a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Трудовое воспитание дошкольников в семье

Автор: Мордасова Евгения Ивановна Опубликовано: 2024-07-17 09:58:36

Документы для скачивания

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье» Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых, поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.  Трудовая деятельность дошкольника не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. У игровой и трудовой видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых, действует в воображаемом плане, в труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В труде ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию нравственных качеств. Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что- то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма. Существует ряд ошибок, которые допускают родители в трудовом воспитании детей: – Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. Ирония и «пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше-   Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам. – Приучение к труду силой. Случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. В результате у детей появляется  отвращение к труду. – Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом».  В большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Что делать? 1. Не запрещайте ребенку помогать вам. Наоборот, надо выражать радость и дать понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваш дом сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. После выполнения поручения, обязательно похвалите его, даже если что- то получилось не так.  Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку возможность ощутить свою полезность. 2. Превратите домашнюю работу в игру.          Вариантов много, можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т. д. Можно приобщать к выполнению работы игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку о выполняемом поручении.   Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно. 3. Доверьте ребенку выполнять определенные вещи.  В семье у каждого должны быть  распределены обязанности.   Надо дать малышу почувствовать себя полноценным помощником.  Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы. 4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите. Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Попробуйте объяснить еще раз. Очень важно не повышать голос, не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что- то вместе. Можно предлагать ребенку выбор, например, « Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль? » 5.  Самое главное – не забывайте хвалить ребенка!  Родители часто совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения, например, вымоешь посуду – куплю мороженое. Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение. Надо приучать малыша к тому, что, помогая вам, он приносит пользу близким людям. Давайте малышу задания, которые у него лучше получаются. 6. Не забывайте, что родители всегда являются примером для детей. Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду.  Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.     В заключении хочется отметить, что правильное воспитание невозможно представить, как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, благополучия человека. Следует помнить, что труд – это дело чести, славы доблести. Поэтому задача взрослых, в первую очередь родителей – научить ребенка трудиться, привить ему интерес к трудовой деятельности, желание помогать.

Оставить комментарий: