a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Исследование в дошкольном возрасте"

Автор: Радкевич Лариса Михайловна Опубликовано: 2024-08-26 20:12:22

Документы для скачивания

Слайд 2.

В современном обществе одной из актуальных задач STEM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально – творческой активности личности ребёнка дошкольного возраста путём формирования навыков опытно- исследовательской деятельности и развития творческого поведения.

Слайд 3.

Исследовательская деятельность в дошкольном образовании входит в образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».

Слайд 4, 5.

В рамках этого модуля ребята в увлекательной форме приобщаются к исследовательской деятельности: узнают, что такое научная лаборатория, зачем проводят научные эксперименты, кто такие ученые и чем они занимаются; знакомятся с приборами, без которых опыты вряд ли получатся – с лупой и микроскопом.

Слайд 6, 7,8.

Дети учатся наблюдать за явлениями и объектами живой и неживой природы (растениями, животными, атмосферными осадками) и фиксировать то, что им удалось увидеть, например, в специальном дневнике наблюдений или календаре погоды.

Слайд 9,10,11.

Ребята узнают о свойствах воздуха и воды, учатся классифицировать (есть животные, а есть птицы или насекомые; птицы бывают перелетные и те, кто остается зимовать дома; животные могут быть домашними или дикими и т. д.). 

Слайд 12.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Также это активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира их упорядочение и систематизацию.  Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, быстрее и полноценнее он развивается.

Цель исследовательской деятельности: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

  1. Формировать способность видеть многообразие мира;
  2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
  3. Развивать речь;
  4. Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

Слайд 13.

В STEM обучении разработана и структура при проведении экспериментально-исследовательской деятельности.

В организации исследовательской деятельности важен принцип последовательности исследовательского поиска детей. Он основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной умственной и практической деятельности дошкольников. Любое исследование предполагает получение ответа ребёнком на поставленный вопрос, почему происходит то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Такие знания  и умения остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично участвовал в исследовании, эмоционально переживал, планировал свою деятельность, делал вывод.

1.Подготовка к проведению исследований начинается  с создания педагогом  или детьми мотивацией к деятельности, определения  текущих дидактических задач и их обсуждение.

  1. Затем педагог или дети выбирают нужный и подходящий объект, с которым будут знакомиться, отбираются и обсуждаются пути и способы решения исследования.
  2. Предлагая детям провести исследование, педагог сообщает им цель или задачу не на прямую, а поисковыми вопросами так, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать и что понять.

Дается время на обдумывание, на поиск путей решения проблемы, и затем педагог привлекает детей к обсуждению хода эксперимента, составляется план действий.

В процессе исследования необходимо поддерживать  и направлять детей на правильный ход деятельности, помогать тем, кто находит собственные способы решения задач.

Решение задач самими детьми можно осуществлять в нескольких вариантах:

  Дети проводят исследование, не зная его результата, и таким образом приобретают навыки совместной деятельности;

  Дети вначале говорят и обсуждают то, что может получится, и какой может быть вывод, обсуждают ход исследования, обсуждают пути решения, а затем проверяют, правильно ли они запланировали и сделали вывод.

Продолжительность исследования определяется многими факторами:

  Особенностями изучаемого явления. 

  Наличием свободного времени. 

  Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. 

  Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

4.Заключительным этапом исследования является подведение итогов и обсуждение увиденных результатов. 

Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, и оформить в рисунках, схемах.              

В процессе исследования с детьми необходимо общаться, направлять их на результат: зачем мы это делаем? что сейчас будем узнавать? что получим в результате? 

Исследование, самостоятельно проводимое детьми практически, позволяет им наглядно увидеть, почувствовать явление, обобщить полученные увиденные результаты и сделать выводы о значимости и важности физических явлений для человека и самого себя. 

 

Слайд 14.

Таким образом: в процессе совместных или индивидуальных исследований знания детей об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии и представления замещаются реальным объяснением непонятного и неизвестного. 

Комплексный подход в осуществлении исследовательской деятельности в STEM обучении способствует развитию детского воображения, любознательности, наблюдательности и вовлекает детей в практическую самостоятельную деятельность.

 

 

Оставить комментарий: