Методические рекомендации для создания проекта
Документы для скачивания
Методические рекомендации по созданию детских журналов В результате апробации проекта «Детский журнал» были разработаны следующие методические рекомендации: 1. Провести подготовительную работу. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия. Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его: а) выдвижение идеи( мозговой штурм) , целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; б) презентационные: построение устного доклада( сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации( продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе; в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов; д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; 2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования. 3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом- мотивацию. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в про ектную мотивационные механизмы. 4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта. Весь проект имеет какой- либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать. 5. Создавать группу не более 5- 8 человек. Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из вопросов, так называемым «проблемным вопросом». 6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир( природоведение) , иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно- урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. 7. Учесть и избежать «подводных камней». Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить выполнения задания родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких- либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники. Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть: • необходимыми знаниями в содержательной области проекта; • специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы. В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1- ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах. В рамках традиционных учебных занятий используют: • проблемное введение в тему проекта; • постановку цели и задач проекта совместно с учащимися; • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; • групповые работы, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; • выдвижение идеи( мозговой штурм) ; • постановку вопроса( поиск гипотезы) ; • формулировку предположения( гипотезы) ; • обоснованный выбор способа выполнения задания; • составление аннотации к прочитанной книге, картотек; • поиск дополнительной литературы; • подготовку доклада( сообщения) ; • самоанализ и самооценку, рефлексию; • поиск альтернативных способов решения проблемы и т. п. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. Творческими работами проекта могут быть: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, доклад, электронная презентация, и т. д. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. О рганизация проектной деятельности по созданию детского журнала в начальной школе является важным инструментом развития креативности, умения работать в коллективе и самовыражения учащихся. Такой проект не только способствует развитию познавательных и творческих способностей детей, но и помогает им ощутить себя настоящими журналистами и дизайнерами. Кроме того, участие в создании журнала укрепляет дружеские связи между учениками и учителями, стимулирует интерес к чтению и письму, а также формирует у детей ответственность и самостоятельность. Таким образом, проектная деятельность по созданию детского журнала не только расширяет кругозор учащихся, но и способствует их всестороннему развитию.