Ознакомление с образом цифр дошкольников с нарушением интеллекта
Ознакомление с образом цифры
дошкольников с интеллектуальными нарушениями
Математическая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.
Часто бывает, что ребёнок легко считает от 1 до 10 и далее, но не может найти нужную цифру. Графический образ цифры для ребёнка – это сложное абстрактное понятие.
Сами взрослые часто путают понятия «цифры» и «числа». Цифра – это знак, служащий для обозначения числа. Число – величина, при которой производится счёт.
Отметим характерные особенности, свойственные детям с интеллектуальными нарушениями, при ознакомлении с цифрами:
- недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью;
- недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности зрительного восприятия. В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их здоровые сверстники. Многие стороны объекта, данного в непривычном ракурсе (например, в перевернутом виде), дети могут не узнать, они с трудом выделяют объект из фона;
- затруднения в пространственных ориентировках (дети путают левую-правую стороны, не ориентируются в пространственном расположении предметов);
- низкая продуктивность и прочность запоминания;
- незрелость мыслительных операций, у таких дошкольников нарушены процессы анализа и синтеза. Они испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, символов, абстрагировании от несущественных признаков;
- отставание в развитии мелкой моторики. Выражены трудности при восприятии объектов через осязание: удлиняется время узнавания осязаемого объекта, есть трудности обобщения осязательных сигналов;
- слабость произвольной регуляции поведения. В результате этого дети не могут длительно сосредоточиться на каком-либо одном задании.
Перед знакомством с графическим изображением цифр необходимо выяснить, какой из анализаторов (зрительный или слуховой) наиболее развит. От этого будет зависеть способ преподносимой информации.
Если более развит слуховой анализатор, то ребёнок лучше будет запоминать цифры с помощью стихов и объяснения взрослого.
Чаще у дошкольников с интеллектуальными нарушениями более сохранен зрительный анализатор. Поэтому ребёнку будет гораздо легче запомнить цифру, если он сможет найти сходства с какими-либо предметами или животными. Например, два – это лебедь, четыре – это стул, который ты перевернул (при этом можно перевернуть стул, сосчитать на нём ножки и т. д.). Короткие забавные стихи быстрее помогут запомнить образы цифр.
Знакомство с цифрами осуществляется в старшем дошкольном возрасте.
Выделим основные задачи изучения цифр:
- развивать умение воспринимать, выделять и различать существенные признаки образов цифр. Группировать предметы, символы по заданному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов, их функционального расположения;
- учить узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная, письменная, стилизованная цифра типа цифры на почтовом конверте). Формировать способы их изображения;
- учить соотносить слово-числительное и цифру;
- учить обозначать количество предметов соответствующей цифрой;
- профилактика дисграфии. Часто дошкольникам с интеллектуальными нарушениями характерно зеркальное письмо.
Важно учить детей запоминать не только визуально (глазами), но и двигательно-осязательно (кинестетически). Для этого педагогами активно используются: «Волшебный мешочек», «Сухой бассейн», изображения цифр из нождачной бумаги, фетра. Выкладывание цифр из палочек, камешков, элементов мозаики, сгибание из проволоки, лепка из теста, пластилина. Учим ребенка обводить пальчиком получившуюся цифру по ходу письма цифры. Это не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный мыслеобраз ее контура, помогающий освоить ее написание.
При формировании умения соотносить количество с цифрой используются разнообразные задания практического характера: игры промышленного производства, действия с предметами, выполнение заданий на листах. Особое внимание надо уделять оречевлению счетных операций.
Для профилактики дисграфии используются различные графические задания с цифрами: обведи по контуру, найди и раскрась, наложенные изображения, штриховка в заданном направлении, нахождение цифр в изображениях предметов, нахождение цифр в необычном зеркальном или перевернутом положении, дописывание элементов цифр.
При ознакомлении с цифрами дошкольников с нарушением интеллекта необходимо:
- учитывать психофизические особенности воспитанников;
- уделять особое внимание пропедевтическому периоду;
- программные задачи выполнять последовательно: от простого к сложному;
- проведение по одной и той же теме двух и более занятий (замедленный темп усвоения программного материала);
- использовать простые инструкции, задания выполнять поэтапно;
- обучать детей речевому отчету о проделанных счетных действиях;
- использовать творческий подход к проведению занятий (например по сказке);
- использовать как традиционные, так и нетрадиционные, инновационные подходы;
- грамотно использовать наглядность;
- задействовать возможно большее количество разных анализаторов;
- активно использовать дидактические игры и упражнения;
- использовать индивидуальный и дифференцированный подход;
- доброжелательно и уважительно относиться к каждому ребенку.
Используемая литература:
- Баряева Л. Б. формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие. – Спб.: Издательство РГПУ им. Герцена, 2002.
- Бурмистрова И. В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр. / И. В. Бурмистрова, Е. А. Шевченко, Т. С. Шлыкова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. - № 11 (353.1)
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.: «БУКМАСТЕР», 1993.
- Хачатурян Л. М. Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР./ Л. М. Хачатурян. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015.