ННОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Лаборатория чудес»
Документы для скачивания
ННОД по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Лаборатория чудес» Цель: развитие способности устанавливать причинно- следственные связи на основе опытно экспериментальной деятельности и делать выводы. Задачи: Ф ормировать представлени е о свойствах и видах воды; о том, кто такие ученые, о назначении детской лаборатории, о культуре поведения в детской лаборатории. Развивать познавательный интерес, исследовательские способности детей через опыты и эксперименты. Развивать умственны е способности, ло гическое мышление, воображение. Воспитывать товарищеские и доброжелательные взаимоотношения. Интеграция образовательных областей: Р ечевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие. Виды деятельности: познавательно- исследовательская. Оборудование: конверт с запиской, вывеска «Лаборатория», правила, игрушка Нолик, 2 емкости с водой( соленая и пресная) дольки картофеля 15 шт. , стаканчики 15 шт. , два таза с водой, листки бумаги 30 шт. в атные палочки, лимонный сок, непроливайки 5 шт. , йод, кисточки 15 шт. , зерка ло, фонарик и лист белой бумаги, магниты подарки. Методические приемы и технологии: Игровые, наглядные, словесные, эксперименты. Организация детей на образовательной деятельности: столы с оборудованием для опытов. Ход НОД: Мотивационный этап. Воспитатель: Дружно встанем мы все в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Ребята, я сегодня утром заме тила у вас в группе письмо. Вам интересно от кого оно? Давайте рассмотрим конверт, какие ваши предположения? Дети предполагают от кого оно. Воспитатель: А давайте проверим. Записка. Здравствуйте ребята! Я профессор Почемучки н. Сегодня ко мне в лабораторию пришел мой друг, Нолик. О н очень любит экспериментировать. Мы с ним собирались провес ти опыты и выяснить свойства воды. Н о мой поезд сломался и я не успеваю приехать в свою лабораторию. Как же мне быть, ведь меня ждет мой друг? 2. Постановка цели. Воспитатель: Ребята, что вы ду маете по этому поводу, что можно сделать? Воспитатель: А как мы можем помочь, какие будут предложения? Дети: отправимся в лабораторию и поможем Нолику провести опыты с водой. - Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Дети – ответы Воспитатель: Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты. Воспитатель: Ребята, если вы готовы отправиться в лабораторию, то з акрываем глаза, покружились, покружились и в лаборатории очутились. ( дети подходят к лаборатории, висит вывеска и правила работы в лаборатории) Воспитатель: А вот и лаборатория, ребята посмотрите здесь какие т о правила. О чем они вам говорят? Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории ». ( Предлагает надеть халаты) Вот теперь вы настоящие ученые – исследователи, приступим к работе! Воспитатель: А вот и Нолик, давайте с ним поздороваемся. 3. Совместная работа детей со взрослым. Нолик: Привет ребята. С пасибо вам, что вы решили заменить профессора и помочь мне провести опыты. Итак, первый опыт: Профессор сказал, что в одной из двух емкостей находиться соленая вода. Нужно определить в какой! Но пробовать воду на вкус нельзя. Как быть? ( дети высказывают предположения) Воспитатель: А д авайте попробуем о пустить в воду что нибудь. Например яйца. А сейчас давайте попробуем опустить в воду сырую картошку. Что произошло? Как вы думаете в какой ёмкости вода солёная? ( дети предполагают) Хотели бы вы узнать секрет этого опыта? Вывод: солёная вода лучше удерживает предметы на поверхности, потому что с оленая вода тяжелее и плотнее пресной. Воспитатель: Ребята, какой мы делаем вывод? ( дети говорят в какой емкости соленая вода) . Нолик: Ребята отлично, мы с вами справились. Следующий опыт. Я тут подумал можно ли поместить вещь в воду и достать ее сухой. Как вы думаете ребята? ( дети высказываются) - Ребята если мы опустим листок бумаги в воду, что произойдет? Дети: лист станет мокрым. ( показ воспитателя) Воспитатель: А я знаю, как можно сделать так чтобы лист остался сухим. Сомнем бумагу и положи м ее на дно стакана. Быстро переверн ем стакан и погрузи м его в воду. А теперь вынимаем стакан: бумага осталась сухой. Как вы думаете, почему у нас так получилось? Вывод: Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом. Воспитатель: Отлично. У вас хо рошо получается проводить опыты, что же нам еще Нолик предложит интересного. Нолик: «Ребята, я очень люблю рисовать, а вы любите? ( пауза на ответ) Может нарисуете мне на память рисуно к, но с одним условием. Мы же находимся в лаборатории и будем рисовать не красками а…? Воспитатель: Заинтересовал нас нолик, р ебята, чем же мы будем рисовать? ( предположения детей) . - Д ля этого у нас есть лимонный сок и ватные палочки. - Как вы думаете, м ожем ли мы этим рисовать? ( ответы детей) - А давайте попробуем, обмакиваем ватные палочки в сок ли мона и рисуем на листке рисунок, узор. Воспитатель: Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем. Физкультминутка: Вы наверное все устали Ну тогда все дружно встали Мальчики потопали Девочки похлопали Вместе дружно покружились А потом остановились Глазки крепко закрываем Дружно до 5 считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки. Ребята что же это? ( предположения детей) Воспитатель: Не расстраивайтесь ребята, мы ведь находимся в лаборатории и сейчас приготовим волшебную жидкость, которая невидимое делает видимым. Нам нужен для этого йод. Кто нибудь знает, что это такое? ( это такое лекарство которым обрабатывают ранки) В стакан с водой добавим йод и закрасим весь лист этим раствором. ( Дети выполня ют задание, рисунок появляется. ) Воспитатель: Ребята, ну не чудо ли это? только в лаборатории можно увидеть такие чудеса. Какой мы можем сделать вывод? Вывод: Йод окрашивает бумагу в светло – фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми. Так невидимое становится видимым. Молодцы ребята, какие красивые рисунки у вас получились, подарим их Нолику на память. ( дети дарят Нолику свои рисунки) Нолик: Спасибо ребята за рисунки, я их обязательно развешаю у себя дома. А сейчас я хотел бы узнать, можем ли мы сделать домашнюю радугу у нас в лаборатории. Воспитатель: Ребята как вы думаете, у нас получится сделать радугу? А как? Давайте попробуем. Для этого нам понадобится таз с водой, зеркало, фонарик и лист белой бумаги. - На дно контейнера положим зеркало и на него направим включенный фонарик так, чтобы отраже ние упало на лист белой бумаги. Вывод: В воде свет преломляется и разбивается на цвет а, так что на картоне отражается маленькая радуга. Нолик: Спасибо вам. Вы помогли мне провести опыты и узнать свойства воды. Т еперь вы стали настоящими исследователями. До свидания Дети прощаются с Ноликом. Воспитатель: Ребята, а я немного волшебница, и умею делать вот такой фокус. Налью в прозрачную бутылку воды и закрою ее крышкой. Произнесу заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». И сильно потрясу бутылку. Дети повторяют заклинание Вот какой я фокус знаю. Воспитатель: А сейчас нам пора обратно вернутся в группу, снимайте ваши халаты. Покружились, покружились и в группе очутились. 4. Итог занятия( рефлексия) Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? ( ответы детей) Чем мы с вами занимались? А для чего мы это делали? Что вам, ребята, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сего дня научились? ( Дети отвечают) А какое задание вам больше всего понравилось выполнять? ( ответы детей) Молодцы ребята, вы настоящие помощники, помоги Нолику провести все опыты и за это он оставил вам подарки( магнитики) . Воспитатель вносит коробочку с магнитиками, вручает каждому ребенку, благодарит за работу. Оборудование: конверт с запиской, вывеска «Лаборатория», правила, игрушка Нолик, 2 емкости с водой( соленая и пресная) дольки картофеля 15 шт. , стаканчики 15 шт. , два таза с водой, листки бумаги 30 шт. в атные палочки, лимонный сок, непроливайки 5 шт. , йод, кисточки 15 шт. , зеркало, фонарик и лист белой бумаги, магниты подарки.