a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов " Как организовать экспериментальную деятельность на прогулке с детьми в летний оздоровительный период.

Автор: Матвеева Наталья Александровна Опубликовано: 2024-06-17 19:33:53

 

Настало лето – замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды. Закаливание важно вообще, для дошкольников – тем более из-за функциональной незрелости их органов и систем. Оно укрепляет организм ребенка, повышает его сопротивляемость, способствует воспитанию силы воли, приучает к дисциплине.

 

Подвижная  игра  –  сознательная  двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение  заданий,  которые  связаны  с обязательными  для  всех  играющих  правилами. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждают дошкольников к определенным умственным и физическим усилиям, а значит, способствуют их развитию в целом. Подвижные игры бывают сюжетными и бессюжетными, могут проводиться с пособиями и без них. В данном случае речь пойдёт – об играх с водой.

 

 

 

 

 Игра — основная деятельность ребенка дошкольного возраста, она делает жизнь детей полноценной и радостной. Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе — все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала: песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т.д. — способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного детьми сюжета.Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее, некоторые игры появляются неожиданно как отклик на яркие новые впечатления. Все это требует от воспитателя гибкости, оперативности и находчивости в руководстве игрой.

Очень хочется, чтобы летний оздоровительный период приносил детям здоровье, полноценный отдых и огромный заряд положительных эмоций. В этом случае на помощь приходят игры с песком, водой и ветром. Они не требуют особых вложений, но польза от них колоссальная.
Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренируют терпение. Песок нередко действует на детей как магнит, их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует и в то же время учится работать и добиваться цели. Трогая руками песчинки, ребенок развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка.
Организация игр с песком
Воспитатель должен внимательно следить за играми с песком, предупреждать, что насыпать его нужно осторожно, чтобы он не попал кому-нибудь в глаза.Песочница должна закрываться  крышкой, песок должен быть свежим и чистым. Песок не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется большая часть песочницы и он должен быть  увлажненным. Песок требует систематического ухода. Один раз в неделю его следует обливать кипятком, ежедневно «прочесывать» граблями, очищая от мусора, сгребать после каждой игры, вечером и за час до игры поливать: песок будет чистым и пластичным;
Игрушки для песочницы должны быть небольшого размера, хорошо если в состав войдут человеческие персонажи, домики, животные, машинки, растения, мосты, ворота, естественные предметы: ведерки, стаканчики, совочки, лейки, грабельки, палочки, листочки, формочки, ситечки, камешки, картонки, предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага) и многое другое.
 
В младшем и среднем дошкольном возрасте со сложными сюжетами организации игры в песочнице лучше повременить, а начать со знакомства с песком и его свойствами.
1.Для начала детям предлагается потрогать песок, пропустить его сквозь пальцы, сдуть с ладошки, рассмотреть песчинки, захватить песок в кулачки и выпустить из руки, как водичку.
2.Потрогать сухой песок, а затем влажный, предварительно полив его из маленькой леечки. Обратить внимание на то, что сухой песочек сыплется из руки, а влажный нет; сухой песок светлый, а влажный темный.
Игра «Отпечатки»
Цель: получение первого чувственного опыта.
1.На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют следы рук, пальцев, ног, коленок. В процессе игры можно сравнить отпечатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого.
2.На ровной поверхности взрослый и ребенок оставляют отпечатки разных предметов: ведерка, лопатки, палочки, листочка и т.д. Когда отпечатков становится много, ребенок должен угадать, какому предмету принадлежит тот или иной отпечаток.
3.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, стопами ног всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (цветочком, солнышком, травинкой, деревом и пр.);
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие тактильных ощущений
1.Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки.
2.Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры.
3.Взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Я рисую на песке»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.
1.Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.
2.Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.
Игра «Напои песочек»
Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.
Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратно вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега.
Игра «Маленький повар»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.
Игра «Ситечко»
Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.
Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок.
1.Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно.
2.Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)
3.Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.
4.Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.
 
Опыт «Как движется сухой песок?»
Цель: стимулирование познавательной активности и интереса к окружающему миру.
Описание: воспитанники вместе с педагогом  рассматривают песочные часы, а затем самостоятельно просыпают песок через воронки ( песок мелкий и с наличием примесей мелких камней).
Опыт «Следы игрушек»
Цель: развитие наблюдательности, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Описание: воспитанникам предлагается рассмотреть отпечатки на мокром песке от игрушек.
Измерительная деятельность
 «Такие разные следы и отпечатки!»
Цель: развитие наблюдательности, умения сравнивать и обобщать, делать выводы и классифицировать.
Описание: сравнение контуров (отпечатки на мокром песке) рук, ног.
Лаборатория песка
Цель: развитие наблюдательности, умения определять причины явлений, заключающихся в свойствах самих предметов.
Описание: воспитанники совместно с педагогом организуют исследования  и эксперименты с песком
1. «Из чего состоит песок» - с помощью лупы рассмотреть песок.
2.«Сухой песок сыпучий, мокрый песок нет» – насыпать песок мокрый и сухой в емкость с узким горлышком.
 
Организация игр с водой
В жаркие летние дни организуйте с детьми игры с водой. В самых укромных уголках площадки, под тенистыми деревьями, удобно разместить столы, скамейки, оборудование для игр с водой: небольшие надувные бассейны, ванночки, тазики, лейки и пластмассовые баночки разной формы, плавающие и легко моющиеся игрушки, водные пистолеты, бутылочки-обливалочки и другие забавные, милые детскому сердцу предметы, выносить их на прогулку удобно в ярких, легких пластмассовых корзинках или тазиках.
Емкости для воды: стаканчики, бутылочки, тазики, бассейны, предметы из разных материалов, губки, ложки, резиновые игрушки, шарики, мячики и многое другое. Будет весело, если изготовить вместе с детьми кораблики из скорлупок от орехов.
Однако, для полноценной игры одного оборудования недостаточно. Для того, чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет. Вот некоторые игры, которыми Вы можете воспользоваться в работе с детьми.
Игра «Кораблики»
Цель: развитие дыхания
1.Нужен таз с водой. В качестве корабликов могут выступать скорлупки от орехов, можно даже сделать парус этому кораблю. Деткам предлагается запустить свой кораблик и дуть на него, чтобы он плыл как по морю, заодно поработаете над дыханием.
2.Пускать кораблики из разного материала: кусочки пенопласта, щепки, травинки, перышки. Можно в процессе игры дуть и делать водоворот руками.
Игра «Рыболов»
Цель: развитие цветовосприятия, умения действовать по просьбе взрослого.
1.Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок (удочку и рыбок) и дайте им попробовать поймать свою золотую рыбку. Можно даже на улов загадать желание.
2.Положите в таз разные легкие игрушки, чтобы они плавали на поверхности, и дайте их выловить сачком или ситечком.
3.Бросьте в воду шарики разного цвета и попросите вылавливать шарики по Вашей команде, например: «Поймай красный шарик; красный и желтый шарик; поймай 2 шарика» и т.д.
Игра «Брызгалки»
Цель: развитие меткости, крупной моторики.
1.В этой игре Вам понадобится мишень и бутылка с отверстием в крышке. Детям нужно попасть в мишень струей воды, нажимая на бутылку.
2.Возьмите целлофановый пакет и сделайте в нем маленькие дырочки. Наберите в него воду и начинайте сжимать. Детям понравится смотреть, как из него бегут маленькие струйки воды. То же самое можно сделать и пластиковой бутылкой.
Игры – эксперименты
В ходе экспериментальной деятельности ребенка педагог искусственно создает ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения,  стимулирует развитие речи.
  1. Дайте детям по маленькой бутылочке с узким и широким горлышком и попросите опустить в воду, пусть они наблюдают, как туда затекает вода, где это происходит быстрее, а где медленнее.
  2. Еще один интересный эксперимент: дайте ребенку 2 миски, в одну из них налейте воды, а вторую оставьте пустой. Предложите ребенку губкой «перенести» воду из одной миски в другую. Другой вариант: используйте вместо губки деревянную ложку.
 
Игра «Тонет – не тонет»
Вам потребуется таз с водой. Подайте ребенку коробку с разными предметами и предложите бросать в воду по одной. Побеседуйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.
 «Вытечет ли вода из миски, если туда набросать камней?»
Предложите детям бросать камушки в миску, почти заполненную водой.
Для воспитанников старшего дошкольного возраста:
Рисунки песком и водой «Необычное рисование»
Цель: развитие творческого воображения, в процессе экспериментирования с нетрадиционным материалом для рисования.
Опыт «Музыка воды»
Цель: развитие интереса к скрытым свойствам и качествам неживой природы
Описание: воспитанникам предлагается сравнить звук переливающейся воды в стаканы из разного материала и расстояния.
Эксперимент «Вода может склеивать?»
Цель: развитие интереса к скрытым свойствам воды
Описание: воспитанникам предлагается склеить листы бумаги, пластмассы, клеенки и других материалов.
Опыт «Очистка воды»
Цель: развитие элементарных исследовательских умений, поисковых действий, направленных на изучение свойств объектов неживой природы.
Описание: воспитанникам предлагается решить проблемную ситуацию «В походе закончилась вода. Что делать?». Воспитанники определяют и апробируют на опыте способы очистки воды (через несколько слоев ткани, через вату, через песок).
Эксперимент «Как убегали краски?»
Цель: стимулирование экспериментальной деятельности, развитие умения формулировать выводы и умозаключения.
Описание: в стаканы налить воду разного цвета, соединить стаканы между собой белыми салфетками, опущенными в стаканы, наблюдать как краска поднимается по салфеткам.
Эксперимент-фокус «Радуга»
Цель: развитие познавательного интереса.
Описание:  поставить зеркало в воду под небольшим углом, поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену, поворачивать зеркало до тех пор , пока не появится на стене спектр.
Эксперимент-фокус «Заговор воды»
Цель: развитие наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Описание: воспитанникам демонстрируется баночка с водой, дети определяют её свойства (бесцветная, прозрачная), после взбалтывания она становится цветной. Вывод: на крышке была краска, которая растворилась.
 
Игры с ветром  (воздухом)
Для игр с ветром понадобятся: игрушки-вертушки, воздушные змеи, бумажные самолетики, воздушные шарики, веера, флюгер, мыльные пузыри
"Вертушки"
Вертушки ветерок приведет в движение, если с ней бежать или стоя «поймать» ветер. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как вертушки закрутились. Со старшими детьми можно изготовить вертушки своими руками, из бумаги.
"Султанчики"
В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок.
Игры с мыльными пузырями
Можно пронаблюдать, как высоко поднимаются пузыри, в какую сторону ветер их относит.
"Летающий осьминог"
 
Наблюдать за направлением ветра. Дать детям самим раскрутить флюгер. Можно изготовить флюгер из подручных материалов.
"Помашем веером"
Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.
"Поймаем воздух"
Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка».
 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: