Консультация для педагогов "Исследование в дошкольном возрасте"
Документы для скачивания
Слайд 2.
В современном обществе одной из актуальных задач STEM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально – творческой активности личности ребёнка дошкольного возраста путём формирования навыков опытно- исследовательской деятельности и развития творческого поведения.
Слайд 3.
Исследовательская деятельность в дошкольном образовании входит в образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Слайд 4, 5.
В рамках этого модуля ребята в увлекательной форме приобщаются к исследовательской деятельности: узнают, что такое научная лаборатория, зачем проводят научные эксперименты, кто такие ученые и чем они занимаются; знакомятся с приборами, без которых опыты вряд ли получатся – с лупой и микроскопом.
Слайд 6, 7,8.
Дети учатся наблюдать за явлениями и объектами живой и неживой природы (растениями, животными, атмосферными осадками) и фиксировать то, что им удалось увидеть, например, в специальном дневнике наблюдений или календаре погоды.
Слайд 9,10,11.
Ребята узнают о свойствах воздуха и воды, учатся классифицировать (есть животные, а есть птицы или насекомые; птицы бывают перелетные и те, кто остается зимовать дома; животные могут быть домашними или дикими и т. д.).
Слайд 12.
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Также это активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира их упорядочение и систематизацию. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, быстрее и полноценнее он развивается.
Цель исследовательской деятельности: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
- Формировать способность видеть многообразие мира;
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
- Развивать речь;
- Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
Слайд 13.
В STEM обучении разработана и структура при проведении экспериментально-исследовательской деятельности.
В организации исследовательской деятельности важен принцип последовательности исследовательского поиска детей. Он основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной умственной и практической деятельности дошкольников. Любое исследование предполагает получение ответа ребёнком на поставленный вопрос, почему происходит то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Такие знания и умения остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично участвовал в исследовании, эмоционально переживал, планировал свою деятельность, делал вывод.
1.Подготовка к проведению исследований начинается с создания педагогом или детьми мотивацией к деятельности, определения текущих дидактических задач и их обсуждение.
- Затем педагог или дети выбирают нужный и подходящий объект, с которым будут знакомиться, отбираются и обсуждаются пути и способы решения исследования.
- Предлагая детям провести исследование, педагог сообщает им цель или задачу не на прямую, а поисковыми вопросами так, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать и что понять.
Дается время на обдумывание, на поиск путей решения проблемы, и затем педагог привлекает детей к обсуждению хода эксперимента, составляется план действий.
В процессе исследования необходимо поддерживать и направлять детей на правильный ход деятельности, помогать тем, кто находит собственные способы решения задач.
Решение задач самими детьми можно осуществлять в нескольких вариантах:
Дети проводят исследование, не зная его результата, и таким образом приобретают навыки совместной деятельности;
Дети вначале говорят и обсуждают то, что может получится, и какой может быть вывод, обсуждают ход исследования, обсуждают пути решения, а затем проверяют, правильно ли они запланировали и сделали вывод.
Продолжительность исследования определяется многими факторами:
Особенностями изучаемого явления.
Наличием свободного времени.
Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
4.Заключительным этапом исследования является подведение итогов и обсуждение увиденных результатов.
Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, и оформить в рисунках, схемах.
В процессе исследования с детьми необходимо общаться, направлять их на результат: зачем мы это делаем? что сейчас будем узнавать? что получим в результате?
Исследование, самостоятельно проводимое детьми практически, позволяет им наглядно увидеть, почувствовать явление, обобщить полученные увиденные результаты и сделать выводы о значимости и важности физических явлений для человека и самого себя.
Слайд 14.
Таким образом: в процессе совместных или индивидуальных исследований знания детей об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии и представления замещаются реальным объяснением непонятного и неизвестного.
Комплексный подход в осуществлении исследовательской деятельности в STEM обучении способствует развитию детского воображения, любознательности, наблюдательности и вовлекает детей в практическую самостоятельную деятельность.