от нас на зиму? ( Воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты. )   Чем питаются воробьи в зимнее время? ( Крошками, зернышками) .     Почему зимующих птиц надо подкармливать? ( Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло. )   Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. ( Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза. )   Почему воробьи селятся рядом с человеком? ( Чтобы прокормиться и согреться возле него) .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Прыгал воробьишка в коричневом пальтишке,                                                             Ростом мал, да боевой, нелегко ему зимой.                                                                 Прыгает он у крыльца — покормите молодца.          Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? ( Отчистить от снега место для корма. ) Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.                                                                                                                                  Дидактические игры:   «Улетает — не улетает».   Цель:   уточнить знания о птицах   7. Наблюдение за легковым автомобилем. Цель:   закрепление умения различать автомобили по их назначению( легковые, грузовые) ;   формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт. Ход наблюдения Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице города, рассмотреть их внешний вид, организует беседу. Какие виды транспорта вы знаете? Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса? Что спереди у автомобиля?  ( Фары. )  Для чего они нужны?  ( Для освещения дороги. ) Кто управляет машиной?  ( Водитель. )  Любой человек может управлять машиной?  ( Нет. ) Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся длинным потоком, Они перевозят различные грузы И люди в них ездят. За эту работу мы их полюбили. Они называются. . .  ( автомобили) . 7. Наблюдение за погодой Цель:   познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга». Ход наблюдения Какая сегодня погода? ( ветреная) . Посмотрите, как низко и быстро плывут облака. Что происходит с ветками деревьев? ( они  раскачиваются) . Обратите внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место,   с силой бьет в окно. Прислушайтесь, что вы слышите? Это завывает ветер, это метель.  Откуда дует ветер? Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.                                             Змейкой мчится по земле легкая поземка.    ( С. Маршак) Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя,     То, как зверь она завоет, то заплачет как дитя. . .           ( А. Пушкин) Кто бросает снег в лицо? Наметает на крыльцо?                                                                           Кто в трубе печной завыл? Кто ворота отворил? ( Вьюга)  ( Н. Нищева)                           8. Наблюдение за сосульками. Цель:   закрепление знания о различных состояниях воды. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Если сели на карниз, То растут все время вниз.  ( Сосульки. ) Из чего состоит сосулька? Какие свойства льда вам знакомы? Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают. В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный? Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка? Почему сосульки растут «головой вниз»?  ( Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким. ) Если появляются сосульки — это первый признак приближения весны. Капель — борьба весны с зимой. 9. Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему.       10. Наблюдение «Следы птиц на снегу» Цель:   закрепление умения распознавать птичьи следы  на   снегу.          Ход наблюдения Кто прошелся по дорожке и оставил здесь свой след?                                               Это птичка- невеличка, а зовут ее. . .  ( синичка) Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки. Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?  Что такое след? ( Отпечаток, оставшийся на снегу. ) Почему на снегу остаются птичьи следы? ( Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок. )  Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу. Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? ( Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки. )                                                   11. Наблюдение за сосной. Цель:   уточнение знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях( сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее) . Ход наблюдения Была ли малым деревцем? Сосне совсем не верится: Давно с высокой кручи достала кроной тучи И с другого берега достала тень от дерева.    В. Могутин В народе говорят:  «Сосна там красна, где взросла», «Всякая сосна своему бору шумит». Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками. Воспитатель задает детям вопросы: Как выглядит сосна? Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»? 12. Наблюдение за ветром Цель:   расширение и углубление знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям.   Ход наблюдения.                                                                                                                                                       За окном краса- метель в снежном вальсе кружит.                                                             Ветер песни ей поёт,  он с метелью дружит. ( А. Новикова. )                                                                 Ах, метели вы, метели прилетели, налетели и оставили хлопот от порога – до ворот. ( А. Бовт)                                                                                                                    Какая сегодня погода? ( Холодная, ветреная, пасмурная. )    Как называется снег с ветром? ( Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой. )   С какой стороны дует  сегодня ветер? Как определили? Как образуется ветер?  ( Солнце нагревает воздух неравномерно,  где- то теплее, где- то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение  воздуха  и образует  ветер. )                                         13.   Наблюдение за снегом Цель:   формирование представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы. Ход наблюдения Намело сугробов горы. Снежные кругом заторы.                                                      И шагаем мы к друзьям по сугробам тут и там. Поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает,                                                                                 Со звоном сосняка. Кругом с тоской глубокою,                                                           Плывут в страну далекую седые облака.                                                                                                                                                   Есть примета: если вороны и галки садятся на вершины деревьев — быть снегопаду. Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели, а когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка — наст. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут себе ноги, с трудом выкапывают из- под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться. Назовите зимние месяцы. Как называется тонкая корочка льда, появляющаяся на снегу? В результате чего она образовалась? 14. Наблюдение «Зимующие птицы» Цель:  закрепление знаний детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах. Ход наблюдения Обратить внимание детей на поведение птиц. Какие птицы остались у нас и не улетели в тёплые края? Каким, одним словом можно назвать этих птиц? Почему птицы летят к людям? Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв. На дворе морозище градусов под сорок.   Плачутся воробышки, что весна не скоро. ( В. Звягина) Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится. Прыг- скок, прыг- скок, завертелась как волчок. ( А. Барто) 15. Деревья зимой Цель:  обучение детей различать и называть деревья, понимать, что зимой они находятся в состоянии покоя, нуждаются, чтобы их оберегали; любоваться красотой деревьев в инее или после снегопада. Ход наблюдения Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой – Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.   Сергей Есенин Беседа:   Зимой деревья находятся в состоянии покоя, отдыхают, потому что очень холодно, мало света, вместо воды- снежный ковер. Когда на улице морозные дни, ветки деревьев и кустов легко ломаются, поэтому их нужно оберегать. Если подсыпать снег под деревья и кусты, то во время таяния он напоит их корни. И мы лопатками подсыплем снег поддеревья. Зимой деревья различают по коре на стволе, расположению веток, плодам, которые остались на дереве. Очень красивы деревья после снегопада, но веткам тяжело держать много снега. А в инее деревья выглядят сказочно. 16. Птицы зимой Цель:  обучение детей различать зимующих птиц по внешним признакам, а также их следы на снегу, понимать, почему зимой птицам нужна помощь, делать кормушки, чтобы подкармливать птиц. Ход наблюдения Беседа:   Посмотрите: на площадку детского сада прилетели птицы. Назовите, каких из них вы знаете. Да, зимой мы можем увидеть воробьев, ворон, синиц, снегирей, соек. Этих птиц называют зимующими, потому что они зимуют в наших краях. В это время птицам тяжело находить корм, они могут погибнуть, поэтому люди делают для них кормушки, насыпают туда корм: семена, зерна, крошки хлеба, развешивают кусочки сала. За кормушкой нужно наблюдать издалека, чтобы не спугнуть птиц. Очень интересно рассматривать следы птиц на снегу, все они разные, и можно определить, какие птицы здесь были. Народные приметы о птицах • Вороны зимой раскаркались всей стаей- на мороз; вьются в воздухе- на снегопад; сидят на земле- будет оттепель; расселись на нижних ветках деревьев- жди ветра. • Синицы начинают с утра пищать- ночью будет мороз, а собираются под крышей- на холод, метель. • Воробьи прячутся в укромное место- на мороз и метель. Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!  ( А. Яшин) 17. Наблюдение   «Почему происходит смена дня и ночи? » Цель:   формирование представления о том, как происходит смена дня и ночи. Ход наблюдения                                                          Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи?  Солнце дает Земле свет и днем и ночью. Земля вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, — ночь, на другой — день. Куда исчезают звезды? ( Звезды и днем остаются на небе, только мы их не видим, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем свет звезд. )   Почему заходит солнце? ( Земля вращается вокруг Солнца, и создается впечатление, что оно восходит на востоке и садится на западе. ) Исследовательская деятельность.   Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой- нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень. Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. ( В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными. )   18. Наблюдение за прохожими Цель:  Развитие умения анализировать,   разговорную речь. Развивать любовь к родной природе, память. Ход наблюдения Стог высокий на лугу Весь заиндевелый. Две березы на снегу – Белые на белом. В белом инее дома. Здравствуй, зимушка – зима! Где знакомая река? Не видать издалека. В зимний сон погружена, Подо льдом лежит она. Сверху снегу намело, Все вокруг белым – бело. На деревьях листьев нету, Тихий, строгий лес стоит. Только ягод красной нитью Куст калиновый горит. Да блестят на елке Зеленые иголки. У нее и у сосны Зелень будет до весны. Вот снегирь слетел с куста… Ах! Какая красота! Беседа:   Какое сейчас время года?   Перечислите признаки зимы.   Почему именно такую одежду стали носить дети?   Составьте рассказ на тему « Моя зимняя одежда и обувь». 19. Наблюдение за   воробьем и синицей Цель:   о знаком ление с особенностями их строения, образа жизни;   воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.   Ход наблюдения Серых перьев комок на морозе продрог.                                                                                 Скачет по дорожке, собирает крошки. ( Воробей. )   Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка,                                                                         Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее?  ( Синичка. )                                                        Что у птиц общего? ( Остались зимовать, держатся поодиночке) .  Чем отличается воробей от синички? ( У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением. ) Чем питаются эти птицы? ( Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза. ) Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? ( Она делает запасы, а клювом- шильцем может доставать личинки насекомых из- под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека) . Почему же воробьи так любят соседство с людьми? ( Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо. )                                         20. Наблюдение «Зимушка – зима» Цель:  систематизирование представлений детей о характерных признаках зимы, уметь красиво рассказать о ней.   Ход наблюдения Кто поляны белит белым, и на стенах пишет мелом,                                       Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины? Кто знает отгадку? Что вы можете рассказать о зиме? ( Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная. ) После чего наступает зима? Назовите зимние месяцы. Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья? Что лежит на крышах домов и на улице? Что надевают люди зимой? Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь? Какие вы знаете зимние праздники? Дети, подумайте, как можно красиво сказать о снеге, о деревьях? ( Снег лежит волнистым ковром и переливается, сверкает, искрится от солнечных лучей. Вокруг лежит пушистый, белый, мягкий снег и блестит разноцветными огнями. Обрядила зима деревья в теплые снеговые шубы. ) А сейчас давайте придумаем рассказ о красоте зимнего леса.                    

Оставить комментарий: