Консультация для родителей «Народные игры в семье»
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми ,являются народные игры . В них много юмора, шуток, соревновательного задора . Своеобразие игровых действий ( прятание –поиск ,загадывание – отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры , вызывает у детей гамму чувств и переживаний .
В народных играх отражается исконная любовь народа к веселью , движениям , удальству . Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц , каламбуров ,со смешными движениями , жестами , «выкупом» фантов. Шуткам и юмору , характерным для них , присущи безобидность . Они определяют педагогическую ценность народных игр , так как доброжелательный смех партнёров –близких взрослых, товарищей -действует на ребёнка сильнее , чем замечания и наказания .
Наличие правил и требование их соблюдения , частая сменяемость входящих ставят участников игры в положение равноправных партнёров , что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.
В чём преимущество использование народных игр в практике семейного воспитания ? Прежде всего в простате и доступности их организовать . Они не требуют специального оборудования , специально отведённого для этого времени Минимальное количество участников –от двух до четырёх человек .
Предлагаю вашему вниманию несколько народных игр , которые могут быть использованы в семье.
У дяди Трифона
Описание игры .Играющие берутся за руки , образуя круг , один остаётся в середине . Все поют или приговаривают :
У дядюшки Трифона семеро детей ,
Семеро детей и все сыновья .
Они не пьют , не едят ,
И всё делают вот так.
При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение , а все играющие должны его повторить. Тот , кто не успевает или неточно повторяет , платит фант.
Указание к проведению. Игра может быть использована при организации детских праздников. Участие взрослого делает её более интересной .Движения , придумываемые водящим , должны быть забавными и не вызывать затруднений у детей.
Молчанка- смешилка
Описание игры . Перед началом игры все участники произносят запевалку :
Первенчики , червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе ,
По чужой полосе.
Там чашки , орешки ,
Медок , сахарок –
Молчок !
После того как сказано последнее слово ,все должны замолчать . Ведущий старается рассмешить играющих забавными движениями , весёлыми словами ,прибаутками . Тот ,кто засмеётся или что-нибудь скажет , отдаёт ведущему фант.
Указания к проведению .Игру можно проводить как дома , так и во время прогулки . Ведущий выбирается с помощью считалки . Ему не разрешается дотрагиваться руками до играющих . Выкупать фанты можно сразу , как только кто-либо из играющих засмеётся или заговорит.
Холодно-горячо
Описание игры . Выбирается ведущий . ОН выходит из комнаты ,остальные прячут какой-либо предмет . Затем играющие приглашают ведущего войти в комнату и предлагают ему найти спрятанную вещь .Если ведущий приближается к предмету , то играющие говорят : «тепло» , «горячо» , если удаляется : «холодно»
Вместо слов можно предупреждать о близости предмета сильным или слабым звоном колокольчика. После того как предмет найден , выбирается новый водящий.
Чепуха
Описание игры: Каждый игрок загадывает какой-либо предмет,например :самолёт, машина, игрушка и т. д. Выбранный водящий задаёт вопрос (каждому игроку один, предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом. Тот играющий, чей ответ в большей степени соответствует вопросу, становится водящим.
У медведя во бору
Эта игра нравится детям уже с двух половиной лет. Нужно выбрать медведя, который ложится спать в «берлогу», то есть садится на скамейку или стул, встает в очерченный на асфальте или земле круг. Остальные участники медленно подходят к берлоге и говорят:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит!
При словах «Грибы, ягоды беру» участники наклоняются к земле, как будто в самом деле что-то ищут там. «А медведь не спит» — в этот момент «медведь» должен открыть глаза, после слова «рычит» выйти из берлоги и догонять участников игры, которые разбегаются врассыпную. Пойманный становится «медведем». Если никого поймать не удалось, то «медведь» возвращается обратно, а игра начинается снова.
Перед игрой можно рассказать детям о повадках хозяина леса: он крупный, косолапый, ходит переваливаясь с ноги на ногу, любит лакомиться ягодами, на зиму впадает в спячку, укрываясь в берлоге. Участник, выбранный на роль медведя, наверняка захочет как следует вжиться в роль, что сделает игру ещё веселее. Для разнообразия в этой игре можно использовать муляжи грибов или вырезанные из картона ягоды: круги красного и синего цвета, которые будут изображать малину и чернику.
Подвижные народные игры важны и для интеллектуального развития ребёнка, ведь они совершенствуют познавательные процессы: внимание, память, мышление и воображение, способствуют развитию дикции и правильной речи.
Русские народные подвижные игры подходят для большой компании, где каждый принимает активное участие, а не просто наблюдает, и это делает их яркими и эмоциональными.
Играйте всей семьёй, играйте с удовольствием.
- Консультация для педагогов " Как организовать экспериментальную деятельность на прогулке с детьми в летний оздоровительный период.
- Консультация для родителей " Здоровое и безопасное лето!
- Дидактическая игра "Найти пару животному"
- Selfie Journal: Откройте для себя мир красоты и здоровья
- краткосрочный проект День Защитника Отечества