наблюдения на май в старшей группе
Документы для скачивания
Наблюдения на май Целевая прогулка по участку детского сада «Безопасность друзей и близких» Цель: предложение детям осмотреть участок, выявить факторы потенциальной опасности. Обсудить, что нужно делать, чтобы не допустить возникновения опасных ситуаций. Ход наблюдения Художественное слово: «Второй ваш дом» Г. Шалаева Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают. Детский сад — второй ваш дом, Как тепло, уютно в нем! Вы его любите, дети, Самый добрый дом на свете! 2. Наблюдение за растениями и кустарниками на участке Цель: закрепление представлений о том, что любое дерево, кустарник — живое существо. Ход наблюдения Художественное слово " Сосчитай! " И. Демьянов Покосился Еж на Елку: - У тебя иголок сколько? Пригорюнился на пне: " Может, больше, чем на мне? " Говорит лесов хозяйка: - Лезь на ветки, сосчитай- ка! Может больше, может, нет – Сосчитай и дай ответ! 3. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цель: Закрепление знания детей о времени года. Развивать наблюдательность. Ход наблюдения Художественное слово Я. Перевозникова " Май" Май колдует. Май играет Тёплым солнечным лучом В одуванчик превращая Или в зайчика ещё. Вальс на радуге исполнит. Молний блещут спецэффекты. Барабаны гром напомнит. Ну а дождь аплодисменты. На концертах многолюдно: Чайки, ласточки, грачи. Разрезвился месяц юный. Так душа его звучит. 4 4. Наблюдение за солнцем Цель: продолжение знакомства с природными явлениями; развивать внимание, наблюдательность. Ход наблюдения Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все. . . солнце Подбор слов – эпитетов к наблюдаемому объекту Солнце: лучистое, золотое Цель: обогащать словарный запас детей, упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Солнце- источник тепла и света. Воспитатель задает детям вопросы: Что нужно для роста растений, животных? Что дает солнце? Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные. Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом. Раскаленное вещество излучает свет, т. е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за Минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло. 5. Наблюдение за птицами Цель: расширение представлений о птицах; развивать наблюдательность; воспитывать умение заботиться о птицах. Ход наблюдения Художественное слово: загадки Чик- чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? ( воробей) Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут ее? . ( ворона) Подбирает он проворно кинутые ему зерна И гнездится на карнизе наш любимый. ( г олубь сизый) 6. Наблюдение за самолетами Цель: закрепление понятия «воздушный транспорт». Ход наблюдения Солнце в небе золотится. Ввысь летит большая птица, Закрывая нам крылом солнце в небе голубом. Эта птица – самолет, о н отправился в полет С. Колесникова 7. Наблюдение за облаками Цель: развитие наблюдательности, воображение, связную речь. Ход наблюдения Художественное слово: загадка Посмотрел я утром ввысь- горы в небо поднялись! Эти горы не стоят, а летят, летят, летят. . . ( облака) 8. Наблюдение за ручейками Цель: Развитие наблюдательности, умение делать выводы по результатам наблюдений. Ход наблюдения Что надо делать, чтобы удалить воду с участка. Вместе с детьми пройти по пути ручейков, показать, куда они текут. Художественное слово Т. Гурова- Ручеёк, куда бежишь? Ты так весело журчишь! - Тороплюсь я на поля. Позвонила мне земля И сказала: - Умираю, жажда мучает меня! Всё, пока! Надо спешить, буду землю я поить. Ей весной вода нужна, чтоб всходили семена 9. Наблюдение за явлением общественной жизни «Строители» Цель: развивать внимание, связанную речь. Ход наблюдения Художественное слово Вот человек. Он строит дом. Кто будет жить однажды в нем? Счастливые и ворчуны, болтливые и молчуны, И старики, и детвора, и кот, пришедший со двора. Он строит чудо, человек. Так будь же славен он вовек! 10. Наблюдение за машинами, приезжающими в детский сад. Цель: Повторение классификации транспорта. Ход наблюдения Что перевозят грузовые машины, почему их кузова закрыты? Художественное слово Хлебовоз И на завтрак, и на ужин Хлеб к столу, ребята, нужен. Летом – в зной, зимой – в мороз Хлеб развозит хлебовоз. 11. Наблюдение за растениями Цель: П редложение детям сравнить растения, растущие в тени и на солнечных местах. Предложить понаблюдать, какие из них быстрее зацветут. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Ход наблюдения Художественное слово загадка Д- Древесный ствол имею я, Е – Есть корни, ветви у меня. Р – Расту высоким, тень пускаю, Е – Если раскидисто бываю. В – В лесу меня узнаешь враз: О – Осинка, дуб, берёза, вяз ( дерево) 12. Наблюдение за первыми насекомыми. Цель: закрепление знания о насекомых. Ход наблюдения Обратить внимание, что пригрело солнце, почва оттаяла и насекомые проснулись. Каких насекомых мы можем увидеть ранней весной. Художественное слово загадка Кто работает с утра: строит дом, несет дрова, Тащит целый воз еды, мало ест, не пьет воды, У него полно друзей. Тот работник… ( муравей) 13. Наблюдение за ветром. Цель: Развитие наблюдательности, сосредоточенности. Ход наблюдения Посмотреть на верхушки деревьев в ветреную погоду – они качаются. Художественное слово А. Тесленко Дует свежий ветерок, Дует прямо на восток, Гонит облака по небу, Будет дождичек к 14. Наблюдение за майским жуком Цель: расширение знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; в оспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Ход наблюдения Чок- чок- чок- чок! Прилетел в сад жучок. На березу сел — все листочки съел. Позову скворцов со всех концов, Позову грачей — летите скорей! Жука проглотите и мой сад спасите! Воспитатель задает детям вопросы: Как выглядит майский жук? Как он передвигается? Где живет майский жук? Чем питается майский жук? Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов? Какие враги есть у майских жуков? Где зимуют майские жуки? Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго — три- четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают. У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве. Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками. 15. Наблюдение за цветником Цель: продолжение наблюдения за ростом и развитием цветов; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать. Ход наблюдения Мне не нужен огород, ягода клубника — Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика. Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку. Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку. Первый опыт у меня не совсем удачен, Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче! Быть садовником хочу, когда стану взрослым, Буду разводить цветы, хоть это и непросто. Воспитатель задает детям вопросы: Ребята, как называются цветы, которые мы посадили? Что надо сделать, чтобы наши семена взошли? Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними? 16. Наблюдение за божьей коровкой Цель: расширение знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому. Ход наблюдения Божья коровка, алая спинка, уцепилась ловко коровка за травинку. Вверх неспешным ходом ползет по стебельку К пахнущему медом яркому цветку. Поедает быстро коровка вредных тлей, И цветок душистый спасибо скажет ей! Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы: Всех жуков она милей, спинка алая у ней, А на ней кружочки — черненькие точки. ( Божья коровка. ) Как выглядит божья коровка? Как она передвигается? На кого охотятся божьи коровки? Где они живут? Какую пользу приносят божьи коровки? Где зимуют? Какие стихи, загадки, песни вы знаете о божьей коровке? У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко- красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки — предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные. Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков- листоедов. Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю. 17. Наблюдение за одуванчиком Цель: развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения. Ход наблюдения Желтая головушка, розовая ножка. Одуванчик- солнышко подержу в ладошке. Появилось солнышко в мае на лугу, На него любуюсь, очень берегу. Жаль, недолго солнышко будет золотым, Побелеет солнышко — и расстанусь с ним. В. Мирясова Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка. Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений. 18. Наблюдение за комаром Цель: расширение представления об особенностях внешнего вида комара; формировать реалистические представления о природе. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы: Очень маленький на вид, надоедливо звенит. Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь. ( Комар. ) Как выглядит комар? Как он передвигается? Есть ли у комаров уши? Чем питаются комары? Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров? Почему комаров называют вредными насекомыми? Какие враги есть у комаров? Какие загадки и сказки о комарах вы знаете? Надо мной комарик вьется и звенит, звенит, звенит, Кровушки моей напьется и в окошко улетит. У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах. Комары- самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь. Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы. 19. Наблюдение за мать- и- мачехой Цель: развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. Ход наблюдения Мать- и- мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать- и- мачехи применяется как отхаркивающее средство. Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать- и- мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода». Так высказывался о мать- и- мачехе фенолог и писатель Д. Зуев. Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа — гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи. Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заготовки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки. 20. Наблюдение за разными видами транспорта Цель: закрепление знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина; человек, вращая педали, передвигается. Ход наблюдения Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги». Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие. Предложить детям рассмотреть велосипед. С самых первых детских лет служит мне велосипед. Лучше он любой машины, не нуждается в бензине! Я педалями кручу — птицею с горы лечу. Но на горку, между прочим, забираться трудно очень! Я недолго унываю, на педали нажимаю. Пусть немного и устану, но зато сильнее стану! Воспитатель задает детям вопросы: Чем отличается велосипед от машины? ( Машину заправляют бензином. ) Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? ( Развиваются мышцы спины и ног. ) На двух колесах я качу, двумя педалями верчу, За руль держусь, гляжу вперед, я знаю — скоро поворот. Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг. Качусь на холостом ходу у пешеходов на виду. 21. наблюдение за бабочкой Цель: на основе непосред ственного восприятия формирование знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы: Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. ( Бабочка. ) Как выглядит бабочка? Как она передвигается? Чем питается бабочка? Какую пользу приносит? Есть ли дом у бабочки? Есть ли у нее враги? Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете? У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки. 22. Наблюдение за подорожником Цель: развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Ход наблюдения Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы: Как называют май в народе? ( Цветень. ) Где трава уже появилась, а где нет? ( Где солнца много там и трава. ) Где тень и сыро, трава не взошла, почему? Что происходит с травами после майских дождей? ( Они ярче зеленеют. ) Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? ( Подорожник. ) Почему его так назвали? Что он прячет под листочками? ( Влагу вокруг себя для своих корней. ) Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? ( Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить. ) Кто знает, чем может помочь подорожник? Исследовательская деятельность. Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности. Найти сходства и различия мать- и- мачехи и подорожника.