НОД Профессор Всезнайка
Документы для скачивания
Занятие «В гостях у профессора Всезнайки» Цель: Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами- помощниками при проведении игр- экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: 1. Уточнить представление о том, кто такие ученые ( люди, изучающие мир и его устройство) ; 2. Познакомить с понятиями «наука» ( познание, «гипотеза» ( предположение, микроскоп, пробирки; о способе познания мира — эксперименте( опыте, о назначении детской лаборатории; 3. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. Материалы и оборудование: - Тарелка- молоко- красители- жидкое мыло- ватные палочки Описание. Ребята, сегодня к нам на адрес нашего детского сада для нашей группы пришло письмо! Откроем его и прочитаем, что в нём? Письмо: «Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень умные, любознательные и задаёте много вопросов взрослым! Я хочу пригласить вас в свою Лабораторию «Почемучка», где мы с вами попытаемся ответить на некоторые интересующие нас вопросы. - Хотите там побывать? Тогда отправляемся в путешествие! Наш автобус нас уже ждёт! Дети, прошу вас занять свои места, согласно купленным билетам. Будьте внимательны во время поездки и соблюдайте правила проезда. Ролевая игра: «Едем в автобусе»- Ну, вот мы и приехали! Смотрите, кто нас встречает! - Здравствуйте, ребята! Я профессор Всезнайка! Я рад видеть вас в своей научной Лаборатории. Проходите. Лаборатория – это специально оборудованное помещение для проведения экспериментов, опытов и научной работы. А работают в лаборатории учёные. - А вы можете сказать, кто такие учёные? ( Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство) - Что могут изучать ученые? Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них. - Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? Внимательно наблюдая за тем, что происходит вокруг, ученые анализирую то, что видят. Чтобы проверить свои догадки, они проводят эксперименты. Нередко ученым удается найти ответы на поставленные вопросы, а иногда – нет. - Так что же такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, пробы, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез. - А гипотеза- это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. - При проведении экспериментов ученые пользуются различными материалами и точными приборами. Экскурсия по Лаборатории. Обратите внимание, ребята, с колько в моей Лаборатории разных материалов: - есть природный материал( камни, ракушки, листья, семена и т. д. , - есть сосуды из различных материалов( пластмасса, стекло, металл и т. д. , разного объёма и формы; - утилизированный материал: ( Проволока, Кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы и т. д. ) - нужными в лаборатории являются приборы помощники – это увеличительные стекла, песочные часы, лупы, микроскоп и т. п. - Кто знает, для чего предназначен микроскоп? ( Микроскоп – он нужен для того, чтобы увеличить предметы в несколько сотен раз, то, что не увидишь обычным глазом) - есть еще медицинские материалы( пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, воронки) А это – пробирки. Они нужны для смешивания разных растворов, жидкостей. - Чтобы работать в лаборатории, надо соблюдать определённые правила! Я вам расскажу о правилах поведения в лаборатории: Можно задавать вопросы, можно помогать проводить опыты и эксперименты, можно заполнять дневник наблюдений, можно пополнять книжную полку научной литературы! Нельзя брать опасные предметы без разрешения взрослого, нельзя самостоятельно проводить опыты с опасными предметами ( соль, перец, гвозди, иголки, спички) . - Какие правила вы запомнили? Предлагаю вам пройти по моей лаборатории и еще раз внимательно посмотреть на материалы помощники. И еще важное условие при проведении экспериментов, опытов ученые необходимо записывать, зарисовывать все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради. - А сейчас вы хотите посмотреть и поучаствовать в проведении опыта? - Ну, что ж! Приступим… Для эксперимента нам необходимо: - Тарелка- молоко- красители- жидкое мыло- ватные палочки Приступаем к эксперименту: 1. Наливаем молоко в тарелку. 2. Капаем по несколько капель краски в молоко. - Как вы думаете, смешается ли молоко с краской? … Давайте попробуем…( В том месте, где упали капли красителя, молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы) . 3. Берём две ватные палочки, обмакиваем их в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком. ( О чудо! красители" сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги. ) А знаете почему? : мыло разрывает жировые молекулы ( частички молока) и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются. А теперь проверим, что же произойдёт, если мы опустим палочки, смоченные в простой воде? ( ничего не происходит) . А теперь нам надо с вами зафиксировать наш опыт, зарисовать результат нашего эксперимента. Я немного уже вам помог, и для первого раза зафиксировал правильную последовательность наших действий во время опыта. Наша задача выбрать те продукты и средства, с помощью которых опыт удался. - Вам понравилось у меня в научной Лаборатории? Есть желание приходить ко мне и проводить опыты? - А теперь вы возвращаемся обратно в детский сад, занимаем места, усаживаемся поудобнее и можете поделиться другу о своих впечатлениях. Экологическое экспериментирование «Загадки профессора Всезнайки» Конспект проведения НОД Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Программное содержание: Способствовать закреплению и уточнению представлений детей о свойствах воздуха: он вокруг нас, невидим, но необходим человеку, животным, растениям, его можно обнаружить, почувствовать; имеет вес, может двигать предметы. Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений. Развивать любознательность, мышление: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия; интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать у детей желание расширять свой кругозор, бережно относиться к своему здоровью, окружающей среде, чувство взаимопомощи. Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты. Предварительная работа: информационно- исследовательский 2- х недельный проект «Возду х- невидимка». Материал и оборудование: • карта с исследованиями, письмо • музыкальное сопровождение; • халаты и шапочки для детей • полиэтиленовые мешочки ( по количеству детей) ; • стаканы, • графин с водой • коктейльные трубочки ( по количеству детей) ; ; • веера, вертушки ( по количеству детей) ; • 2 воздушных шара, прикреплённых к палочке • воздушный шарик. • вертушки • свечка • подарки для детей Ход НОД: Дети приветствуют гостей. Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку: Здравствуй! Улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку. И здоровым будет много лет. Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу и нашим гостям- скажем «Здравствуйте! » и подарим всем свои улыбки. Воспитатель показывает детям карту с перевё рнутыми схемами: «Посмотрите, сегодня в группе я нашла нашу карту с исследованиями, но почему- то она пуста, а вот и записка к ней, з ачитывает письмо: «Дорогие ребята! В нашей научной лаборатории случилась беда: во время очередного эксперимента произошёл выброс пара, он уничтожил все результаты наших совместных опытов. Меня срочно вызвали в главную лабораторию. Очень надеюсь на вашу помощь, думаю, что вы сможете справиться и восстановить карту исследований. Профессор Всезнайка. » Воспитатель: - Без результатов этих опытов Всезнайка не сможет сделать новое научное открытие. Согласны ли вы ему помочь? ( Ответы детей. ) Воспитатель: - Тогда я приглашаю вас в лабораторию. Мы уже много раз были в лаборатории профессора Всезнайки. - Что такое лаборатория? Дети: - Это помещение, где много оборудования и приборов для опытов. - Правильно. - Какие правила поведения нужно соблюдать в лаборатории? • Не толкать соседа во время работы. • Когда опыт закончился, положить все на место. • Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу. • Не пробовать ничего на вкус. • Не засовывать ничего в нос и уши. Воспитатель: - Прошу подготовиться и занять свои места. Дети надевают халаты и шапочки, занимают места за столами. Воспитатель: - Уважаемые коллеги! Посмотрите, эти карточки можно перевернуть только тогда, когда мы вспомним, что мы узнали во время опытов и докажем, что это действительно так. Помните ли вы, что мы исследовали? Дети: - Да, мы исследовали воздух. Воспитатель: - Что же мы о нем узнали? Дети: - Мы узнали, что воздух существует, он вокруг нас, он занимает место. Воспитатель: - Сможете ли вы это доказать? 1) Дети ( по желанию) демонстрируют опыты. Ребёнок: Воздух есть вокруг нас, но мы его не видим. Попробуем поймать его пакетом. Закручиваем его. Пакет надулся. Сдавить его не получается, потому что внутри находится воздух. Воспитатель: Посмотрите через пакет друг на друга? Вы видите своего соседа? Дети: - Да. Воспитатель: - Давайте сделаем вывод: воздух вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный. Приобретает форму того предмета, в который он попадает. Демонстрирует. - Люди используют это свойство воздуха? Как? Ответы детей. Воспитатель: - Давайте проверим, действительно ли внутри находится воздух? Предлагает всем детям наполнить пакеты воздухом. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? ( шипение) . Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем. Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Воспитатель: Ваши выводы убедительны, попробуем перевернуть первую схему. Посмотрите, всё верно! ( переворачивает схему «Воздух вокруг нас») Воспитатель: - Что же ещё мы знаем о воздухе? Дети: - Воздух живет внутри людей. Воспитатель: - Как это проверить? Ребёнок: - Нужно взять стакан с водой и соломинку, соломинку отпустить в воду и дуть в неё. Показывает. - В стакане появляются пузырьки воздуха, значит мы выдыхаем воздух. Воспитатель: - Какой же вы сделаете вывод, коллега? Ребёнок: Воздух есть внутри нас. Воспитатель: Но как он к вам попадает? Дети: - Мы его вдыхаем через нос. Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха. Вот видите, все вы в итоге отпустили нос, чтобы подышать. Делаем ещё один вывод: человек не может жить без воздуха. - Кому ещё нужен воздух? Дети: - Животным, растениям. Переворачивают соответствующие карточки. Воспитатель: - А как вы думаете, каким должен быть воздух, чтобы человеку, животным, растениям он приносил пользу? Дети: - Он должен быть чистым. Воспитатель: - Предлагаю вам немножко прогуляться. И гра: «Прогулка» Дети под музыку идут по кругу, в округ разложенных картинок: Мы по улице гуляли, Свежим воздухом дышали. Кто же весел и здоров? Кто забыл про докторов? Поднимают картинку, объясняют, загрязнён ли воздух на их картинке или нет, вредно или полезно дышать таким воздухом, удачна ли была прогулка. В завершении игры воспитатель, оставляет только те иллюстрации, где воздух не загрязнен. Воспитатель: - Как хорошо, что всем нам удалось подышать чистым воздухом и набраться здоровья и полюбоваться красотой. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы воздух всегда оставался чистым? Дети: Воздух не нужно загрязнять! 1- реб. Береги свою планету! Есть одна планета- с ад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят. 2- реб. Здесь лишь утро золотое, Воздух нежно- голубой, Дышится легко и вволю. 3- реб. Забываем мы порой- Воздух дан в аренду нам, Он один на всех землян, Чтобы жизнь торжествовала, Охранять нам воздух надо. 4- реб. Карина К Береги свою планету Ведь другой на свете нету! Воспитатель: - Приглашаю вас вернуться в лабораторию. Посмотрите, у нас осталось ещё несколько неразгаданных картинок. - Что же мы ещё знаем о воздухе? Дети: - Воздух имеет вес. Если взять за серединку палочку, к концам которой привязаны одинаковые воздушные шарики, то мы увидим, что палочка не наклоняется, воздуха в шариках равное количество, но если мы один шарик проколем и выпустим из него воздух, то он поднимется вверх. Этот шарик стал легче, а шарик, который наполнен воздухом тяжелее, он опустился вниз. Воспитатель: - Что же это доказывает? Дети: - Воздух имеет вес. Воспитатель: - Посмотрите, мы восстановили почти всю карту, остались только две карточки. ч то же ещё интересного мы знаем о свойствах воздуха? Дети: - Воздух может двигать предметы. Ребёнок дует на вертушку. Выдыхаемый воздух, попадая на лопасти, начинает их вращать. Ребёнок: - Я вдыхаю и выдыхаю, воздух движется и заставляет вращаться лопасти вертушки. Воспитатель переворачивает схему: - Верно, воздух обладает силой, может двигать предметы. Люди используют это свойство воздуха? Ответы детей. Воспитатель: - Посмотрите, а эта карточка не перевёрнута, что –т о на ней нарисовано такое, что мы о воздухе ещё не знаем. Я поняла, это загадка от профессора Всезнайки Вы поможете её разгадать? Посмотрите, что нарисовано на карточке? ( нарисованы две свечи, расположенные вверху и внизу, у приоткрытой двери) Есть ли у вас какие- то догадки? Что бы это такое могло быть? Высказывания детей. Воспитатель: Я предлагаю провести этот опыт, сделать то, что нарисовано на картинке. Вы согласны? Воспитатель: Сейчас мы приоткроем дверь на улицу и зажжём свечу. Держит свечу вверху у образовавшейся щели. - Посмотрите, куда наклоняется пламя свечи? ( пламя верхней свечи будет направлено наружу, нижней- внутрь комнаты) . Почему так происходит? Какой воздух у нас в комнате? Правильно. У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. Перемещает свечу вниз. - Куда сейчас наклоняется пламя свечи? Какой воздух поступает к нам с улицы? - Холодный. Правильно. С улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый( он ведь замёрз, поэтому предпочитает оставаться у земли. - Откуда он будет входить к нам в комнату- сверху или снизу? - Значит, вверху дверной щели пламя свечи" наклоняется" тёплым воздухом( он ведь убегает из комнаты, летит на улицу, а внизу холодным ( он ползёт навстречу с нами) . Воспитатель: - Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт" другой" , холодный. - А что будет с холодным воздухом в комнате? - А если откроем дверь, будет тёплый воздух улетать на улицу? - Значит воздух будет двигаться. - Как вы думаете, почему Всезнайка нарисовал в серединке ветер? Ответы детей. Может быть, оттого, что движется холодный и тёплый воздух и получается ветер? Ветер- это движение воздуха. Воспитатель: Карта исследований восстановлена. Мы не только восстановили карту исследований, но и разгадали загадку профессора Всезнайки и узнали как появляется ветер. Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». - Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать, что вам сегодня показалось в лаборатории интересным больше всего? Воспитатель: - Почему мы смогли справиться со всеми заданиями? Воспитатель: Посмотрите, в конверте с письмом что- то ещё есть. Да это же подарки от профессора Всезнайки, он знал, что мы отгадаем все его загадки и приготовил нам сюрприз.