Проект «Народная культура и традиции»
Документы для скачивания
М УНИЦИПАЛЬ НОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА» Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Организация детской проектной деятельности Название проекта: «Народная культура и традиции» Образовательные области: «Социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие» Выполнили: Богомаз О. С. Ткаченко О. Н. Назарово 2023 год Проект Название проекта: « Народная культура и традиции ». Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно- прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно- патриотических чувств. Актуальность: Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделят особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству. Задачи проекта: 1. Познакомить детей с традициями и культурой русского народа. 2. Познакомить детей с русской народной игрушкой. 3. Познакомить детей с разными формами устного народного фольклора. 4. Познакомить детей с особенностями народного быта. 5. Р асширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа. 6. Р азвивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях. 7. Р азвивать художественно — творческие способности детей. 8. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям. Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта Игровые: дидактические игры, настольные игры, под вижные игры, сюжетно – ролевые игры. Словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок, разговор, беседа, рассматривание картинок, рассматривание книг. Практические: упражнения, совместные действия воспитателя и ребенка. Наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов. Личностно- ориентированная технология И. С. Якиманская. Планируемые результаты: 1. Сформированы представления о народных традициях и обычаях; о разных формах русского фольклора. 2. Ознакомлены с « русской избой», с предметами старинного русского быта. 3. Сформированы представления о русской народной игрушке. 4. Ознакомлены с русскими народными играми, сформированы умения в них играть, ознакомлены с нар одными пословицами, поговорками. 5. Сформированы пре дставление о народном искусстве. 6. Сформировано представление о устном народном фольклор е. 7. Сформирован интерес к фольклору. Сценарий совместной деятельности по решению задач( основные шаги реализации проекта) - Выбор темы проект. - Постановка проблемы. - Составление плана проекта. - Изучение литературы по теме проекта. - Ознакомление родителей с проектом «Народная культура и традиции». - Организация предметно- развивающего пространства. - Систематизация материала( конспекты, консультации, папки- передвижки, памятки, рекомендации и др. ) . - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. - Подборка фотографий, литературы. Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта. Дети: - ННОД «Рассказ- беседа по ознакомлению с народными обычаями и традициями»; «Прогулка по фольклорным дорожкам». - Беседа «Как выглядит изба русского крестьянина», «Русская народная игрушка», «Чудо- мастера Руси». - Р ассказы из личного опыта: «Как мы с мамой езди ли в гости к бабушке в деревню». - Просмотр п резентаци й «Традиции русского быта», «Русская народная игрушка». - Рассматривание альбомов и иллюстраций: «Матрешка – символ страны», «Народные промыслы», «Дымковские чудо игрушки», «Предметы русской избы», « Русская национальная одежда». - Аппликация «Русская матрешка». - Р исование « Димковская игрушка», «Украшения фартучка». - Л епка «Пироги, ватрушки, плюшки», « Матрешка»- Р азвлечение «Обычаи и традиции русского на р ода»- Дидактические игры: «Ждем гостей», «Узнай потешку », «Чудо узоры», «Угадай сказку». - Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций: «Гуси – лебеди» «Ли сичка сестричка и серый волк», « Заяц- хваста », «Три медведя», «Гуси- лебеди» и другие. - С южетно- ролевые игры: «В гости к бабушке Арины », «Уложим спать Катю в колыбельку», «Прокати нас лошадка на саночках». - Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», « Совушка сова», «Колпачок», «Мыши водят хоровод». - Пальчиковые игры «Репка», «Семья». - Хороводые игры: «Галя по садочку шла», «Ходит Васька серенький». - Слушание ру сских народных мелодий и песен: «Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле б ерёзка стояла», «Барыня», «Как н а тоненький ледок», « Солдатушки, бравы ребятушки». Родители: - Создание фото альбома «Русская изба». - Знакомство родителей с планами работы в рамках проек т а. - Консультация для родителей «Знакомьте детей с народным фольклором», «Народные промыслы». - П ривлечение родителей к пополнению развивающей среды. - Изготовление кокошников, русских народных костюмов( сарафан, косоворотка) . - Беседа: «Семейные традиции». - Изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме. Описание продукта, полученного в результате проекта- П ополнение цент ров активности; - Изготовлены кокошники, русские народные костюмы( сарафан, косоворотка) ; - оформление выставки детских творческих работ; - с оздание картотеки: пословицы и поговорки, загадки, традиции, стихи и рассказы; - Создан фотоальбом «Русская изба»; - Создан лэ пбук «Русский быт», куб « Народная культура и традиции». Вид проекта: познавательный, творческий. Состав участников: Дети: средняя группа №2 «Буратино»( 18 человек) Педагоги: Богомаз О. С. , Ткаченко О. Н. Родители Интеграция образовательных областей №№ пп Название образовательной области Содержание( краткое) Задачи 1 Художественно- эстетическое развитие Аппликация «Русская матрешка». Р исование « Димковская игрушка», «Украшения фартучка». Л епка «Пироги, ватрушки, плюшки», « Матрешка» Познакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой, создать у детей интерес к народной игрушке, приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству. Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи ( точки, колечки, кружочки, полоски) . Познакомить с русской народной игрушкой- матрешкой, с процессом ее изготовления; учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания. 2 Речевое развитие Беседа «Как выглядит изба русского крестьянина», «Русская народная игрушка», «Чудо- мастера Руси». - Р ассказы из личного опыта: «Как мы с мамой езди ли в гости к бабушке в деревню». Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций: «Гуси – лебеди» «Ли сичка сестричка и серый волк», « Заяц- хваста », «Три медведя», «Гуси- лебеди» и другие. Расширять словарный запас детей, совершенствовать умения играть совместно со сверстниками, заучивать стихотворения. Развивать память, речь детей. Расширять словарный запас: изба, горница, ухват, ушат, половик, веретено, прялка, половик, рушник, самовар. Развивать знания о русском фольклоре: частушки, потешки 3 Познавательное развитие- ННОД «Рассказ- беседа по ознакомлению с народными обычаями и традициями»; «Прогулка по фольклорным дорожкам». - Просмотр п резентаци й «Традиции русского быта», «Русская народная игрушка». - Рассматривание альбомов и иллюстраций: «Матрешка – символ страны», «Народные промыслы», «Дымковские чудо игрушки», «Предметы русской избы», «Русская национальная одежда». - Р азвлечение «Обычаи и традиции русского на р ода»- Дидактические игры: «Ждем гостей», «Узнай потешку », «Чудо узоры», «Угадай сказку». Познакомить детей с традициями и культурой русского народа. Познакомить детей с русской народной игрушкой. Познакомить детей с разными формами устного народного фольклора. Познакомить детей с особенностями народного быта. Р асширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа. Р азвивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям. 4 Физическое развитие- Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», « Совушка сова», «Колпачок», «Мыши водят хоровод». - Пальчиковые игры «Репка», «Семья». - Хороводые игры: «Галя по садочку шла», «Ходит Васька серенький». У довлетворение потребности в движении, в общении, снятие напряжения, развитие внимания. 5 Социально- коммуникативное развитие- С южетно- ролевые игры: «В гости к бабушке Арины », «Уложим спать Катю в колыбельку», «Прокати нас лошадка на саночках». - Хороводые игры: «Галя по садочку шла», «Ходит Васька серенький». - Слушание ру сских народных мелодий и песен: «Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле б ерёзка стояла», «Барыня», «Как н а тоненький ледок», « Солдатушки, бравы ребятушки». Воспитывать коммуникативные навыки со взрослыми и сверстниками. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта- Изучение необходимой литературы. - Привлечение родителей к пополнению центров активности. Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта Центр « Познавайка » Подобраны иллюстрации к беседе по темам: «Как выглядит изба русского крестьянина», « Русская народная игрушка», «Чудо- мастера Руси». Добавлены альбомы и иллюстрации по темам: «Матрешка – символ страны», «Народные промыслы», «Дымковские чудо игрушки», «Предметы русской избы», «Русская национальная одежда». Пополнен дидактическими играми «Ждем гостей», «Узнай потешку », «Чудо узоры», «Угадай сказку». Центр «Умелые ручки» пополнен коллекциями игрушек и предметов быта из дерева: матрешки, погремушки, шкатулки и др. В данном центре находятся различные материалы: каранд аши, краски, бумага, пластилин, шаблоны, т рафореты, раскраски по тематики проекта( где дети могут по желанию выбрать себе материал, для выполнения своей фантазии) . Центр « Наш дом Россия » Пополнить фотоальбома «Русская изба» Центр « Любознайка » пополнен художественной литературой: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Золотое веретёнце ». Пополнен картотеками пословиц, загадок, стихов, песен, хороводных игр. Планируемое время на реализацию проекта по этапам Время года: осень Продолжительность проекта: Среднесрочный( с 26. 10. 2023 по 17. 11. 2023 г. ) № пп Этап Содержание деятельности Сроки 1 Поисковый- Подборка и изучение методической литературы для подготовки консультаций с родителями. - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. - Подборка фотографий, литературы 4 неделя октября 2 Аналитический Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. 27. 10. 2023г. 3 4 Практический П резентационный Активная деятельность педагогов и детей: Дети: - ННОД «Рассказ- беседа по ознакомлению с народными обычаями и традициями»; «Прогулка по фольклорным дорожкам». - Беседа «Как выглядит изба русского крестьянина», «Русская народная игрушка», «Чудо- мастера Руси». - Р ассказы из личного опыта: «Как мы с мамой езди ли в гости к бабушке в деревню». - Просмотр п резентаци й «Традиции русского быта», «Русская народная игрушка». - Рассматривание альбомов и иллюстраций: «Матрешка – символ страны», «Народные промыслы», «Дымковские чудо игрушки», «Предметы русской избы», «Русская национальная одежда». - Аппликация «Русская матрешка». - Р исование « Димковская игрушка», «Украшения фартучка». - Л епка «Пироги, ватрушки, плюшки», « Матрешка». - Р азвлечение «Обычаи и традиции русского на р ода»- Дидактические игры: «Ждем гостей», «Узнай потешку », «Чудо узоры», «Угадай сказку». - Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций: «Гуси – лебеди» «Ли сичка сестричка и серый волк», « Заяц- хваста », «Три медведя», «Гуси- лебеди» и другие. - С южетно- ролевые игры: «В гости к бабушке Арины », «Уложим спать Катю в колыбельку», «Прокати нас лошадка на саночках». - Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», « Совушка сова», «Колпачок», «Мыши водят хоровод». - Пальчиковые игры «Репка», «Семья». - Хороводые игры: «Галя по садочку шла», «Ходит Васька серенький». - Слушание ру сских народных мелодий и песен: «Плясовая », «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Барыня», «Как на тоненький ледок», « Солдатушки, бравы ребятушки». Родители: - Создание фотоальбома «Русская изба». - Знакомство родителей с планами работы в рамках проекта. - Консультация для родителей «Знакомьте детей с народным фольклором», «Народные промыслы». - П ривлечение родителей к пополнению развивающей среды. - Изготовление кокошников, русских народных костюмов( сарафан, косоворотка) . - Беседа: «Семейные традиции». - Изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме. Презентация проекта Итоговое развлечение «Обычаи и традиции русского на р ода» В течение реализации проекта 17. 1 1. 2023г. 5 Контрольный Анализ проведённых мероприятий по теме проекта, обобщение. 1 7. 11. 2023г. Организационные формы работы над проектом № пп Формы работы Название/ тема Сроки 1 ННОД- «Рассказ- беседа по ознакомлению с народными обычаями и традициями»- «Прогулка по фольклорным дорожкам»- Аппликация «Русская матрешка»- Р исование « Димковская игрушка»- Рисование «Украшения фартучка»- Л епка «Пироги, ватрушки, плюшки»- Лепка « Матрешка» 3. 11. 2023г. 10. 11. 2023г. 1. 11. 2023г. 9. 11. 2023г. 16. 11. 2023г. 7. 11. 2023г. 13. 1 1. 2023г. 2 Самостоятельная работа детей Р ассказы из личного опыта: «Как мы с мамой езди ли в гости к бабушке в деревню». - Рассматривание альбомов и иллюстраций: «Матрешка – символ страны», «Народные промыслы», «Дымковские чудо игрушки», «Предметы русской избы», « Русская национальная одежда». В течение реализации проекта 3 4 Чтение художественной литературы Дидактические и настольно печатные игры Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций: «Гуси – лебеди» «Ли сичка сестричка и серый волк», « Заяц- хваста », «Три медведя», «Гуси- лебеди» и другие. Дидактические игры: «Ждем гостей», «Узнай потешку », «Чудо узоры», «Угадай сказку». В течение реализации проекта В течение реализации проекта 5 Сюжетно- ролевые игры «В гости к бабушке Арины», «Уложим спать Катю в колыбельку», «Прокати нас лошадка на саночках» В течение реализации проект а 6 Беседа Беседа «Как выглядит изба русского крестьянина», «Русская народная игрушка», «Чудо- мастера Руси». В течение реализации проекта 7 Игры малой подвижности и подвижные игры- Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», « Совушка сова», «Колпачок», «Мыши водят хоровод». - Пальчиковые игры «Репка», «Семья». - Хороводые игры: «Галя по садочку шла», «Ходит Васька серенький». В течение реализации проекта 8 Слушание песен- Слушание русских народных мелодий и песен: «Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Барыня», «Как на тоненький ледок», « Солдатушки, бравы ребятушки». В течение реализации проекта 9 Рассматривание альбомов и иллюстраций- Просмотр презентаций «Традиции русского быта», «Русская народная игрушка». - Рассматривание альбомов и иллюстраций: «Матрешка – символ страны», «Народные промыслы», «Дымковские чудо игрушки», «Предметы русской избы», « Русская национальная одежда». В течение реализации проекта 10 Взаимодействие с родителями- Создание фотоальбома «Русская изба». - Знакомство родителей с планами работы в рамках проекта. - Консультация для родителей «Знакомьте детей с народным фольклором», «Народные промыслы». - П ривлечение родителей к пополнению развивающей среды. - Изготовление кокошников, русских народных костюмов( сарафан, косоворотка) . - Беседа: «Семейные традиции». - Изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме. В течение реализации проекта Список литературы: 1. Борменкова Т. М. «Русский фольклор в развитии речи детей», 2018г. , изд- во «ТЦ Сфера». 2. Ветохина А. Я. «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, 2015г. «ДЕТСТВО- ПРЕСС». 3. О. Л. Князева, М. В. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре, 2016 г. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург. 4. Кондрыкинской Л. А. «С чего на чинается Родина? », 201 3г. «ТЦ Сфера». 5. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013. 6. Куприна Л. С. «Знакомство детей с ру сским народным творчеством», 202 1г. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург. 7. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис- пресс, 2003. 8. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М. , «Цветной мир», 2012.