a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогический совет "Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми"

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

ПЕДСОВЕТ. ТЕМА: " Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми" План педсовета I часть. Вступительное слово заведующей. II часть. Тема" Жестокое обращение с детьми: что это такое? " Выступление ст. воспитателя. Подтемы: Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога. Какие наиболее характерные особенности в поведен ии взрослых должны подтвердить н аши опасения? Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам III часть. Тема" Рекомендации для воспитателей по коррекции детско- родительских отнош ений" . Подтемы: Трансляция положительного образа ребенка IV часть. Информационно- практическая Карточки с заданиями V часть. Обсуждение проекта решения Совета педагогов Примерный Проект решения 1. Заведующая дошкольным учреждением: о рганизует и про водит занятия с педагогическим коллек тивом на т ему" Что такое право 2. Методист: п одбирает литературу по нормативно- правовым вопроса м для самообразования педагогов 3. Педагог: оформляет в своей группе информационный стенд для родителей" Правам ребенка посвящается" ( на основе нормативно- правовых документов) Проведение педсовета I часть. Вступительное слово заведующей. Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. В статье 18( п. 1) закона" Об образовании" указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса. Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса. Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа( с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений. В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты( п. 3 ст. 7 Федераль ного закона от 24 июля1998 Г. N- 124- ФЗ" Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ) . Таким образом, к основным задачам относятся: принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей; установление контакта со специальными службами защиты детей; проведение работы по формированию правового сознания родителей. Что для этого необходимо? Во- первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса. Во- вторых, определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов. В- третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт( И. А. Карпенко, В. А. Петровский) . II часть. Тема" Жестокое обращение с детьми: что это такое? " Выступление ст. воспитателя. " Проблемные" родители- не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми- это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это- унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны ро дителей уважения, внимания, лас ки, тепла. Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости. Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска: неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех; присутствие в семье больного алкоголизмом( наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы; безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты; статус беженцев, вынужденных переселенцев; низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок; умственные или физические недостатки ребенка; " трудный" ребенок. В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога. Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту. Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка. Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению( такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми) . Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания. Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле. Повторяющиеся жалобы на недомогание( головную боль, боли в животе и др. ) . Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери. Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого. Судорожное реагирование на поднятую руку( ребенок сжимается, как бы боясь удара) . Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех. Демонстрация" взрослого" поведения, интерес к вопросам секса. К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез. Нал ичие какого- либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие( в то, числе и сексуальное) . Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога. Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно подумали о ком- нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям. Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения? В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. На жалобы по поводу поведения сын: ( дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду. В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам: ваше предположение подтверждается( не подтверждается) ; решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов. Особого внимания требуют семьи, в которых существует" установка на агрессию" . Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения. Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим. Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. III часть. Тема" Рекомендации для воспитателей по коррекции детско- роди тельских отношений" . Э ффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Для этого ученые рекомендуют традиционные методы: наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, изучение продуктов детской деятельности и др. В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму( " мягкая" или" жесткая" ) обращения родителей с детьми: употребление уменьшительно- ласкательных или грубых слов, реакция на просьбы ребенка, его шалости, капризы и Т. п. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: тон голоса взрослого( спокойный, резкий, ироничный и др. ) , мимика, телесные контакты- касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей( их настроение, содержание обращений и др. ) . Эффективными являются и наблюдения за детьми в сюжетно- ролевой игре" Семья" , где дошкольники воспроизводят привычные, для них формы общения. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволят педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений. Содержательную информацию о психологическом климате в семье воспитатель может получить также из рисунков детей на темы" Моя семья" , " Мой самый любимый человек" и др. При анализе этих работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, количественный состав семьи( полная, неполная) . Отметить расположение и последовательность изображения членов семьи, особенности нарисованных фигур и др. ( См. подробнее интерпретацию рисунков в книге" Общая психодиагностика" под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М. , 1987. С. 206- 221. ) Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим воспитанникам разрешить следующие ситуации: 1. У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял( а) с собой на представление? 2. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это? З. Дома ты строишь из конструктора гараж. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь? 4. Ты потерял( а) что- то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? 5. У тебя болит зуб, и ты должен( должна) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу? После того как педагог установит доверительный деловой контакт с родителями: становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми- трансляции родителям положительного образа ребенка. Трансляция положительного образа ребенка Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточиваясь лишь на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребенка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности" снять" родительскую тревожность являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями. Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку. Каковы же характерные черты подобного стиля общения воспитателя с детьми? Определенная личностная позиция педагога, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Признание в качестве основной цели взаимодействия с детьми обеспечение чувства психологической защищенности. Индивидуальный подход, т. е. координация требований с имеющимися у ребенка способностями. Признание и принятие личности ребенка, умение" встать на его точку зрения" , не игнорировать свойственные ему чувства и эмоции. Создание ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности. Родители, которые изо дня в день видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка. IV часть. Информационно- практическая Карточка 1 Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребенка? Задание. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства- участники Конвенции? 1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование; 2) право на жизнь, право на семейные связи, право на образование; 3) право на жизнь, право свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг; 4) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Карточка 2 Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ? Задание. Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка? 1) Органы управления Российской Федерации; 2) органы местного самоуправления; 3) образовательное учреждение; 4) родители и другие лица, воспитывающие ребенка. Карточка 3 Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ? Задание. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка? 1) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту; 2) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей; З) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение; 4) родители и органы местного управления образованием. Карточка 4 Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ? Задани е. Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им? 1) Да, если они получены с согласия родителей; 2) да, если они получены не в результате правонарушения; З) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители; 4) нет, ребенок не должен работать. Карточка 5 Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ" Об образовании" ? Задание. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в общеобразовательном учреждении? 1) Лица, совершившие или допустившие нарушения; 2) органы местного самоуправления; З) местные органы управления образованием; 4) образовательное учреждение. Карточка 6 Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ" Об образовании" ? Задание. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении? 1) Учредитель; 2) органы управления образовательным учреждением; З) должностные лица образовательного учреждения; 4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции. Карточка 7 Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ" Об образовании" ? Задание. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы воспитанников и дело дойдет до судебного разбирательства? 1) Заведующая как представитель образовательного учреждения; 2) заведующая как должностное лицо этого учреждения; 3) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение; 4) учредитель образовательного учреждения. Карточка 8 Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ" Об образовании" ? Задание. Дает ли право закон РФ" Об образовании" участвовать в управлении образовательным учреждением родителям( законным представителям) обучающихся? 1) Да, только через родительские комитеты; 2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия; 3) да, только через Совет образовательного учреждения; 4) нет. Карточка 9 Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ" Об образовании" ? Задание 5. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников? 1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование; 2) правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников; 3) направлять ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения; 4) создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Карточка 10 Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия Вам следует совершить? 1) Побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий; 2) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок; 3) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка. Карточка 11 Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему ребенку. Имеет ли право представлять интересы ребенка только кто- нибудь из родителей? 1) Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей; 2) да, если назначенный родитель проживает совместно с ребенком; 3) нет, органы опеки обязаны назначить ребенку представителя для защиты его прав; 4) нет, ребенок имеет право на собственное мнение. Ответы к заданиям Карточка 1 Задание. Правильный ответ- четвертый. Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. " Государства- участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, и мущественного положения, состоя ния здоровья. . . " ( Конвенция о правах ребенка, ч. 1, СТ. 2) . Карточка 2 Задание. Правильный ответ- четвертый. " Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" ( Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1) . За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть при влечены к различным видам юридической ответственности. Карточка 3 Задание. Правильный ответ- второй. " Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей" ( Семейный кодекс РФ, с. 65, п. 2) . Карточка 4 Задание. Правильный ответ- второй. " Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им" ( Семейный кодекс РФ, с. 60, п. З) . Под доходами подразумевается не только имущество, полученное в дар или в порядке наследования, но и заработок. Карточка 5 Задание. Правильный ответ- четвертый. 3акон РФ" Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся возлагает на образовательное учреждение( ст. 32, п. 4) . Речь идет об ответственности образовательного учреждения как юридического лица. Карточка 6 Задание. Правильный ответ- третий. " Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения" ( закон РФ" Об образовании" , сто 51, п. 7) . Должностное лицо- служащий государственного учреждения, уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия. В дошкольном образовательном учреждении под должностным лицом подразумевается заведующая ДОУ. Карточка 7 Задание. Правильный ответ- первый. В соответствии с законом РФ" Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников должно нести образовательное учреждение. Представлять его должен руководитель этого учреждения или иное уполномоченное должностное лицо. Постановление суда будет обращено к образовательному учреждению, а не к конкретным должностным лицам, несущим ответственность за деятельность образовательного учреждения, и не к лицам, непосредственно нарушившим права и свободы воспитанников. Руководитель же образовательного учреждения по результатам решения суда должен принять меры по устранению отмеченных судом нарушений и возмещению ущерба, причиненного образовательному учреждению действиями его работников. Карточка 8 Задание. Правильный ответ- второй. " Родители( законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право. . . защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением" ( закон РФ" Об образовании" , ст. 52, п. 1) . Закон не указывает на какие- либо ограничения в выборе органов управления образовательным учреждением, в котором родители( законные представители) могли бы участвовать. Они имеют право избирать и быть избранными в представительные или иные органы самоуправления образовательного учреждения в соответствии с установленным в уставе порядком. Карточка 9 Задание. Правильный ответ- четвертый. " Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий, орган изация питания определяется УСТА ВОМ образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения" ( закон РФ" Об образовании" , СТ. 51, п. 1) . Карточка 10 Карточка Правильный ответ- третий. " Должностные лица организаций и иные граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка" ( Семейный кодекс, СТ. 56, п. 3) . Карточка 11 Карточка 5 Правильный ответ- третий. " Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей" ( Семейный кодекс, ст. 64, п. 2) . V часть. Обсуждение проекта решения Совета педагогов Примерный Проект решения 1. Заведующая дошкольным учреждением: организует и про водит занятия с педагогическим коллек тивом на тему" Что такое право 2. Методист: п одбирает литературу по нормативно- правовым вопроса м для самообразования педагогов 3. Педагог: оформляет в своей группе информационный стенд для родителей" Правам ребенка посвящается" ( на основе нормативно- правовых документов)

Оставить комментарий: