Картотеки игр
Документы для скачивания
1. Игра «Доброе животное» Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы- одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох- шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох- два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук- шаг вперед, стук- шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». 2. Игра «Паровозик» Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других. Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия. Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост» Цель: сплочение группы. Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок- это голова дракона, последний- кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего- «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок. 3. Игра «Жучок» Цель: раскрытие групповых отношений. Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из- под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки. 4. Игра «Объятия» Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности. Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг. Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто- нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия. Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие. После игры задаются вопросы: - Понравилась ли тебе игра? - Почему хорошо обнимать других детей? - Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает? - Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает? 5. Игра «Аплодисменты по кругу» Цель: формирование групповой сплоченности. Ход игры. Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля- стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю. Воспитатель подходит к кому- нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы. 6. Игра «Мяукаем и хрюкаем» Игроков делят на две команды, одна команда- котята, вторая- поросята, они, соответственно, мяукают и хрюкают. После этого каждому завязывают глаза и перемешивают всех между собой в кругу из стульев или остальных гостей. Необходимо как можно быстрее собраться своей командой, не выходя из круга. 7. Игра «Канатоходцы» Играют 5 и более человек. Ход игры. На площадке ребята чертят прямую линию длиной 6- 10 метров. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты- «слетят с каната». Правила. 1. Один из игроков следит за «канатоходцами». 2. Тот, кто сошёл с «каната», становится наблюдателем. 8. Игра «Потяг» Играют 10 и более человек. Ход игры. Участники игры делятся на две равные группы. Игроки каждой группы держатся друг за друга и образуют одну цепь при помощи согнутых в локтях рук. Впереди цепи становятся более сильные и ловкие участники- «заводные». Став друг против друга, «заводные» также берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону, стараясь или разорвать цепь противника, или перетянуть её за намеченную линию. Правило. Тянуть начинают точно по сигналу. 9. Игра в молотилку. ( Играют от 6 человек и более) . Ход игры. Игроки встают все вместе в тесный круг. Один остается снаружи. Он старается попасть в круг. Для этого он должен выдернуть кого- нибудь из круга. Стоящие в круге пытаются избежать этого и бегут, как карусельные лошадки, по кругу. Если кого- то выдернут из круга, то он водит. 10. Игра «Шарик в ладони » ( Играют не менее 6 человек) . Инвентарь: шарик или камешек. Ход игры. Игроки выстраиваются в шеренгу на расстоянии 30- 40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков стоит за их спинами. У него в руке шарик или камешек. Идя вдоль шеренги, он делает вид, будто хочет опустить шарик в чью- нибудь ладонь. Игроки не должны оглядываться. Наконец он опускает шарик в чью- то руку. Игрок, получивший шарик, неожиданно вырывается из шеренги. Соседи справа и слева должны схватить его( или осалить) прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если им не удастся его схватить, он может вернуться на место, и игра продолжается. Если его схватят, он меняется местами с ведущим. 11. Игра «Тень» Участники работают в парах. Они идут по дороге через поле: один впереди, другой на два шага сзади. Второй участник- «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого участника, который: то сорвет цветок на обочине, то нагнется за камушком, то поскачет на одной ножке и т. п. 12. Игра «Иголка и нитка» Цель: преодоление застенчивости, зажатости Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все остальные дети- роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка»( группа детей друг за другом) 13. Игра «Тропинка»( 6- 7 лет) Цель: развитие умения действовать сообща, в команде. Дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий: «Тропинка»- дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз; «Копна»- дети соединяют руки в центре своего круга; «Кочки»- все приседают, обхватив голову руками. Ведущий дает команды в любом порядке- как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда у которой наберется наибольшее количество очков. 14. Игра «Раздувайся пузырь» Цель: развитие чувства сплоченности, внимания. Дети стоят в кругу очень тесно- это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад- «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель( или кто- то из детей) говорит: «Хлоп! »- «пузырь» лопается, все сбегаются к центру( пузырь сдулся) или разбегаются по комнате( разлетелись пузырьки) . 15. Игра «Живая картина» Цель: развитие выразительности движений, произвольности коммуникативных навыков, развитие умения договориться, находить общий язык. Дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины». Ладонь в ладонь Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору( в виде кучи подушек) , реку( в виде разложенного полотенца) и т. д. ладони разжимать нельзя. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. 17. Круг знакомств Цель: дать каждому участнику занятий возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность в максимально защищенной, шутливо- ироничной ситуации, а главное — сделать это без слов, на языке тела, который во многом выразительнее и заразительнее словесных рассуждений. Ход упражнения: Все становятся в широкий круг, и ведущий одновременно показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов: 1. Один из игроков делает шаг к центру круга. 2. Называет свое имя или псевдоним, которым он( она) хотел( а) бы называться в этой группе. 3. Демонстрирует какие- то движения и жесты приветствия остальным. 4. Назвав и показав себя, игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг. 5. Все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение. После этого всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий и так до конца круга. При анализе мысли детей направляются в сторону расшифровки невербального сообщения лишь в том случае, если ведущий даст такую установку. Правда, обязательно следует оговорить, что некоторые жесты вообще ничего не выражают, а просто приятны, забавны, необычны. 18. Испорченный видеомагнитофон Цель: передача эмоций, чувств по кругу с помощью мимики и жестов. Ход упражнения: Группа сидит в кругу с закрытыми глазами. Кто- то, прикасаясь к соседу( допустим, справа) , старается этим прикосновением выразить какое- то чувство. «Получивший» это чувство старается передать его дальше по кругу. При этом он не обязательно повторяет то, как к нему прикасался предыдущий партнер. Он своим прикосновением к следующему участнику старается, как можно точнее передать именно то чувство, которое он почувствовал. В конце концов, чувство возвращается к его пославшему. Затем обсуждается, что почувствовал каждый участник, как старался это передать. Обычно такое упражнение создает очень теплую атмосферу между участниками, снимает какие- то барьеры в контакте. И неплохо вводит язык чувств. Участники начинают лучше чувствовать друг друга, а групповое пространство наполняется чувствами «здесь и теперь». 20. Диалог руками Цель: развитие умения чувствовать другого человека. Ход упражнения: Группа разбивается на пары, которые закрывают глаза и пытаются понять состояние друг друга только через прикосновение рук. Участники работают по двое, причем каждая пара отдельно от остальных. Ведущий предлагает участникам взять в пару человека, которого он меньше всего, как ему кажется, чувствует и понимает. Затем в каждой паре участники садятся друг против друга так, чтобы можно было взять друг друга за руки. Они закрывают глаза. Их задача: с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками, «познакомиться», потом «поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». После 5- 7 минут такого общения все снова садятся в круг и обсуждают полученный опыт. Комментарии: Практически всегда у участников возникает совершенно новое ощущение партнера, которое иногда чувствуется даже глубже и значительнее полученного зрительного и слухового образа. Возникают новые чувства к этому партнеру. Возникает ощущение, что он теперь более понятен и открыт, появляется ощущение собственной открытости перед ним, чувство близости, даже интимности. 21. Ловля моли Цель: вовлечение всех участников группы в работу. Ход упражнения: Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и первый демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т. п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии. Ведущий прекращает упражнение с учетом меры вовлеченности всех участников в игру. 22. Изобрази предмет Цель: знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений. Ход упражнения: Тренер движениями рук и тела и мимикой изображает, как использовать какой- то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на поляне цветы и т. п. , побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т. д. 23. Здравствуй! Цель: знакомство, вовлечение всех участников группы в работу. Ход упражнения: Группа садится в круг. Используется мяч для большого тенниса или аналогичный. При отсутствии мяча приемлемы яблоко или апельсин. В некоторых случаях можно использовать завязанный в комок шарф. Тренер ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Как тебя зовут? » Далее он дает инструкцию: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мячик, поздоровайся». В какой- то момент перекидывания мяча тренер уточняет инструкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его». 24. Комплименты Цель: знакомство, сплочение группы. Ход упражнения: Мяч перекидывается так же, но необходимо не поздороваться, а сказать тому, кому вы кидаете мяч, комплимент. И опять- таки, в какой- то момент перекидывания мяча тренер дает дополнительную инструкцию: «Постарайтесь, чтобы каждый из нас получил хотя бы один комплимент». 25. Испорченный телефон Цель: знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений. Ход упражнения. Дети встают в цепочку. Психолог встает в конце цепочки. Таким образом, все дети повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом стоящему впереди подростку. Затем он жестами показывает какой- либо предмет( спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр. ) . Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий — четвертому и т. д. Последний участник показывает предмет. Условия: все делается молча, используются только жесты, можно лишь попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет их по плечу. 26. Общение — это»… Цель: знакомство с приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений. 27. А. Невербальное общение. «Передай другому» Ход упражнения. Дети сидят в кругу, и по очереди каждый без слов передает соседу какой- либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие. Обсуждение- Легко или трудно было передавать предмет? - Кому легко? - А в чем были трудности? - Легко или трудно было отгадывать предмет? - Кому было легко? - А в чем заключались трудности? 28. Б. Наблюдательность в общении. «Что помню? » Ход упражнения. Один из детей( по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто- либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз. Обсуждение- Легко или трудно было описывать внешность? - В чем были трудности? - Почему? - Что легче всего вспоминается? - Что труднее? - Кому было легко выполнять это упражнение? - Почему? 29. В. Умение слушать другого. «Спина к спине» Двое детей( по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую- либо интересующую обоих тему в течение 3- 5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей. Обсуждение Дети делятся своими ощущениями. - Легко ли было вести разговор? - В чем были трудности? - Есть ли удовлетворение от разговора? Зрители высказывают свои наблюдения. Можно повторить упражнение еще с одной парой участников. 30. Г. Точная передача информации. «Пересказ текста» Ход упражнения: — Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участника, и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй расскажет ему то, что рассказали ему. Затем я позову следующего, и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко всем внимательно слушать каждого участника. Затем выполняется упражнение согласно инструкции. Текст подбирается психологом произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Хорошо подходят газетные заметки из рубрики 31. «Информация». Необходимо, чтобы было два- три героя и определенная протяженность действия. Объем текста — около 50 строк. ( Психологу следует иметь запасной вариант текста, на случай повтора упражнения. ) Обсуждение- За счет чего произошло искажение информации? - Что «своего» каждый внес в рассказ? - Бывает ли так в жизни? - Что надо делать, чтобы искажения были минимальными? 32. Понимание Цель: совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков. Ход упражнения. Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т. п. В какой степени эти способности развиты у вас? Давайте проверим прямо сейчас. Среди членов группы выберите человека, чье состояние и мысли вы будете угадывать. Вам дается три минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т. п. Затем мы сядем в большой круг, и вы, обращаясь к человеку, состояние которого описали, расскажете ему о нем( о его состоянии и мыслях) . Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т. е. высказать свое мнение. Если рассказанное вами соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность ваших наблюдений. Или опровергнуть ваши догадки, указав при этом на допущенные вами ошибки. 33. Другой акцент Цель: совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков. Ход упражнения — Часто в нашей речи мы совершенно не обращаем внимания на то, какие слова мы говорим. Например, после того как вы предложили партнеру принять участие в каком- либо деле, он говорит, что ему не совсем ясно, о чем идет речь. Вы можете отреагировать двумя принципиально разными способами. Первый из них, который обычно используют некомпетентные в общении люди, выглядит примерно так: «Вы меня не поняли»( «Ну какой же вы бестолковый человек! ») . Второй способ реакции на возникшую ситуацию, который используют опытные в общении люди, — это: «Извините, я плохо выразил свою мысль»( читай в скобках: «Я сегодня, действительно, не совсем в форме и готов еще раз повторить свое предложение») . Вы понимаете, что первым ответом мы перекладываем всю ответственность на партнера и тем самым ставим его в неловкое положение. Эти слова как бы подчеркивают, что он некомпетентен, плохо разбирается в вопросе, который обсуждается, и т. д. Ваш партнер может сделать и другие мрачные выводы. Второй вариант ответа снимает с вашего партнера значительную долю ответственности. Такими словами вы принимаете все на себя и показываете свою готовность продолжить разговор, несмотря на то, что с первого раза не все получилось так, как вы хотели. Какая тактика более эффективна? Я думаю, что выводы вы сделаете сами. Давайте сегодня потренируемся в использовании именно второй тактики ведения разговора. Для этого мы сначала соберем несколько примеров высказываний первого типа, при котором вся вина перекладывается на партнера. Желательно, чтобы это были примеры из вашей личной практики, которые вы часто слышите при общении со своими друзьями, знакомыми и другими людьми. После этого мы все вместе перенесем акцент в ответе на себя, т. е. переделаем ответы во второй вариант, который более эффективен при ведении диалога. 34. Игра с воздушными шариками Дети становятся в шеренгу, кладут руки на плечи впередистоящим. Каждому участнику дается шарик, который должен быть зажат между грудью стоящих сзади и спиной стоящих спереди. Условие игры: после ее начала шарики нельзя поправлять руками, руки нельзя снимать с плеч впередистоящего. Условия игры – двигаться такой «гусеницей» по определенному маршруту, так, чтобы ни один из шариков не упал на пол. 35. «Отражение» В этой игре участвует пара участников, вначале первый из них играет роль «зеркала», другой – «человека». Условия игры: участник, играющий роль «зеркала», должен в точности повторить медленные движения «человека», отразить их. После проведения первого «раунда» участники меняются местами. 36. «Без маски» Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек: «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня. . . » «Иногда люди не понимают меня, потому что я. . . » «Верю, что я. . . » «Мне бывает стыдно, когда. . . » «Особенно меня раздражает, что я. . . » «Чего мне иногда по- настоящему хочется, так это. . . » и т. п. 37. «Цвет эмоций» Выбирается водящий. По сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой какой- нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением и эмоциональным состоянием пытаются изобразить этот цвет, не называя его. Водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. В этом помогут такие игры как: Игра «Детский сад» Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния. Игра «Художники» Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге. Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю. Игра «Четвертый лишний» Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций. Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным: - радость, добродушие, отзывчивость, жадность; - грусть, обида, вина, радость; - трудолюбие, лень, жадность, зависть; - жадность, злость, зависть, отзывчивость. В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал. - грусти, огорчается, веселиться, печалиться; - радуется, веселиться, восторгается, злиться; - радость, веселье, счастье, злость; Игра «Кого- куда» Цель: развивать способность распознавать различные эмоции. Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых: - можно посадить за праздничный стол; - нужно успокоить, подбирать; - обидел воспитатель; Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка. Игра «Что было бы, если бы. » Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя( ев) которой отсутствует( ют) лицо( а) . Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым( загрустил, разозлился и т. д. ? Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются. Игра «Что случилось? » Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию. Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно, » потому что…» Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг…. » Игра «Выражение эмоций» Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции. Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»: «Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза». Дети выражают жалость Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: « Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама- то плачет, горько плачет…» Дети выражают грусть( печаль) . Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси- лебеди»: «И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли». Дети выражают мимикой лица – радость. Отрывок из сказки «Царевна- змея»: «Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти». Дети выражают удивление. Педагог читает отрывок из сказки «Репка»: «Тянут – потянут, вытащили репку». Дети выражают восторг. Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» Дети выражают испуг. Отрывок из русской народной сказки « Терешечка »: «Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание! » Дети выражают радость. Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут». Дети выражают мимикой лица печаль. В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными. «Крошка Енот» Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение( «Тот, который живет в реке». ) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства( испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей». Картотека игр и упражнений ЭМОЦИЯ ГНЕВ Гнев, злость Гнев – одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных. Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но одновременно и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поэтому наша задача помочь ребенку избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т. е. мы должны научить дошкольника доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим. Игра «Ласковые лапки» Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия. Ход игры: взрослый подбирает 6- 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами. Упражнение “Злюка”. Цель: развивать способность распознавать ми различные эмоции с помощью мимики и пантомимики. Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение: - Жил( а) - был( а) маленький( ая) мальчик( девочка) . - Маленький( ая) мальчик( девочка) сердит( а) был( а) . - Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние( сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками) . При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка. Игра «Волшебные мешочки» Цель: снятие психонапряжения детей. Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр. Упражнение «Закончи предложение» «Злость – это когда…» «Я злюсь, когда…» «Мама злится, когда…» «Воспитатель злится, когда…» «А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости». Упражнение «Уходи, злость, уходи! » Цель: снятие агрессивности. Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи! » Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты. Картотека игр и упражнений Эмоция Удивления Удивление — это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло. Упражнение «Закончи предложение». «Удивление – это, когда…» «Я удивляюсь, когда…» «Мама удивляется, когда…» «Воспитатель удивляется, когда…» Упражнение" Зеркало" . Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что- то сказочное, и удивиться. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по- своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что- то похожее. Вопрос: Что общего в том, как вы изображали удивление? Игра" Фантазии" . Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений: К нам пришел слон. Мы оказались на другой планете. Внезапно исчезли все взрослые. Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах. Этюд Фокус на выражение удивления Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака. Этюд" Погода изменилась" . Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились. Вопрос: Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде? Картотека игр и упражнений Эмоция Страх Страх - это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые проявляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохом контакте с окружающими, дефиците внимания. Это далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх. Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышено самолюбивые дети. Самые распространенные страхи у дошкольников – это страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей. Помочь ребенку преодолеть появившиеся страхи должны взрослые, и в первую очередь, родители. Упражнение «Одень страшилку». Цель: дать детям возможность по - работать с предметом страха. Педагог заранее готовит черно- белые рисунки страшного персонажа: Бабу- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится? Упражнение «Дорисуй страшного». Цель: помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха. Ведущий заранее готовит незавершенные черно – белые рисунки страшного персонажа: скелета…Он раздает детям и просит дорисовать его. Затем дети показывают рисунки и рассказывают истории про них. Упражнение «Азбука настроений». Цель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа. «Посмотрите, какие картинки я вам принесла( кошка, собака, лягушка) . Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможете показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и чего надо сделать, чтобы его страх пропал. Упражнение «Конкурс боюсек ». Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем. Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся…». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса « боюсек ». Упражнение «Рыбаки и рыбка». Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения. Выбирается две рыбки. Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – образуя собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно попалась в сеть и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью. Игра «Пчелка в темноте» Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты. Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок( используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули) . Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул( табуретка, под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь, и лепесточки стали закрываться( столики и стулья покрываются материей) . Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро( материя убирается, и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей. Упражнение «Воспитай свой страх». Цель: коррекция эмоции страха. Дети вместе с педагогом придумывают, как воспитать страх, чтобы сделать страшилку доброй, пририсовать ей воздушные шары, нарисовать улыбку, или сделать страшилку – смешной. Если ребенок боится темноты, нарисовать свечку и т. д. Упражнение «Мусорное ведро». Цель: снятие страхов. Ведущий предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов. Картотека игр и упражнений Эмоция Радость Радость Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радости. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость. В детские годы эмоция радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми. Для знакомства с эмоцией радости используются различные упражнения. Упражнение на разыгрывание историй. Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное. «Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры». История 1 «Хорошее настроение» «Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, - сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение». Выразительные движения: походка- быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка. История 2 «Умка». «Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек - медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию». Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.
Игры на развитие эмоционально- волевой сферы Игра «Тренируем эмоции» Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства. Взрослый предлагает ребенку( или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным. 1. Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама. 2. Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту. 3. Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака. Игра «Лото настроений» Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции. На столе раскладываются картинкой вниз схематичн ые изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию. Игра «Уходи, злость, уходи» Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния. Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи! » Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку. Игра «Продолжи фразу» Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции. Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д. Игра « Обзывалки » Цель. Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть( по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты. . . » и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка! ». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что- то приятное, например: «А ты — солнышко! » После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему. Игра «Подушечные бои» Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения. Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за. . . » или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая побед ные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала( колокольчик, хлопок и т. д. ) игра прекращается. Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения. Игра «Необычное сражение» Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения. Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рву т газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игра «Повтори движения» Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого. Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть. Игра «Час тишины – час можно» Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение. Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье. Игра «Молчание» Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением. Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит. Игра «ДА и НЕТ» Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия. При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы. Ты девочка? Соль сладкая? Птицы летают? Гуси мяукают? Сейчас зима? Кошка – это птица? Мячик квадратный? Зимой шуба греет? У тебя есть нос? Игрушки живые? Игра «Говори» Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия. Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори" . Давай те потренируемся: „Какое сейчас время года? ( делает паузу) – Говори. Какого цве та занавески в нашей комнате? . . Говори. Какой сегодня день недели? Говори. . . " » ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Джаз тела( по Габриэле Рот, для детей с 5 лет) Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом- в кистях. Следующие движения- бедрами, затем коленями, далее- ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова+ плечи+ локти+ кисти+ бедра+ колени+ ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно. Походка и настроение( для детей с 4 лет) Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее». Танец огня( для детей 5 лет) Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше( танцуют на цыпочках) , то ниже( приседают и покачиваются) . Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом( берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром. Зеркальный танец( для детей с 5 лет) Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары- зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями. Танец морских волн( для детей с 6 лет) Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий- «ветер»- включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки- вторые. Море может быть спокойным- рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими- когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже. Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера- ветра. Этюд «Насос и надувная кукла»( для детей с 5 лет) Дети разбиваются на пары Один- надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе( колени и руки согнуты, голова опущена) . Другой- «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса- ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С- с- с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С- с- с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями. Лес( для детей с 5 лет) Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует: – на тихий, нежный ветерок; – на сильный холодный ветер; – на ураган; – на мелкий грибной дождик; – на ливень; – на сильную жару; – на ласковое солнце; – на ночь; – на град; на заморозки». Этюд «Согласованные действия»( для детей с 5 лет) . Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия: – пилка дров; – гребля в лодке; – перемотка ниток; – перетягивание каната; – передача хрустального стакана; парный танец. «Огонь- лед»( для детей с 4 лет) . По команде ведущего: «Огонь! »- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лед! »- дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой. Штанга( для детей 5- 6 лет) Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает. Сосулька( для детей 4 лет) Ведущий читает стихи: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. ( В. Селиверстов) Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть. Шалтай- Болтай( для детей 4- 5 лет) Ведущий читает стихи: Шалтай- Болтай Сидел на стене, Шалтай- Болтай Свалился во сне. ( С. Маршак) Ребенок поворачивает туловище вправо- влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз. Спящий котенок( для детей 3- 4 лет) Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р. Паулса «День растает, ночь настанет»( колыбельная) . Конкурс лентяев( для детей 5- 6 лет) Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»: Хоть и жарко, Хоть и зной, Занят весь Народ лесной. Лишь барсук – Лентяй изрядный – Сладко спит В норе прохладной. Лежебока видит сон, Будто делом занят он. На заре и на закате Все не слезть ему с кровати. Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол( на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д. Кабалевского «Лентяй». Пылесос и пылинки( для детей 6- 7 лет) Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит. Когда ребенок- пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед- вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. Тренируем эмоции( для детей с 4 лет) Попросите ребенка: нахмуриться • как осенняя туча; • как рассерженный человек; • как злая волшебница; улыбнуться • как кот на солнце; • как само солнце; • как Буратино; • как хитрая лиса; • как радостный человек; • как будто он увидел чудо; позлиться • как ребенок, у которого отняли мороженное; • как два барана на мосту; • как человек, которого ударили; испугаться • как ребенок, потерявшийся в лесу; • как заяц, увидевший волка; • как котенок, на которого лает собака; устать • как папа после работы; • как человек, поднявший большой груз; • как муравей, притащивший большую муху; отдохнуть • как турист, снявший тяжелый рюкзак; • как ребенок, который много потрудился, но помог маме; • как уставший воин после победы. Колечко( для детей с 4 лет) Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим. Танец пяти движений( по Габриэле Рот, для детей с 5 лет) Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа- одна минута. 1. " Течение воды" . Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения. 2. " Переход через чащу" . Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов. 3. " Сломанная кукла" . Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения( как" сломанная кукла" ) . 4. " Полет бабочек" . Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения. 5. " Покой" . Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело. Замечание, после окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом. Игры для детей 4- 6 лет на эмоционально- волевое развитие № 1 Поварята» Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить суп( компот, винегрет, салат) . Каждый придумывает, чем он будет( мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д. ) . Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо — просто объедение. № 2 «Вежливые слова» Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия( здравствуйте, добрый день, привет) , благодарности( спасибо, благодарю, пожалуйста) , извинения. №3 «Мое имя» Цель: способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника. Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится( Лена, Леночка, Алена, Елена. . . ) , и как не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе. После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе( Лена или Леночка и т. д. ) № 4 «Кто тебя позвал» Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии. Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза- водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего- отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос. № 5 «Магнитные паровозики» Включить звук Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими. Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и «паровозиком»( примагниченными друг к другу) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т. д. № 6 «Клубочек» Цель: установление контакта, дружеских взаимоотношений. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры. Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т д. ) , тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. ЗАМЕЧАНИЕ: ЕСЛИ ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. №7 «Утка, утка, гусь» Участники игры встают в круг. Ведущий — внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка. . . гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача — быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер! », а затем снова броситься к свободному месту. ЗАМЕЧАНИЕ: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия и реверансы должны выполняться четко и громко. № 8 «Снежный ком» Цель: способствует запоминанию имен всех участников группы, знакомит их друг с другом Первый участник( например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий- повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу. №9 «Дружба начинаемся с улыбки» Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди. № 10«Доброе животное» Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! » Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе! » Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». № 11 «Комплименты» Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что- то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно! » Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: 1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», * молочное » слово. 2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами № 12 «Передай мячик» Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил — выбывает. ЗАМЕЧАНИЕ: Усложнить упражнение можно усложнить, попросив детей закрыть глаза. № 13 «Гнездышко» Дети присели в кругу, взявшись за руки — это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает! » Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо! » Опять приседают. Кто не успел — ведущий.