Педагогическая практика
ЗАТО Г. Зеленогорск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 27 «Золотая рыбка»
Учитель-дефектолог Аверина Любовь Викторовна
Педагогическая практика
«Использование многофункциональных пособий для развития познавательной деятельности детей с ЗПР»
В связи с введением стандарта в дошкольном образовании существенно изменился подход к организации образовательной деятельности в ДОУ, педагогам представилась свобода в выборе форм и методов организации детской деятельности и главным результатом этого выбора становятся личностные качества ребенка.
Результаты диагностики развития детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР показали, что у большинства воспитанников отмечается низкая произвольность психических процессов, поверхностный интерес к познавательной деятельности, слабая эмоциональная устойчивость, сниженная потребность в общении со взрослыми, низкая эффективность общения сверстников друг с другом. Поэтому проблема формирования познавательной деятельности очень актуальна для нас. Обучение развивает детей, прежде всего своим содержанием. Лучший образовательный эффект возможно достичь, соединив игру и обучение, то есть формировать игровые навыки и использовать игру как средство решения ребенком образовательных задач.
Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться использовать информацию, которую получил на коррекционных занятиях по определенной теме, чтобы захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы представляемой вам педагогической практики: «Использование многофункциональных пособий для развития познавательной деятельности детей с ЗПР».
Данная практика реализуется в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей ЗПР.
Цель: развитие познавательной деятельности дошкольников с ЗПР через использование многофункциональных пособий.
Задачи:
- разработать практические материалы для многофункциональных пособий, позволяющие активизировать интерес к познавательной деятельности;
- организовать практическую индивидуальную и совместную самостоятельную деятельность дошкольников с ОВЗ с учетом их возможностей;
- развивать когнитивные процессы, мелкую моторику на основе практических упражнений, включающих взаимодействие всех анализаторов;
- развивать игровую деятельность, стимулирующую потребность положительного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Игровая деятельность является средством полноценного развития личности ребенка. Основная идея практики состоит в создании оптимальных условий применения игровых средств, представленных многофункциональными пособиями, она позволяет находить новые пути и методы работы, что создает базу для качественного развития познавательной деятельности дошкольников. Практика базируется на деятельностном принципе коррекции, принципе системности коррекционных и развивающих задач, принципе опоры на сохранные анализаторы, принципе возможности выбора, проявления самостоятельности, инициативности.
В основе практики используется технология создания Лепбука, предоставляющей возможность изучения нового, повторения материала и комплексного подхода к процессу коррекции отклонений интеллектуального развития воспитанников.
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «книга на коленях» (lap –колени, bookкнига). Впервые Лэпбук стали использовать американцы. Адаптировала под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в работе с детьми.
На начальном этапе мы использовали в своей работе тематические Лэпбуки: «Здравствуй, зимушка-зима!», «Добрая дорога», «Береги птиц», «Пожарная безопасность» и другие. Это, как приобретенные готовые лепбуки, так и сделанные своими руками.
В дальнейшем возникла идея объединить множество тематических лэпбуков в одно целое – в Кейс. Его преимущество заключается в оптимальном сочетании наглядности и практических действий. Играя, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (визуальный, аудиальный, кинестетический).
ФГОС определил 5 направлений реализации образовательной программы ДОУ. Для создания Кейсов мы выбрали два направления: речевое развитие и познавательное развитие в части развития математических представлений дошкольников.
Создан и активно используется ЛогоКейс, а в настоящее время идет разработка и наполнение МатеКейса.
В ЛогоКейс входит множество дидактических игр для развития и совершенствования всех сторон речи дошкольников с ОВЗ. Все это размещено в кармашках, в виде блокнотиков, книжках-гармошках, конвертиках, на карточках и т.д. Таким образом, можно сказать, что ЛогоКейс— это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у ребенка творческого потенциала, учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной задачи.
Подробнее с описанием и содержимым ЛогоКейса можно познакомиться на сайте ДОУ:
https://ds-27-zolotaya-rybka.nubex.ru/6655/9220_logokeys.html
https://ds-27-zolotaya-rybka.nubex.ru/gallery/gallery_9207/
Способы организации образовательного процесса, методы и приемы:
ЛогоКейс находится в свободном доступе в помещении группы. Игры могут использоваться как в самостоятельной игровой деятельности детей, так и для индивидуальной работы воспитателя по закреплению навыков, полученных на занятиях учителя-дефектолога.
В этом и заключается сущность практики: обучение и коррекция происходит во взаимодействии всех участников коррекционно-развивающего процесса. Практика предполагает со-обучение, т. е. обучение в сотрудничестве, причем педагог выступает в роли партнера, помощника, создателя условий инициативы детей. Обучение в игре основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом сверстников, так как большинство упражнений обращается к опыту самого ребенка, а новое формируется на его основе. Наглядные методы и приемы работы подкрепляют речевое сопровождение задания-игры, что учитывает особенности воспитанников группы.
Начиная работу по использованию пособий, как средства всестороннего развития воспитанников, учитывали требования ФГОС к организации РППС:
- полифункциональны: способствуют развитию творчества, воображения, мышления, памяти, внимания;
- пригодны к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и индивидуально;
- обладают дидактическими свойствами, несут в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
- являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства;
- вариативны (есть несколько вариантов использования каждой части);
- их структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Формы организации деятельности: индивидуальная и подгрупповая.
Кейс помогает стеснительному и необщительному ребенку раскрыть себя и свой потенциал перед педагогом и сверстниками. С точки зрения социализации в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–4 ребенка выполняют задание вместе. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.
Посредством игры ребенок находит свое «Я» в обществе людей. Общение, соответствующее возрасту ребенка, само выступает основным условием успешности развития коммуникативной деятельности в дальнейшем.
Работа с пособиями отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность педагога наравне с детьми,
- добровольное присоединение детей к деятельности,
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Еще одним плюсом является тот факт, что Кейс — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Это одновременно и игра, и творчество, и познание и исследование нового, и повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности. Сам по себе он очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент, над которым работает ребенок, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. Помимо образовательных плюсов, Кейс может восприниматься детьми как «сокровище», к которому интересно возвращаться, пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Именно в такие моменты педагог понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому. Наша задача лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Практика направлена на достижение следующих результатов:
- позволяет активизировать интерес к познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ (дети стали задавать вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», они легче включаются в игровой замысел для решения образовательной задачи);
- осуществлять индивидуальный подход к детям с разными возможностями, помогает лучше понять и запомнить (особенно, если ребенок – визуал);
- развивать восприятие, внимание, память, мелкую моторику, речь (речь стала выполнять коммуникативную функцию общения, воспитанники сочиняют интересные рассказы и сказки, придумывают и дополняют своими героями);
- способствует организации самостоятельной деятельности детей (они учатся переносить полученные умения и навыки в самостоятельную игровую деятельность с пособиями);
- обеспечивает формирование социально-коммуникативной компетентности (дети инициируют игровое взаимодействие, установление положительных контактов с окружающими).
Способы, средства, инструменты измерения результатов практики:
По результатам педагогической диагностики отмечается положительная динамика развития познавательной деятельности, а также в формировании коммуникативных навыков. Педагогическая диагностика осуществляется на основе АООП для детей с ЗПР и включает мониторинг всех сторон речи воспитанников. Изменения вносятся в лист наблюдений, диагностическую карту игровой деятельности дошкольника и индивидуальную карту развития ребенка.
В процессе наблюдения видно, что у каждого ребёнка "сегодняшнего" есть изменения относительно самого себя "вчерашнего". Наблюдаемая динамика в развитии личности ребенка говорит об эффективности применения практики и необходимости дальнейшего создания и использования многофункциональных пособий.
При реализации данной практики мы столкнулись и с проблемами. Прежде всего - это достаточно большое количество времени, необходимое на создание Кейса, а также недостаточное материально-техническое обеспечение педагогического процесса.
Рекомендации по использованию практики:
Рекомендую использовать многофункциональные пособия в своей работе. Такие пособия должны быть ориентированы на детские интересы. Старайтесь продумывать и подбирать достаточное количество доступного игрового материала с учетом индивидуальных запросов и особенностей воспитанников. Кейс разработан с четом особенностей детей с ЗПР, но может использоваться в работе с нормативно развивающимися детьми. Изготовленные пособия должны быть эстетичны и привлекать внимание, как ребенка, так и взрослого, чтобы хотелось играть вновь и вновь.