a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад к РМО "Проблемы коррекции логопедической работы с одаренными детьми, пути их решения"

Автор: Геронтьева Ольга Анатольевна Опубликовано: 2024-06-25 14:30:17

Документы для скачивания

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области Доклад к методическому объединению «Проблемы коррекционно- логопедической работы с одаренными детьми, пути их решения»   Автор доклада: учитель – логопед  Геронтьева О. А.     Одаренность  – это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Каждый ребенок талантлив. Добьется ли он успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою  одаренность. Цель нашей   работы: создание условий для оптимального развития  одаренных детей, чья  одаренность  на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Обучение и воспитание, поддержка и социализация одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Речь является одной из важнейших коммуникативных функций. И с каждым годом возрастает число детей, имеющих различные речевые нарушения. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера.       Каждый ребенок – по- своему уникален и неповторим. Столь же индивидуальным является и процесс его развития. Выявление одаренных детей- продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка, должен начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Раннее выявление, воспитание и обучение таких дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.                                                                                                                          В число обучающихся на логопедическом пункте входят не только дети, испытывающие трудности в усвоении программного материала, но и одаренные дети, которые растут и развиваются быстрее, и опережают по целому ряду показателей своих одногодок. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем- либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.      При организации работы с одаренными детьми в условиях логопункта, речь должна идти о создании, учителем- логопедом, такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей, и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Очень часто детская одаренность проявляется при создании специальных условий: организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу. Также использование инновационных педагогических технологий в логопедической практике, открывает новые возможности, позволяет использовать новые подходы в коррекционной работе с одаренными детьми. Предпочтительно использовать такие методы: исследовательский, частично- поисковый, проблемный, проектный, метод синектика.     Также рекомендуется активно использ овать кружков ую работ у в данном направлении и театрально- игров ую деятельность. Исследовательская деятельность позволяет ребенку самостоятельно добывать знания, прорабатывать нужные темы, а, значит, способствует лучшему усвоению материала, развивает коммуникативные и творческие способности детей.        Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектом, овладевают методом научной и творческой работы. Дети развивают самостоятельное мышление, приобретают умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации. Но ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель( замысел) . Поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.   Большое значение в коррекционной работе с одаренными детьми в логопунктах и логопедических группах имеет развитие творческих способностей. С помощью  театрализованных  занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Синектика – современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий.  ( Автор  синектики Уильям Дж. Гордон, С ША, 50- е годы) . В переводе с греческого,   синектика означает  «объединение однородных элементов». По Гордону,   существуют два вида процессов творчества: - превращение незнакомого в знакомое или неизвестного в известное, ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны- это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения. Этот процесс неуправляемый и основан на интуиции и вдохновении. - превращение знакомого в незнакомое- означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В" известном мире" предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного- основа творчества. Этот процесс управляемый и основан на использовании различного вида аналогий. 1. Личная аналогия- способность поставить себя на место образа или предмета и понять его трудности как свои собственные.   Примерные варианты заданий: - изобрази будильник, который забыли выключить; - покажи походку человека, которому жмут ботинки; - изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика; - представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай  «В лесу родилась елочка…», промяукай  «Солнечный круг…»  и т. д. - А что, если ты превратишься в дерево? О чем шепчутся твои листочки?   Или: «Представь себя на месте солнышка. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь? 2. Прямая аналогия- объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких- либо свойств и отношений. Основывается на поиске сходных процессов в других областях  знаний ( вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы, змея — на ремешок; луна — на круглый глаз…огромный, тарелку, блин не пропечённый; журавль — на тощий кран подъемный; зонтик – на карусель, грибок; расч ёска – на забор и зубы и т. д. ) Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем; 3. Символическая аналогия- неожиданное, яркое определение, показывающе е предмет с необычной стороны «Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру  «Что в круге? »  В этой игре вы научите детей условному изображению любых  предметов, умению их классифицировать. Нарисуйте на доске, например кружочки ( треугольники, квадраты и т. д. )   и при этом перечисляйте:   «Это яблоко, это груша, это слива»  обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие.   Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «А где все это бывает? Тогда кру г- это что?   Дети тут же проводят аналогию по внешнему виду и говорят:   «Колбаса, сыр»  ит. д.   Далее дайте детям возможность перечислить все варианты: кру г- это сад, корзина, ваза… когда иссякнут детские ответы,   говорите:   «Нет, это не фрукты, это…», - можете перечислить несколько вариантов названий  предметов мебели. Тогда большим кругом станет квартира, магазин, детский сад и т. д. Главная цель игры- показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой. Потом можно пойти дальш е- предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное.   Например: овощи, фрукты- кружочком; мебель, дом а- прямоугольником; человека- треугольником. Этим вы закрепляете у детей умение видеть абстрактный образ объекта. 4. Фантастическая аналогия- способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство. Решение проблемы, задачи, осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы( нарисуй свою радость –  возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это може т быть человек, растение и т. д) Существует достаточно много примеров фантастическ ой аналогии: 1. Оживший рисунок. Вы получили замечательный дар, все, что вы нарисуете- оживает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и растений? 2. Сказки по- новому. Этот  метод  помогает по- новому взглянуть на знакомые сюжеты. Разве не привыкают дети к тому, что Колобок- добрый, лиса- хитрая, волк- злой, Золушка и Крошечка- Хаврошечка- трудолюбивые, скромные. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать. Для этого предлагается  метод  «Сказка, но по- новому». Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой и капризной, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик становится хитрым и злым… Рассказываем детям знакомую сказку и доверительно договариваемся что- то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. К примеру,   мы говорим: «Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что- то другое. И по этому, чему- то другому, принц также нашел ее». Что же потеряла Золушка, и как ее нашел принц? Путем рассуждений,   путем проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая- нибудь деталь от наряда Золушки ( бант) . Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках. 3. " Как мне повезло" . Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце. Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей. Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники и т. д. Итак, чтобы творчество было во взрослой жизни, его необходимо развивать в детстве.   Метод синектики  является одним из действенных  методов   развития творческих способностей, как у детей, так и взрослых. Необходимо создание такой атмосферы, где как взрослый, так и ребенок чувствовал бы себя комфортно, не боялся критики, слишком оригинальных, порой нелепых идей и не боялся рисковать. Ведь как говорил А. С. Макаренко" Отказаться от риска- значит отказаться от творчества" . В процессе работы вы увид и те, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной. Большую роль в развитии речи играет мелкая моторика рук, которую развиваем через различные виды художественной деятельности. Такие как: конструирование, лепка, пальчиковые игры, тесто- пластика и др. Например:   лепка   – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно- пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Также она: - благотворно влияет на нервную систему; - повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; - формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что у ребенка развивается эстетические качества. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать красоту вокруг нас. Коррекционно- логопедическая работа с одаренными детьми требует индивидуального подхода к каждому ребенку.   Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, способствует формированию волевых качеств, навыков самоконтроля у ребёнка за счёт повышения мотивации к развитию собственной речи, поддерживает у детей с нарушением речи познавательную активность, в целом повышает эффективность коррекционной работы, что способствует развитию творческих способностей детей, и помогает выявить одаренность в целом.  Важно так же учитывать, что практически каждого ребенка можно в чем- то назвать одаренным, т. к. все дети, безусловно, талантливы и неповторимы. Подводя итог, хочется отметить, что использование в коррекционной работе разнообразных методов и приемов способствует формированию волевых качеств, навыков самоконтроля у ребенка за счет повышения мотивации к развитию коммуникативной сферы, поддерживают у детей с нарушениями речи познавательную активность, в целом повышает эффективность коррекционной работы, что способствует развитию творческих способностей детей, и помогает выявить одаренность у детей в целом.       

Оставить комментарий: